Заступивший 15 октября на пост руководителя гражданско-полицейской миссии Европейского Союза в Косове французский отставной генерал Ксавье Бу де Марнак по-военному четко обрисовал планы и задачи. Заявив, что действующая с декабря 2008 года трехтысячная миссия «переходит к следующей фазе» своей работы, он подчеркнул, что лично его «принципиальной заботой станет восстановление верховенства закона в Северном Косове и продолжение борьбы с коррупцией и организованной преступностью».
«Верховенство закона в Северном Косове», где компактно проживают косовские сербы, – давнее программное положение всех основных албанских политических сил в крае. Под этим понимаются роспуск местных сербских органов самоуправления, блокирование связей сербов по обе стороны административной границы с остальной Сербией и насильственная интеграция сербов в институты «независимого Косова», не признанного ни Сербией, ни Россией, ни ООН, ни рядом государств-членов Евросоюза. Так что новый глава миссии Евросоюза в Косове публично провозгласил требования албанской стороны косовского конфликта как свои, переняв тем самым у албанцев не только их лозунги, но даже и терминологию, чем окончательно лишил свою организацию даже намека на объективный подход к проблеме.
А за несколько дней до «инаугурации» нового главы гражданско-полицейской миссии ЕС один из депутатов Ассамблеи Косова, Дритон Тали, заявил в адрес предшественника де Марнака: «Я салютую Вам, генерал Кермабон, и благодарю за то, что Вы ничего не сделали за время Вашего мандата. Вы, генерал, не делали ничего под предлогом, что дела не могут делаться за одну ночь. Но Вы и не пытались ничего делать. Что Вы сделали, обладая доступными Вам ресурсами? Ничего. Менее, чем ничего». Своё открытое письмо депутат зачитал прямо в зале заседаний косовского парламента. При этом особый гнев парламентария вызвала неспособность генерала де Кермабона и всей гражданско-полицейской миссии Евросоюза в Косове «расследовать деятельность представителей Миссии ООН по делам временной администрации в Косове на предмет фактов совершения ими многочисленных злоупотреблений». [1]
У албанских политиков Косова и Миссии ООН в Приштине – давние трения. Радикальные лидеры албанцев недовольны самим нахождением ооновского представительства на территории края, который они считают независимым государством. Тем более что полномочия представителей ООН по-прежнему регулируются резолюцией Совета Безопасности № 1244 от 10 июня 1999 года, квалифицировавшей все институты власти в Косове – в том числе президента, правительство и парламент - как временные и действующие под контролем Объединенных Наций.
Однако как раз Дритон Тали не относится к числу самых радикальных лидеров Косова, потому его оценки весьма показательны. Деятельностью гражданско-полицейской миссии ЕС в Приштине сегодня недовольны все. Сербия и особенно косовские сербы считают само нахождение миссии сомнительным с точки зрения международного права и обвиняют ЕС в «ползучей» реализации плана бывшего спецпосланника генерального секретаря ООН Мартти Ахтисаари по наделению Косова независимостью. К тому же решение об очередном продлении срока деятельности Миссии - до лета 2012 года - принял ранее в текущем году Совет ЕС, хотя верховные международные полномочия в Косове принадлежат опять-таки ООН и ее Совету Безопасности.
Албанские же власти полагают, что представители Евросоюза должны более активно выстраивать институты косовской независимости и, в частности, содействовать реализации «Стратегии для Северного Косова», разработанной в конце 2009 года главой косовского правительства Хашимом Тачи и руководителем Международной гражданской канцелярии в Приштине Питером Фейтом.
Первые программные заявления нового главы Миссии ЕС генерала де Марнака говорят о том, что его ведомство решило более активно следовать в фарватере албанских требований. Вряд ли генерал, командовавший в 2007-2008 годах многонациональными силами КФОР в Косове, не понимает, что проблема «восстановления верховенства закона» существует не столько в населенных сербами северных районах края, сколько в самой Приштине. И речь идет в том числе о фактах причастности к коррупции, контрабанде и другим преступным деяниям чиновников и ООН, и Евросоюза. К тому же в конце 2009 года сами сотрудники гражданско-полицейской миссии ЕС начали расследование многочисленных фактов преступлений, совершенных сотрудниками косовских спецслужб, выполнявших заказы местных албанских политиков по устранению своих конкурентов. В частности, международные полицейские арестовали бывшего сотрудника косовской службы безопасности Назима Блацу и одного из руководителей Демократической партии Косова Азема Сулю. Им инкриминировалась организация многочисленных преступлений, направленных на ликвидацию политических противников – в основном активистов «Демократической лиги Косова» подавшего в отставку 27 сентября президента Косова Фатмира Сейдиу. Согласно признательным показаниям самого Назима Блаци, он был лично причастен к 17 тяжким преступлениям. Среди них - убийства в 1999-2006 годах активистов «Демократической лиги Косова». А приказы ему отдавали функционеры «Демократической партии Косово» Хашима Тачи, пришедшей к власти в конце 2007 года. [2]
С тех пор, однако, расследование ведется с гораздо меньшим усердием. Ещё бы: в материалах следствия замелькали имена Хашима Тачи и других персонажей, которые являются ключевыми проводниками западной стратегии в отношении Косова. Тронуть их – значит, бросить тень на «демократические» цели и задачи США и Евросоюза. Согласно сценарию архитекторов «нового мирового порядка», лидеры косовских албанцев могут без конца совершать свои политические рокировки, косовским же сербам в этом сценарии места нет: они, мол, говоря словами генерала де Марнака, не преданы делу «верховенства закона»….
[1] Bota Sot, 08.10.2010.
[2] Koha Ditore, 02.12.2009.
Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России».