Во время официального визита президента Д.А.Медведева в Республику Корея 10-11 ноября (в ответ на поездку президента РК Ли Мен Бака в Москву в сентябре 2008 года) состоялись переговоры на высшем уровне в узком и расширенном составах, было принято итоговое Совместное заявление, подписано более 20 различных документов.
Несмотря на быстротечность визита – с середины дня 11 ноября уже начались мероприятия в рамках саммита участников «Большой двадцатки», - программа пребывания российского руководителя оказалась на редкость насыщенной. В числе запоминающихся событий надо упомянуть встречу Д.А.Медведева с российскими и корейскими бизнесменами; участие в стартовавшем в южнокорейской столице «Диалоге Россия – Республика Корея», призванном открыть новый регулярный канал общения на неправительственном уровне; церемонию передачи российской стороне на длительное хранение флага легендарного крейсера «Варяг», который все это время находился в музее города Инчхона.
Визит Президента России в Республику Корея состоялся в год, когда две страны отметили 20-летие установления дипломатических отношений. За это время России и Южной Корее удалось заложить достаточно прочную диверсифицированную базу двустороннего взаимодействия. Динамично развивался политический диалог – лидеры двух стран теперь встречаются не менее двух раз в год, включая контакты в ходе различных международных форумов. Заметно укрепились связи в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарно-культурной сферах – с каждым годом неуклонно растет число российских и корейских граждан, посещающих, соответственно, Корею и Россию. Москва и Сеул плодотворно сотрудничают на международной арене с учётом широкого круга вопросов, по которым взгляды двух стран близки или совпадают.
Южная Корея сейчас занимает место одного из ведущих торговых партнеров России в Азии. Отсутствие во взаимоотношениях нерешенных политических проблем и взаимодополняемость двух экономик, в то же время острая заинтересованность Южной Кореи в получении доступа к российским энергоресурсам, а России – к корейской высокотехнологичной продукции обеспечивали до последнего времени бурный рост двусторонней торговли. За период с 2002 по 2008 годы товарооборот между двумя странами увеличился более чем в 9 раз – с 2 до 18, 5 млрд. долларов, тогда как еще менее четверти века назад торговля двух стран стартовала фактически с нулевой отметки. Вместе с тем доля России в общем объеме южнокорейской внешней торговли остаётся пока незначительной - 2-3%. Показатели торговли Республики Корея с её ведущими партнёрами - США, Японией, Китаем, измеряемые сотнями миллиардов долларов, в обозримой перспективе остаются для России недосягаемыми.
Есть в торгово-экономических отношениях России с РК и другие «болевые точки». Мировой финансовый кризис показал, что эти отношения ещё не приобрели желаемой устойчивости, что они во многом подвержены влиянию международной конъюнктуры. Так, в 2009 году объем товарооборота между двумя странами сократился более чем на 40% по сравнению с предыдущим годом и составил 10,5 млрд. долларов. И хотя с начала 2010 года идёт восстановление потерянных темпов и объемов торговли, нет гарантий, что спад прошлого года не повторится.
Урок, вытекающий отсюда, состоит в необходимости «осовременивания» структуры торгово-экономического сотрудничества в сторону снижения удельного веса сырьевых товаров в российском экспорте и увеличения взаимных поставок высокотехнологичной продукции. Сейчас доля минерального сырья, энергоресурсов и металлопродукции в российском экспорте в РК составляет не менее 80% и наращивание стоимостных объемов традиционной товарной номенклатуры экспорта-импорта упёрлось в потолок. Для движения вперед необходимо предложить рынку новые товары, определить новые направления, модели и механизмы взаимодействия.
Судя по тексту Совместного заявления, подписанного в Сеуле, именно в этом ключе проходили переговоры лидеров двух стран. Стороны, в частности, договорились в кратчайшие сроки разработать программу партнерства в целях модернизации и инновационного развития. В качестве стратегических направлений определены связь и телекоммуникации, банковское дело, коммерциализация инновационных и прикладных научных разработок, сотрудничество в природоохранной сфере, включая программу создания экологически чистых технологий и энергосбережение. Одновременно достигнута договоренность о продолжении сотрудничества в сфере высоких технологий, в том числе в области информационных, нано- и биотехнологий, полярных исследований, ядерной энергетики, создания новых материалов и оптической науки.
Особое значение имеют два документа, подписанных во время визита Д.А.Медведева в Сеул: межведомственный меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве двух стран в области модернизации экономики и межправительственное соглашение о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства.
Меморандум предусматривает соединение усилий в деле экономической модернизации, сотрудничество в сфере инновационного развития, создание «технологий будущего», взаимное поощрение инвестиций в инновационные технологии, создание и продвижение на рынки современной конкурентоспособной продукции. Межправительственное соглашение создаёт более благоприятные условия контактов между представителями деловых кругов двух стран, облегчает процедуры получения виз, снимает существующие ограничения для сотрудников представительств компаний и других юридических лиц, в том числе по срокам их пребывания с целью осуществления трудовой деятельности на территориях того и другого государства.
Договоренность сторон об участии южнокорейских компаний и отдельных исследователей в работе центра «Сколково» и поездках российских ученых и представителей делового мира в аналогичные инновационные центры в РК говорит о том, что российско-южнокорейское экономическое сотрудничество выходит на принципиально новый уровень. Южная Корея имеет все шансы стать одним из первых партнеров России в Азии по модернизации.
Президент России подтвердил также готовность продолжать сотрудничество с Южной Кореей в области торговли энергетическим и другим сырьём, причем так, чтобы это отвечало задачам Москвы по развитию регионов Сибири и Дальнего Востока. Прежде всего, имеется в виду, что, поставляя на корейский рынок сырьевые товары, Россия будет стремиться к расширению их номенклатуры и повышению глубины переработки. Кроме того, желательно большее участие корейских нефте- и газохимических компаний в развитии российского Дальнего Востока, в запуске предприятий по производству сжиженного или сжатого природного газа – в том числе для последующего экспорта продукции как в РК, так и на рынки третьих стран. Уже сейчас Республика Корея является одним из наиболее крупных покупателей СПГ в рамках проекта «Сахалин-2»: с 2008 года в течение 20 лет в эту страну будет поставляться ежегодно 1,5 тонн сжиженного газа. «Газпром» и южнокорейская газовая компания договорились начать переговоры о продаже дополнительных объемов газа в РК. Начиная с 2017 года, в эту страну будет ежегодно поступать до 10 млрд. куб. метров природного газа с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.
И всё же говорить о том, что российско-южнокорейский саммит во всех отношениях знаменует значительный прогресс и сближение между Москвой и Сеулом, пожалуй, рано. О трудностях, подводных камнях и реальных перспективах будущих отношений России с Республикой Корея – речь во второй статье.