Девятый испытательный запуск лунного корабля Starship компании Илона Маска SpaceX завершился катастрофой в третий раз подряд.
«Произошло быстрое незапланированное разрушение [Starship]. Специалисты проанализируют полученные данные и продолжат подготовку к следующему запуску», – говорится в пресс-релизе SpaceX.
Как сообщает CBS News, ракета стартовала с площадки Starbase в Техасе во вторник в 19:37 по восточному времени США (2:37 мск 28 мая). Примерно через 30 минут после старта связь со второй ступенью корабля была потеряна.
«Мы потеряли контроль над ориентацией корабля в пространстве. Это суборбитальный полет, так что аппарат продолжает двигаться по своей траектории, как и раньше», – сообщил ведущий трансляции SpaceX. Он добавил, что специалисты зафиксировали утечку топлива, но не исключают, что Starship по-прежнему может приводниться в Индийском океане, как и планировалось. Кроме того, во время полета дверь грузового отсека корабля не открылась до конца, поэтому вывести восемь симуляторов спутников системы связи Starlink в суборбитальное пространство не удалось.
В компании заявили о «быстрой незапланированной разборке» корабля (RUD – rapid unscheduled disassembly).
В этом полёте SpaceX не ставила перед собой задачу осуществить захват первой ступени-ускорителя – Super Heavy – по её возвращении на специальную платформу Mechazilla. Ускоритель успешно отделился от корабля и должен был приводниться в Мексиканском заливе, однако связь с ним была также утеряна.
Ранее этот же ускоритель использовался SpaceX в седьмом испытательном полёте.
«Приближаясь к назначенному месту приводнения в заливе, Super Heavy повторно запустил свои 13 центральных и средних кольцевых двигателей Raptor. Контакт с ускорителем был потерян вскоре после начала посадочного импульса, когда он испытал быструю незапланированную разборку (разрушение) примерно через 6 минут после запуска», – уточнили в SpaceX.
Управляемое приводнение сорвалось; обломки взорвавшейся Super Heavy упали в Мексиканский залив.
Что касается второй ступени, то есть самого корабля Starship, то из-за утечки давление в метановом баке резко упало, корабль начал вращаться, а программный контроллер отменил повторное зажигание двигателя. Экипаж управления аварийно стравил остатки топлива-метана, переведя аппарат в safe mode.
Без возможности стабилизироваться Starship вошел в плотные слои атмосферы под ложным углом, испытал разрушительную тепловую и аэродинамическую нагрузку и взорвался на высоте примерно 59 км над Индийским океаном.
Два предыдущих испытательных полета Starship также закончились катастрофами.
20 апреля 2023 года Starship стартовал с космодрома Бока-Чика в Техасе, но на высоте 38 км над Землей он начал неконтролируемо вращаться и падать, после чего был взорван, чтобы не допустить катастрофического падения.
В прямом эфире трансляции старта Starship можно было наблюдать, что при старте не запустились три двигателя первой ступени, а затем остановились еще три. Основной причиной потери управляемости назван взрыв блока управления гидравликой через 30 секунд после старта.
В SpaceX сообщили, что ракета вышла из строя из-за проблем с механизмом разделения ступеней. Вторая ступень вместе с самим Starship не смогла отстыковаться от первой и погибла вместе с ракетой. При запуске стартовую площадку сильно повредило, было разрушено все бетонное основание и сорвало коммуникации.
Второй тестовый старт также был неудачным. 18 ноября 2023 года Starship успешно стартовал. 33 двигателя первой ступени работали в штатном режиме. Разделение ступеней произошло на высоте 70 км через 2 минуты 45 секунд полётного времени. Во время выполнения манёвра первой ступени по изменению направления своего движения на противоположное (Boostback Burn) несколько двигателей начали отключаться из-за засорения фильтра. Один из двигателей взорвался, что привело к потере первой ступени. Корабль достиг высоты 148 километров, после чего был подорван системой прекращения полёта из-за возникшей утечки, вызвавшей возгорание.
В ходе третьего испытательного полета 14 марта 2024 года разделение первой ступени и корабля прошло успешно, но при возвращении на Землю Super Heavy двигатели ракеты отработали нештатно, ракета дестабилизовалоась и была взорвана системой прерывания полёта на высоте около 450 метров при скорости 1112 км/ч.
Корабль Starship вышел на суборбитальную траекторию с апогеем 234 км и перигеем − 50 км. Запланированный перезапуск двигателей, который мог бы привести к выходу на перигей в 50 км был отменён. Дверцы полезной нагрузки заклинило. При входе в атмосферу на высоте около 65 км связь прервалась, корабль впал в неуправляемое вращение по продольной оси и взорвался.
Четвертый, пятый и шестой тестовые старты прошли успешно, но в SpaceX решили переделать конструкцию системы Staship/Super Heavy из-за очевидных конструктивных просчётов.
16 января 2025 года состоялся седьмой старт. Через 07:39 после старта, двигатели модернизированного Starship стали отключаться, в кормовой части аппарата возник пожар, что привело к его быстрому разрушению. В 08:26 телеметрия со Starship перестала поступать. Испытание новой системы развертывания спутников Starlink не состоялось. Первая ступень Super Heavy успешно приземлилась на стартовую площадку и была поймана манипуляторами Mechazilla.
6 марта 2025 года состоялся восьмой старт. Корабль взорвался над Карибским морем через 10 минут после начала старта с космодрома на юге Техаса, примерно за 20 секунд до окончания времени подъёма. Ракета-носитель Super Heavy успешно вернулась на стартовый комплекс. Из-за угрозы падения обломков FAA ввело временные ограничения на полёты в нескольких аэропортах Флориды - в Майами, Орландо, Палм-Бич и Форт-Лодердейл.
3 мая 2025 года на полигоне в Техасе SpaceX провела статический прожиг двигателей Starship – стандартную проверку перед полётом. Однако кадры с места событий показали необычное завершение теста: через 30 секунд работы двигателей последовала яркая синяя вспышка.
Эта авария должна была насторожить руководство SpaceX, которые могли отложить девятый старт и хорошенько разобраться с причинами возникновения «синего пламени». Но они понадеялись на американский «авось» и получили такую аварию, которая ставит под сомнение всю программу полетов на Луну и Марс.
После оглушительного провала девятого старта, когда взорвалось вообще все, что могло взорваться, вырисовывается очевидная бесперспективность системы Staship / Super Heavy не только для полетов в дальний космос (для чего она и была создана), но и даже для стартов на околоземные орбиты.
Дело в том, что конструкция Starship как мы писали, концептуально ошибочна.
После череды катастроф и аварий Соединенные Штаты уже прекратили финансирование программы запусков сверхтяжелой лунной ракеты-носителя SLS и пилотируемого корабля Orion в рамках проекта Artemis, планируемого в 2027 году, как следует из проекта федерального бюджета на 2026 год.
Бюджет также предполагает прекращение работ по созданию лунной орбитальной станции Gateway, разрабатываемой с международными партнерами, которая использовалась бы для поддержки запланированных пилотируемых миссий на Луну с помощь ракеты SLS и корабля Orion компаний Boeing и Lockheed Martin.
На сегодняшний день очевидно, что реализация полетов в дальний космос на ракетах Илона Маска чревата еще более серьезными катастрофами, что грозит серьёзно уронить и без того увядший имидж Америки.