Эхо катастрофы в Мексиканском заливе дойдёт до Арктики

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Прошло больше четырех месяцев со времени начала крупнейшего экологического бедствия в Мексиканском заливе. Катастрофа у побережья США началась 20 апреля со взрыва метана на платформе Deepwater Horizon, принадлежащей компании British Petroleum (BP). В результате взрыва погибли 11 рабочих платформы. Спустя два дня платформа затонула, а из поврежденной скважины на глубине 1,5 км начала вытекать нефть. За время аварии в воды Мексиканского залива вылилось, по последним оценкам, от 4,1 млн до 4,9 млн барр. нефти, что делает эту утечку крупнейшей в истории мировой нефтедобычи.

Нефть может оказаться даже на побережье Норвегии

На сегодня специалисты компании завершили цементирование аварийной скважины и нефть в воды залива, по их же утверждениям, вроде бы больше не поступает. Одновременно продолжаются работы по очистке залива от нефти. Расходы ВР на ликвидацию последствий катастрофы превысили 6 млрд долларов, а всего планируется потратить более 32 млрд долларов.

С целью покрытия этих расходов ВР, владеющая собственностью во всех концах планеты от Азербайджана и Ливии до арктической Аляски, объявила в июле, что собирается сократить свои операции после огромных убытков из-за аварии, продав активы в Техасе и во Вьетнаме на 30 млрд долларов. Кроме того, BP привлекла у банков Royal Bank of Scotland и Societe Generale пятилетний кредит на два миллиарда долларов. Эти кредиты будут поддерживаться продажами нефти с глубоководного месторождения Гюнешли в Азербайджане.

Надо признать, почти никто ВР в этой связи особо не сочувствует. Ведь речь идет не только о разрушенной среде обитания в Мексиканском заливе и на его берегах. Как говорят специалисты, вылившаяся нефть, будучи подхваченная Гольфстримом, може со временем оказаться даже на побережье Норвегии. Чего доброго, и до Мурманска дойдет, где уже привыкли к размножившемуся в Баренцовом море камчатскому крабу.

Два различные типа экономики

Зато появилось немало желающих приуменьшить масштабы случившегося. В том числе и президент США Барак Обама, совершивший 14 августа со своей дочерью Сашей «образцово-показательное» купание на побережье Флориды в Панама Сити-бич. Кстати, для купания президент на всякий случай избрал пляж «Аллигатор», находящийся в сотнях километрах от эпицентра катастрофы. Обама также встретился с местными бизнесменами и представителями властей, чтобы, как сообщает пресс-служба Белого дома, «ободрить их и поощрить американцев к поездкам на отдых на побережье Залива». Ранее, 9 августа, он заявил, что борьба с нефтяным пятном в Мексиканском заливе «практически завершена».

Надо сказать, в США многие недовольны тем, как президент Барак Обама действовал после катастрофы. Как писала британская «Guardian», «Обама проявил себя не с лучшей стороны - не смог в полной мере выразить гнев американского народа по поводу всего случившегося, как наверняка сделали бы Рейган или Клинтон». В частности, президент медлил с запретом на шельфовое и глубоководное бурение, в то время как этого требовала вся Америка. В результате Обама свои политические позиции сильно сдал, что наверняка аукнется ему на осенних промежуточных выборах в Конгресс, где республиканцы и без того наступают демократам на пятки, активно критикуя неудачи в Афганистане, неспособность решить т.н. «ядерную проблему» Ирана и слабую экономическую политику демократов.

Трудно не согласиться с бывшим главой Федеральной резервной системы (ФРС) США Алан Гринспэн, когда он говорит, что в Америке «чрезвычайно перекошенная экономика». Перекос выражается в том, что «идет существенное восстановление в чрезвычайно ограниченной области экономики - среди частных лиц с высоким уровнем доходов», а также «крупных банков» и «крупных корпораций, находящихся в отличной форме». Между тем «остальная часть экономики - малый и средний бизнес, небольшие банки, огромная часть рабочей силы» по-прежнему поражена кризисом. По словам Гринспэна, речь идет «в фундаментальном смысле о двух различных типах экономик».

Положение еще более трагично, чем предполагают

По утверждениям специалистов из Университета штата Джорджия, в Мексиканском заливе собрано уже 80% попавшей туда нефти. Правда, нефть в основном собрана только с поверхности. Большие ее скопления продолжают оставаться на глубине. Причем, как говорят океанологи из Университета Южной Флориды, именно эти скопления более всего загрязняют воды залива и выделяют токсины, создавая наибольшую угрозу для морских обитателей. «В первую очередь, выделяемые залегающей на глубине нефтью токсины негативно сказываются на планктоне», - отметил микробиолог Джон Пол. - Это, в свою очередь, неизбежно нанесет ущерб всем живым существам, которые им питаются».

Другая группа американских ученых считает, что положение еще более трагично. Ученые опубликовали заявление, в котором говорится, что большая часть вытекшей нефти, около 79%, до сих пор находится под водной поверхностью. Их оценки не включают ту нефть, которая была смыта на побережье, потому что ее объем слишком сложно оценить, пишет в заявлении маринолог Университета штата Джорджия Чак Хопкинсон. Химик Дана Ветцель сравнила заявление президента о «практическом завершении» борьбы со съемками кино. «Они будто бы уже говорят: "конец". А на самом деле мы только начали писать сценарий», - заявила Ветцель.

Китайские власти и британские пенсионеры

Громкое эхо катастрофы в Мексиканском заливе разнеслось, без преувеличения, по всему миру. 20 апреля 2010 года ни китайские инвесторы, ни британские пенсионеры ещё не подозревали, что вскоре их накроет черная нефтяная волна, заливающая побережье Луизианы, Алабамы и Флориды. В течение первых двух месяцев с момента катастрофы их финансовые активы в виде акций ВР потеряли 48% стоимости. В Китае, Сингапуре, Кувейте и Норвегии государственные инвестиционные фонды, вложившие средства в ВР, с момента, когда из поврежденной на глубине 1,5 км скважины начала вытекать нефть, уменьшились на 4 млрд евро.

Во время, когда под давлением финансовых рынков правительства европейских стран «реформируют», то есть ампутируют системы социального обеспечения, особенно интересно выглядит ситуация с пенсиями англичан.

В результате аварии в Заливе, акции ВР на Нью-Йоркской фондовой бирже за первые десять недель упали на 57%. Обвал акций повлек за собой и падение рыночной стоимости компании со 190 млрд долларов до 95 млрд долларов.

Между тем ВР кроме предоставления 10 000 рабочих мест для граждан Великобритании ежегодно выплачивает в государственную казну около 10,5 млрд долларов в виде налогов. Снижение налоговых поступлений может осложнить и без того тяжелое экономическое положение и подтолкнет британское правительство к поиску новых путей сокращения государственных расходов.

Чтобы полностью осознать масштабы финансового урона, который понесла не только корпорация, но и экономика Великобритании, необходимо учесть, что около 40% акций ВР принадлежат британским акционерам. Сумма дивидендов компании составляет одну седьмую часть всех выплат дивидендов в Соединенном Королевстве и положена в основу многих пенсионных систем. Вследствие стремительного падения стоимости акций, выплаты дивидендов были приостановлены и пенсионные фонды, а также большое количество британцев недосчитались приличных сумм. В случае банкротства компании, британские пенсионеры останутся без важного источника дохода. Мэр Лондона Борис Джонсон уже назвал крах BP «национальной проблемой» Великобритании.

Готовьтесь к белым медведям и тюленям в нефтяных пятнах

Поскольку катастрофа произошла вблизи берегов США, ВР пришлось, как говорится, вывернуть карманы и даже обратиться к продаже части активов. Если бы подобное случилось у берегов или на территории какой-либо страны с марионеточным режимом, купленным той же корпорацией, все происходило бы по совершенно иному сценарию, «без шума и пыли».

Погоня за прибылью гонит таких нефтяных гигантов, как ВР, Exxon-Mobil, Chevron-Texaco, Conoco-Phillips все дальше в Мировой океан, и риск новых катастроф становится все больше. Следующим перспективным районом глубокого бурения, скорее всего, окажется Арктика. Там нет четких национальных границ, и только крупнейшие компании обладают технологией, позволяющей работать в арктических условиях. Так что скоро мы можем увидеть на северных рубежах России белых медведей в нефтяных пятнах и тюленей в черной пленке.

Недавно немецкий телеканал ARD, объясняя, почему в ЕС буквально за уши тащат Исландию, пришел к интересному выводу. По его мнению, «Исландия может кое-что предложить Евросоюзу. Ибо со вступлением Исландии произойдет расширение ЕС на Арктику, где ученые предполагают огромные месторождения сырья». И в ЕС, кроме Дании, которая является арктической страной, поскольку владеет Гренландией, появится еще одно государство, географически имеющее право оспаривать богатства Арктики.

На днях стало известно, что в России создается специальный авиационный отряд, предназначенный для изучения Арктики. «В октябре текущего года планируется принять соответствующий правительственный документ, связанный с оснащением этого специализированного авиаотряда», - сообщило 18 августа агентство «Интерфакс». Однако почему октябрь? Время не терпит. Необходимо в кратчайшие сроки доказать право России на шельф Северного Ледовитого океана. Установка российскими «Мир-1» и «Мир-2» в начале августе 2009 г. на дне океана, на Северном полюсе российского флага сама по себе ничего не значит. Нужно другое: доказать, что хребты Менделеева и Ломоносова, а это около миллиона квадратных километров, являются продолжением континентального шельфа России и должны отойти ей.

Другие материалы