Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН являются документами рекомендательного характера - ввиду отсутствия у нее механизмов реализации собственных решений и по причинам процедурного характера. Для прохождения документа достаточно простого перевеса голосов «за» над голосами «против» без учёта воздержавшихся. Это позволяет одобрять документы, в отношении которых большинство стран-членов ООН безразличны. Так, в частности, произошло с запросом Сербии в Международный суд ООН по вопросу о легитимности самопровозглашенной независимости Косова. А ещё в арсенале ГА ООН есть такой механизм, как консолидированное одобрение – если документ заранее согласован принципиальными фигурантами того или иного процесса или конфликта.
Именно последний случай и произошел 9 сентября, когда Генеральная Ассамблея одобрила совместную резолюцию Сербии и Европейского союза по Косову. Документ призывает к «мирному диалогу» по косовской проблеме между Белградом и Приштиной как «фактору мира, безопасности и стабильности в регионе». Данную резолюцию никак нельзя считать равным дипломатическим успехом обоих партнеров. Речь идет о фактической капитуляции властей Сербии, которые в течение последних дней пункт за пунктом сдавали свои позиции, в конечном итоге превратив обсуждение косовской проблемы в стенах ООН в театр политического абсурда.
Окончательный текст резолюции по Косову, принятой ГА ООН 9 сентября, приглажен до такой степени, что парадоксальным образом устроил и власти Сербии, и главных архитекторов косовской независимости в лице США и ЕС. Это в значительной мере девальвировало документ в международно-правовом отношении. Западные же державы снова достигли своих целей, не пожертвовав для сербов ничем, кроме очередной порции похвал и расплывчатых обещаний.
Между тем первоначальный проект резолюции содержал справедливые положения о «недопустимости» независимости Косова (особенно с точки зрения использования косовского прецедента в других конфликтных зонах Балкан и в целом Евразии) и необходимости новых переговоров «по всем остающимся открытыми вопросам», а значит, и по статусу края. Эти пункты давали возможность ООН выразить вполне внятную позицию.
Однако давление Запада, поддержанного Организацией Исламская Конференция, с требованием к Сербии либо отозвать проект резолюции, либо изъять из него неугодные албанским властям Косова формулировки, сделало свое дело. Свое веское слово сказали побывавшие в Белграде министры иностранных дел Германии и Великобритании Гидо Вестервелле и Уильям Хейг, а также принимавшая президента Сербии Бориса Тадича в Брюсселе Верховный комиссар Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Их усилиями итоговая резолюция приобрела настолько расплывчатый характер, что уже вообще никого ни к чему не обязывает. Взамен положения о «недопустимости» косовской независимости в документе сказано, что «Сербия никогда и никоим образом не признает независимость своей южной провинции», а также о важности абстрактного «мирного диалога».
И всё же главная проблема не в терминах документа, а в его значении для судьбы Косовского края. Сохраняющаяся неопределенность вокруг международно-правового статуса Косова подталкивает боснийских сербов к ещё более активным действиям в направлении собственного самоопределения. Премьер-министр боснийской Республики Сербской Милорад Додик уже назвал примерные сроки самоопределения боснийских сербов по косовскому образцу – «ближайшие четыре года». Многое будет зависеть от итогов намеченных на 3 октября в Боснии и Герцеговине всеобщих выборов. В том случае, если Союз независимых социал-демократов Милорада Додика подтвердит свои лидирующие позиции в Республике Сербской, вероятность повторения косовского сценария в этом районе Балкан существенно возрастет. Тем более что и другие сербские партии в Боснии и Герцеговине занимают сходные позиции. Лидер Демократического народного союза Марко Павич призывает использовать в своих интересах не только косовской прецедент как таковой, но и конкретно решение Международного суда ООН в поддержку независимости Косова. Он уверен, что «заключение Суда показывает, по какому пути надо идти».
Неоднозначные компромиссы, достигнутые президентом Тадичем с руководством Евросоюза, вполне могут привести и к обострению внутриполитической обстановки в самой Сербии, где оппозиция критически отслеживает каждый шаг властей в косовском вопросе, не без оснований подозревая их в тайных намерениях согласиться с независимостью Края.
Недовольны и косовские сербы. Накануне заседания Генеральной Ассамблеи ООН председатель Сербского национального совета Северного Косова Милан Иванович заявил, что если договоренности Белграда и ЕС по Косову будут нарушать права косовских сербов и осуществляться «без согласия России», косовские сербы выступят «с инициативой о предоставлении российского гражданства сербам Косова и Метохии». «Россия умеет защищать своих граждан, где бы они ни жили», - подчеркнул Милан Иванович, явно имея в виду военный конфликт на Кавказе в августе 2008 года и последовавшее затем признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. Он сослался на принятую делегатами собрания общин Косова и Метохии 7 сентября в городе Звечан декларацию о защите Косовского края как «неотъемлемой части Сербии». В декларации подчеркивается, что никто не имеет права разрабатывать документ, в котором «прямо или косвенно ставились бы под угрозу суверенитет и территориальная целостность Сербии» (намек на компромиссы Тадича с Евросоюзом).
Что же касается надежд Белграда на скорейшую интеграцию Сербии в ЕС, то вряд ли они укрепились. В запасе у Брюсселя еще много рычагов давления на Сербию – от выдачи генерала Ратко Младича до регионализации страны и пересмотра ее соглашений с Россией. Процесс дипломатического «выкручивания рук» сербскому руководству будет продолжаться, учитывая, что он приносит зримые результаты.
__________________________
Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России».