Думающим и ответственным перед будущим людям с самого начала – в реальном масштабе времени – был ясен разрушительный смысл большинства общественно значимых действий новой власти, установившейся в начале 90-х годов на всём «постсоветском» пространстве. Не в последнюю очередь касается это отношений между Российской Федерацией и Украиной.
Неестественно разрушались и разрушаются естественные связи, и всё это – не без внешней злой воли, прежде всего США. Роль США и Запада в целом в эволюции российской государственности не назовёшь иначе как зловещей. 14 января исполнилось 17 лет со дня подписания трёхстороннего соглашения 1994 года между США, РФ и Украиной о ликвидации ядерного оружия на территории Украины.И хотя дата эта и не круглая, вспомнить о ней не мешает как в рамках общей проблемы «Россия - Украина», так и в свете нового обострения ядерных проблем в связи с очередным этапом одностороннего ядерного разоружения РФ по договору СНВ-3.
Ни одно действие США в отношении РФ и Украины за все годы, начиная с 1991 года, не принесло народам этих стран каких-либо положительных результатов, зато проблем отрицательного свойства действиями США было создано с избытком. США и Запад строят новый мировой порядок не только за счёт РФ, против РФ и на развалинах РСФСР, но и за счёт Украины, против Украины и на развалинах УССР. Всё это хорошо проявилось и в сфере стратегических ядерных проблем.
Казалось бы, если США давно развернули свой «ядерный зонтик» над «натовской» Европой, то было бы разумно и логично советский ракетно-ядерный «щит», созданный при активном участии УССР, сохранять не только для защиты интересов РФ, но и – интересов Украины.
Ведь объективно РФ – с любой разумной точки зрения – не могла быть враждебна Украине и в начале 90-х годов была прямо заинтересована в сильной, политически самостоятельной Украине. Такой подход программировало всё, начиная с взаимно и тесно переплетённых экономических, культурных, научно-технических, человеческих связей.
Самостоятельная «ядерная» Украина, как и любая другая «постсоветская» республика, была невозможна – об этом хорошо сказал тогда первый министр РФ по атомной энергии академик В.Н.Михайлов. Он очень жёстко объяснил «самостийным» «политикам» и экс-советским генералам «самостийного образца», что их «ядерные мечтания» способны обеспечить на территории Украины одно - новый Чернобыль. Потому что все нюансы разработки, производства, аттестации и эксплуатации ядерных вооружений относятся к компетенции тех организаций, которые дислоцируются на территории РФ. Но, сказав «а», ядерный министр не мог сказать то «б», которое было обязано сказать политическое руководство РФ. Именно официальная Москва обязана была публично предложить в 1994 году руководству Украины и её народу обеспечение и впредь сильных международных позиций славянства за счёт совместного ядерного сдерживания – при сохранении на территории Украины всей советской ракетно-ядерной инфраструктуры, включая возможности украинского научно-технического ракетного потенциала (в Киеве, Днепропетровске, Харькове и т.д.).
Да, ельцинская РФ обязана была такой вариант, по крайней мере, предложить – громко, гласно, настойчиво и умно. Даже если бы руководство Украины отказалось, был бы создан продуктивный и дальновидный прецедент. Вместо этого ельциноиды бездарно приняли идею посредничества Соединённых Штатов. Только при чём здесь США? Была налицо двусторонняя проблема в отношениях между Москвой и Киевом, вполне решаемая тем или иным образом. Более того, это была очень деликатная проблема, полная такой конкретной чувствительной информации, что подключение США к проблеме определённо ущемляло государственные интересы Российской Федерации. Уже поэтому Москва была обязана занять жесткую позицию и соглашаться лишь на двустороннее обсуждение вопроса и двусторонние же меры.
С другой стороны, кравчуковско-кучмовский Киев пошёл по стопам гоголевского Андрия из повести «Тарас Бульба», решив, что без лях… пардон, без янки, дальнейшей жизни для него нет. И в Москве, и в Киеве забыли, что «посредничество» США может быть сродни только «посредничеству» Хитрой Лисы из сказки, делившей головку сыра между двумя Глупыми Медвежатами. Чтобы каждому Медвежонку досталось абсолютно равная доля, Лиса постепенно объедала то один, то другой кусок, и в итоге недотёпы получили по абсолютно одинаковой… крошке.
Что имеет сегодня Россия в смысле безопасности? Ядерные вооружения РФ и её ядерный статус сокращаются, даже не как шагреневая кожа. Исполнение желаний её обладателя уменьшало кожу и срок жизни, но хоть желания-то исполнялись. А РФ и Украина по сей день идут к очень возможному государственному краху во имя исполнения не своих, а чужих желаний!
Российская Федерация, согласившись - самоубийственно для своей национальной обороны - на «посредничество» США в 1994 году, становится всё более уязвимой для любого зловещего диктата. А Украина? Что ж, она всё более становится резервуаром дешёвой рабочей силы, используемой где угодно, но только не на «рiднiй неньцi».
Расчёт на лях… пардон, на янки, не оправдался.
На ошибках учатся. Правда, говорят, лишь глупцы учатся на собственных ошибках. Будут ли народы РФ и Украины продолжать выступать в роли дважды глупцов, не желающих извлекать уроки даже из собственных ошибок?
Вывод советского ядерного оружия с территории Украины при «посредничестве» США резко ослабил оборонную мощь Великороссии, фактически исключил для Украины возможность создания базы суверенитета и при этом не укрепил ни европейскую, ни глобальную безопасность.Сегодня ясно: подписание трёхстороннего соглашения 1994 года между США, РФ и Украиной о ликвидации ядерного оружия на территории Украины имело исключительно невыгодный для РФ и Украины характер и сыграло, увы, лишь разрушительную роль. Причём все издержки этого решения не исчерпаны - они сказываются и будут отрицательно сказываться на исторических судьбах и РФ, и Украины.
А ведь ситуацию можно и переиграть – уже без «посредников».