Парламентские выборы в Киргизии, которых ожидали как в самой уставшей от перманентного кризиса и жаждущей стабильности республики, так и за её пределами, наконец, состоялись. Вопреки прогнозам голосование не вызвало очередных беспорядков и массовых столкновений, подобных тем, что произошли в июне на юге республики. С тем, что выборы в целом были справедливыми, согласны и большинство участвовавших в них политических партий, и наблюдатели, которые даже заговорили о появлении в Центральной Азии «первой настоящей демократии». Однако способность победивших партий договориться и согласованно управлять страной, как и будущее парламентаризма в Киргизии, вызывают большие сомнения.
Одной из главных особенностей прошедших в Кыргызстане выборов стало рекордное количество участвовавших в них политических партий – 29 на 120 депутатских мест в Жогорку Кенеше (Верховном совете). Такое партийное изобилие – прямое отражение кланово-региональной структуры киргизского общества.Большинство партий и общественных движений в стране формируются на основе кланово-родственных и земляческих отношений.
При низкой явке (из 2 853 тыс. избирателей в выборах приняли участие только 55%) победу на выборах одержали оппозиционные партии. 5-процентный порог, необходимый для прохождения в парламент, преодолели пять партий - партия «Ата-Журт» (8,89%), Социал-демократическая партия Кыргызстана (8,04%), партия «Ар-Намыс» (7,74%), партия «Республика» (7,24%) и партия «Ата-Мекен» (5,6%). Всего несколько десятых процента голосов для того, чтобы пройти в парламент, не хватило партии «Бутун Кыргызстан» (4,84%).
Лидер парламентской гонки – партия «Ата-Журт» является не только оппозиционной, но и возглавляется бывшими бакиевскими чиновниками. Глава «Ата-Журта» Камчибек Ташиев, возглавлявший при прежнем режиме МЧС, прославился накануне выборов тем, что обещал вернуть Бакиева на родину и изменить конституцию в пользу президентской формы правления. А в ставшем уже знаменитым интервью 16 сентября К. Ташиев заявил: «Титульная нация должна быть титульной, она не может стоять ниже других наций, живущих в этой стране... Если какая-либо нация в нашей стране, русские, узбеки, турки или китайцы скажут, что они находятся наравне с киргизами или выше них, тогда государство развалится». Именно эта позиция позволила «Ата-Журту» привлечь голоса значительной части избирателей.
Успех третьей по числу набранных голосов партии «Ар-Намыс», возглавляемой бывшим премьер-министром Феликсом Куловым, наблюдатели склонны объяснять поддержкой этого политика со стороны России. Накануне выборов Ф. Кулов был принят президентом РФ Д.Медведевым, а российские СМИ уделили этой встрече большое внимание. По словам немецкого эксперта по Центральной Азии Михаэля Лаубша, это свидетельство того, что «российское телевидение имеет по-прежнему очень серьезное значение в Киргизии», а «Россия смогла убедительно показать размах своего влияния».
Киргизскими аналитиками результаты выборов рассматриваются не только как победа оппозиции, но и как успех «южных» партий, прежде всего, того же «Ата-Журта», сумевшего в отличие от доминирующих во временном правительстве северян консолидировать свои силы.
По мнению киргизского политолога, директора Института стратегического анализа и оценки Сергея Масаулова, в парламенте Кыргызстана нового состава возможны три варианта коалиции: могут объединиться СДПК, «Ар-Намыс» и «Республика». Возможна коалиция между СДПК, «Республикой» и «Ата Мекеном». Возможно также, что партия «Ата-Журт» пожелает объединиться с «Республикой», а к ним присоединится «Ар-Намыс». Если первые два варианта для нынешних киргизских властей являются приемлемыми, то третий вариант, предполагающий приход к власти «Ата-Журта», их явно не устраивает. В этом случае можно ожидать не только реставрации президентской формы правления, на чем настаивает «Ата-Журт», но и возвращения к власти всего клана Бакиевых, ныне находящегося в эмиграции.
Анализируя возможные парламентские коалиции, обозреватель «24.kg» Данияр Каримов отмечает, что четыре из пяти победивших партий - «Ата-Журт», «Ар-Намыс», СДПК и «Республика» - позиционировали себя как пророссийские, две - «Ата-Журт» и «Ар-Намыс» - заявляли о намерении вернуть Киргизию к президентской форме правления, а три - «Ата-Журт», «Ар-Намыс» и «Республика» - считаются оппозиционными новым властям. Однако решающую роль при формировании коалиций будут играть не политические декларации, а личные взаимоотношения их лидеров. Исходя из этого, «Ар-Намыс» вряд ли объединится с СДПК, у лидера которой, в свою очередь, сложные отношения с «Ата-Журтом». По мнению киргизского политолога Токтогула Какчекеева, не исключено, что теперь в парламенте могут быть созданы «северная» и «южная» коалиции, поскольку за некоторыми партиями, оказавшимися в числе победителей, маячат тени экс-президентов Аскара Акаева и Курманбека Бакиева.