После того, как 29 июля 2009 к власти в Молдове пришел правый Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ), Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) ушла в глухую оппозицию. Имея поддержку внешних сил на Западе, АЕИ начал жестко выдавливать компартию из информационного пространства, государственных учреждений, перетягивать на свою сторону местных региональных советников. Пошли бесконечные проверки бизнеса коммунистов, начали создаваться всевозможные комиссии «по осуждению коммунизма», по «разработке новой конституции». Основная битва должна была состояться 5 сентября, поскольку правящий Альянс, имея лишь 53 депутатских мандата из 101-го, не может избрать своего президента, так как для этого по конституции требуется 61 мандат.
Оценив ситуацию, АЕИ решил пойти окольными путями: изменить 78-ю статью конституции об избрании президента 61-м голосом членов парламента на прямые президентские выборы. Учитывая, что около 80 % населения страны вроде бы поддерживали прямое избрание президента, а ПКРМ призывала к бойкоту, референдум рассматривался Альянсом как механизм по дискредитации компартии, раздробления ядра её избирателей, выставлении коммунистов как силы «противящейся воле народа». После референдума ПКРМ должна была выйти разбитой, деморализованной, с имиджем проигравшего. На это указывали и опросы: Центр социологических исследований CBS-AXA утверждал в начале июля, что 78% населения готовы прийти на референдум, социологическая служба IMAS давала свыше 73% участия.
К тому же АЕИ предлагал провести совместно президентские и парламентские выборы. Расчет делался на то, что ПКРМ не имеет пока кандидата в президенты, равнозначного В.Воронину (которому Конституционный Суд отказал в праве баллотироваться на должность главы государства). Соответственно, самыми мощными фракциями, по расчету политтехнологов Альянса, должны были обладать ЛДПМ Влада Филата и ДПМ Мариана Лупу. Оно и понятно. Если человек голосует, к примеру, за М.Лупу при выборах президента, то очевидно, что он проголосует и за его партию…
Однако расчеты и надежды АЕИ рухнули. Несмотря на все усилия молдавских властей, референдум по изменению конституции государства с треском провалился, не набрав и 30% избирателей. А ведь Альянс изменил Кодекс о выборах, понизив явку с 60 % до 33%, открыл 78 участков за границей, напечатал вместо обычных 65.000 около 200.000 бюллетеней для голосования за рубежом. Увы, Кишинев, Бельцы (то есть крупные города, где люди более информированы), да и те же гастарбайтеры просто не пришли на выборы. Так что граждане спутали карты правящему Альянсу за европейскую интеграцию.
Существует несколько вероятных причин такой низкой явки. Безусловно, доверие к Альянсу очень сильно упало. К примеру, опрос от мая 2010 года, проведенный Институтом общественных политик (Барометр общественного мнения), указывает на то, что только 27 % населения доверяют правительству (в ноябре 2009-го доверявших было 44%). Доверие к парламенту упало от 41% до 26%, к президенту – от 35% до 24%! 64 % населения заявляло, что страна движется в неправильном направлении… Больше не доверявших было лишь в июле 2009-го, перед проигрышем ПКРМ на выборах, и в 2001-м, перед падением Петра Лучинского. Поэтому народ и не поддержал призыв Альянса.
Немаловажную роль сыграл и внутренний скандал в самом Альянсе, сброс компромата «союзников» друг против друга. К тому же шум, поднятый кампанией «против мафии», явно перекрыл саму кампанию за референдум.
Ещё была сделана большая политтехнологическая ошибка. Все СМИ, подконтрольные Альянсу, убеждали население, что референдум фактически состоялся, что 70% населения скажет "да". И в результате правящие силы начали вести не столько кампанию за референдум, сколько президентскую кампанию. Лидеры Альянса уже начали делить президентское кресло. Люди и подумали: зачем я должен идти голосовать, если результат и так заранее известен.
А к этому ещё ПКРМ, СДП (Социал-Демократическая партия), «Равноправие» и Партия социалистов убеждали граждан, что если референдум состоится, то парламентских выборов не будет, страна объединится с Румынией и вступит в НАТО!Сам врио президента Михай Гимпу торжественно клялся, что не распустит парламент. Были партии, вроде Национал-либеральной, которые открыто обещали объединение с Румынией после референдума, подтверждая тем самым оценки ПКРМ …
Таким образом, провал референдума– это победа ПКРМ и СДП. Ведь что получается. Почему Альянсом был изменен избирательный кодекс и снижен порог с 60 % до 33%? Потому что 33 % - это как раз то количество голосов, которое Альянс набрал на выборах 2009 года - 808 592 голоса. На референдум вышло 799,323 граждан, то есть меньше. При этом за инициативу АЕИ об избрании президента всенародным голосованием проголосовало только 701.486, то есть 87,8% из участников референдума. Другими словами, АЕИ потерял около 100.000 голосов избирателей, или приблизительно 6%. Другими словами, периферический электорат Альянса посыпался… А ведь за прямое избрание президента народом агитировали не только партии Альянса, но и другие партии: НРП (Народно-Республиканская партия), НЛП (Национал-либеральная партия), Экологисты, Партия труда, Единая Молдова, ДЕД, Партия гуманистов и т. д.
Теперь коммунисты и социал-демократы будут резонно говорить о том, что это был референдум по недоверию Альянсу и что 70% населения, не вышедших на референдум, поддержали призыв Партии коммунистов Республики Молдова и Социал-демократической партии, которые бойкотировали референдум.
Политическая ситуация в стране после референдума во многом изменилась.
ПКРМ теперь избавилась от головной боли – прямых президентских выборов и необходимости искать кандидата в президенты. В принципе, у коммунистов появился шанс вернуть себе лидерские позиции и завоевать контроль над парламентом, поставив «локомотивом» на предстоящих выборах бывшего президента страны Владимира Воронина, имеющего пока что самый высокий президентский рейтинг (27%). Альянс может не набрать больше 45%. ПКРМ, если создаст Левый блок (ПКРМ, СДП, Партия социалистов), обновит ряды, проведет жесткую кампанию, социальные марши протеста, может набрать около 46-50% и победить.
Вместе с тем внутри Альянса усилились противоречия и конфликты. Члены правящей группировки наперебой обвиняют друг друга в провале референдума. Одна из партий альянса – АНМ (Альянс «Наша Молдова») – судорожно пытается убедить своих партнеров по власти создать единый блок и пойти на выборы общим списком. Для АНМ это крайне важно – все опросы указывают на то, что партия не имеет шансов пройти в будущий парламент. Однако создание единого блока АЕИ маловероятно. Возникает много проблем. К примеру, кто будет первым по спискам: Мариан Лупу или Влад Филат? А как будут распределяться места: согласно рейтингу или набранным голосам в парламенте год назад? Но ведь у ЛДПМ (Либерально-Демократическая Партия Молдовы) за это время рейтинг заметно вырос: с 16% до 20-25%, при этом у АНМ упал с 7% до 2%, у ЛПМ (Либеральная Партия Молдовы) с 15% до 10%, у ДПМ (Демократическая Партия Молдовы) сохранился на уровне 12-14%. Непонятно, по чьим спискам будут идти партии, и так далее.
Правительство попало в очень сложную ситуацию: Россия практически закрыла рынок вина, яблок, ограничила доступ молдавских транспортных фирм на свою территорию. А это может создать, в первую очередь для ЛДПМ, чей лидер, Влад Филат, является премьер-министром, дополнительные проблемы. Вся надежда Альянса - на обещанные Западом финансовые вливания для повышения зарплат и пенсий, но после провала референдума, суммы, которые на Западе согласятся «отвалить» Альянсу, явно поубавятся.
Вечером 8 сентября агентства сообщили, что руководители Альянса согласовали дату парламентских выборов – 21 ноября. Видимо, в связи с этим Альянс постарается отложить введение повышенных тарифов на горячую воду и тепло на период после выборов. Только поможет ли это? Люди всё равно знают, кому они обязаны ожидающим их повышением тарифов. Мы уже не говорим о грядущих повышениях цен на газ, о росте инфляции. Всего этого и страшится Альянс, зная, что время работает против него.