Лунная и марсианская программы США горит «синим пламенем». В буквальном смысле

Полёты в дальний космос на ракетах Илона Маска чреваты дальнейшими катастрофами

Девятый испытательный запуск лунного корабля Starship компании Илона Маска SpaceX завершился катастрофой в третий раз подряд. 

«Произошло быстрое незапланированное разрушение [Starship]. Специалисты проанализируют полученные данные и продолжат подготовку к следующему запуску»,говорится в пресс-релизе SpaceX. 

Как сообщает  CBS News, ракета стартовала с площадки Starbase в Техасе во вторник в 19:37 по восточному времени США (2:37 мск 28 мая). Примерно через 30 минут после старта связь со второй ступенью корабля была потеряна. 

«Мы потеряли контроль над ориентацией корабля в пространстве. Это суборбитальный полет, так что аппарат продолжает двигаться по своей траектории, как и раньше», – сообщил ведущий трансляции SpaceX. Он добавил, что специалисты зафиксировали утечку топлива, но не исключают, что Starship по-прежнему может приводниться в Индийском океане, как и планировалось. Кроме того, во время полета дверь грузового отсека корабля не открылась до конца, поэтому вывести восемь симуляторов спутников системы связи Starlink в суборбитальное пространство не удалось.

В компании заявили о «быстрой незапланированной разборке» корабля (RUD – rapid unscheduled disassembly).

В этом полёте SpaceX не ставила перед собой задачу осуществить захват первой ступени-ускорителя – Super Heavy – по её возвращении на специальную платформу Mechazilla. Ускоритель успешно отделился от корабля и должен был приводниться в Мексиканском заливе, однако связь с ним была также утеряна.

Ранее этот же ускоритель использовался SpaceX в седьмом испытательном полёте.

«Приближаясь к назначенному месту приводнения в заливе, Super Heavy повторно запустил свои 13 центральных и средних кольцевых двигателей Raptor. Контакт с ускорителем был потерян вскоре после начала посадочного импульса, когда он испытал быструю незапланированную разборку (разрушение) примерно через 6 минут после запуска», – уточнили в SpaceX.

Управляемое приводнение сорвалось; обломки взорвавшейся Super Heavy упали в Мексиканский залив.

Что касается второй ступени, то есть самого корабля Starship, то из-за утечки давление в метановом баке резко упало, корабль начал вращаться, а программный контроллер отменил повторное зажигание двигателя. Экипаж управления аварийно стравил остатки топлива-метана, переведя аппарат в safe mode.

Без возможности стабилизироваться Starship вошел в плотные слои атмосферы под ложным углом, испытал разрушительную тепловую и аэродинамическую нагрузку и взорвался на высоте примерно 59 км над Индийским океаном.

Два предыдущих испытательных полета Starship также закончились катастрофами.

20 апреля 2023 года Starship стартовал с космодрома Бока-Чика в Техасе, но на высоте 38 км над Землей он начал неконтролируемо вращаться и падать, после чего был взорван, чтобы не допустить катастрофического падения.

В прямом эфире трансляции старта Starship можно было наблюдать, что при старте не запустились три двигателя первой ступени, а затем остановились еще три. Основной причиной потери управляемости назван взрыв блока управления гидравликой через 30 секунд после старта.

В SpaceX сообщили, что ракета вышла из строя из-за проблем с механизмом разделения ступеней. Вторая ступень вместе с самим Starship не смогла отстыковаться от первой и погибла вместе с ракетой. При запуске стартовую площадку сильно повредило, было разрушено все бетонное основание и сорвало коммуникации. 

Второй тестовый старт также был неудачным. 18 ноября 2023 года Starship успешно стартовал. 33 двигателя первой ступени работали в штатном режиме. Разделение ступеней произошло на высоте 70 км через 2 минуты 45 секунд полётного времени. Во время выполнения манёвра первой ступени по изменению направления своего движения на противоположное (Boostback Burn) несколько двигателей начали отключаться из-за засорения фильтра. Один из двигателей взорвался, что привело к потере первой ступени. Корабль достиг высоты 148 километров, после чего был подорван системой прекращения полёта из-за возникшей утечки, вызвавшей возгорание. 

В ходе третьего испытательного полета 14 марта 2024 года разделение первой ступени и корабля прошло успешно, но при возвращении на Землю Super Heavy двигатели ракеты отработали нештатно, ракета дестабилизовалоась и была взорвана системой прерывания полёта на высоте около 450 метров при скорости 1112 км/ч.

Корабль Starship вышел на суборбитальную траекторию с апогеем 234 км и перигеем − 50 км. Запланированный перезапуск двигателей, который мог бы привести к выходу на перигей в 50 км был отменён. Дверцы полезной нагрузки заклинило. При входе в атмосферу на высоте около 65 км связь прервалась, корабль впал в неуправляемое вращение по продольной оси и взорвался.

Четвертый, пятый и шестой тестовые старты прошли успешно, но в SpaceX решили переделать конструкцию системы Staship/Super Heavy из-за очевидных конструктивных просчётов.

16 января 2025 года состоялся седьмой старт. Через 07:39 после старта, двигатели модернизированного Starship стали отключаться, в кормовой части аппарата возник пожар, что привело к его быстрому разрушению. В 08:26 телеметрия со Starship перестала поступать. Испытание новой системы развертывания спутников Starlink не состоялось. Первая ступень Super Heavy успешно приземлилась на стартовую площадку и была поймана манипуляторами Mechazilla.

6 марта 2025 года состоялся восьмой старт. Корабль взорвался над Карибским морем через 10 минут после начала старта с космодрома на юге Техаса, примерно за 20 секунд до окончания времени подъёма. Ракета-носитель Super Heavy успешно вернулась на стартовый комплекс. Из-за угрозы падения обломков FAA ввело временные ограничения на полёты в нескольких аэропортах Флориды - в Майами, Орландо, Палм-Бич и Форт-Лодердейл.

3 мая 2025 года на полигоне в Техасе SpaceX провела статический прожиг двигателей Starship – стандартную проверку перед полётом. Однако кадры с места событий показали необычное завершение теста: через 30 секунд работы двигателей последовала яркая синяя вспышка.

Эта авария должна была насторожить руководство SpaceX, которые могли отложить девятый старт и хорошенько разобраться с причинами возникновения «синего пламени». Но они понадеялись на американский «авось» и получили такую аварию, которая ставит под сомнение всю программу полетов на Луну и Марс. 

После оглушительного провала девятого старта, когда взорвалось вообще все, что могло взорваться, вырисовывается очевидная бесперспективность системы Staship / Super Heavy не только для полетов в дальний космос (для чего она и была создана), но и даже для стартов на околоземные орбиты.

Дело в том, что конструкция Starship как мы писали, концептуально ошибочна.

После череды катастроф и аварий Соединенные Штаты уже прекратили финансирование программы запусков сверхтяжелой лунной ракеты-носителя SLS и пилотируемого корабля Orion в рамках проекта Artemis, планируемого в 2027 году, как следует из проекта федерального бюджета на 2026 год.

Бюджет также предполагает прекращение работ по созданию лунной орбитальной станции Gateway, разрабатываемой с международными партнерами, которая использовалась бы для поддержки запланированных пилотируемых миссий на Луну с помощь ракеты SLS и корабля Orion компаний Boeing и Lockheed Martin. 

На сегодняшний день очевидно, что реализация полетов в дальний космос на ракетах Илона Маска чревата еще более серьезными катастрофами, что грозит серьёзно уронить и без того увядший имидж Америки.

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться