После принятия администрацией Обамы решения о выводе американских войск из Афганистана становится ясно, что главную роль в сдерживании распространения влияния движения «Талибан» и других радикальных группировок за пределы афганской территории в Вашингтоне отводят Пакистану. В связи с этим стоит вопрос, насколько пакистанские силовые структуры готовы к противодействию боевикам, активность которых, как вооруженная, так и пропагандистская, значительно возросла в последнее время. Здесь нужно отметить крайне негативную реакцию Исламабада на попытки американцев перенести свои военные операции на пакистанскую территорию. Как заявил посол Пакистана в США Хусейн Хаккани, «пакистанские вооруженные силы способны сами дать ответ на террористическую угрозу, в связи с чем не требуется действий на суверенной территории Пакистана каких-либо иностранных войск».
Выступая против участия американских (как и любых иных иностранных) военных подразделений в операциях противодействия боевикам на своей территории, Исламабад берет на себя ответственность по обеспечению безопасности – и не только национальной, но и регионального уровня. К успехам и неудачам Исламабада на пути противодействия талибам будет приковано внимание и США, и других стран, чьи войска присутствуют сейчас в Афганистане.
Как заявил в конце ноября 2010 года помощник госсекретаря по вопросам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк, Пакистан добился серьезного прогресса в борьбе с террористами, но ему предстоит сделать еще больше в противостоянии с «Лашкар-и-Тойба» и другими экстремистскими группировками.
Так способны ли пакистанские вооруженные силы самостоятельно сдержать угрозу проникновения и распространения боевиков движения «Талибан» на своей территории?
К настоящему времени подготовлено более тысячи скаутов из состава Пограничного корпуса Пакистана (Pakistan’sFrontierCorps), призванных повысить уровень боеготовности 58-тысячного военизированного контингента, осуществляющего патрулирование территорий зоны пуштунских племен на границе с Афганистаном.
При американской финансовой поддержке в районе г. Варсак, агентство Южный Вазиристан, создан новый центр подготовки пакистанских военных. Этот центр, расположенный в 20 милях от пакистано-афганской границы, предназначен для обучения двух тысяч солдат одновременно. 10-недельный курс обучения под руководством американских военных инструкторов включает в себя подготовку снайперов, командиров рот и взводов. Первые 250 выпускников центра завершили подготовку в июле 2010 года.
Оборудование учебного центра уже обошлось Вашингтону в 23 миллиона долларов. Еще 30 миллионов Исламабад запросил у американцев на программы подготовки и военное снаряжение для пакистанской армии.
Наряду с подготовкой персонала США оказывают также и военно-техническую помощь. К указанным программам следует отнести поставки американских истребителей F-16, оснащенных высокоточными системами целенаведения в дневных и ночных условиях. Группа американских военных летчиков была направлена в Пакистан для непосредственного обучения пакистанских пилотов навыкам ведения ночных авиаопераций.
Американцам пришлось приложить значительные усилия, чтобы убедить пакистанское руководство в том, что основную угрозу безопасности Пакистана представляет не Индия, а рост влияния движения «Талибан» в приграничных с Афганистаном районах. С 2001 года Вашингтоном выделено более 10 млрд. долларов на размещение и обустройство пакистанского военного контингента в пограничных районах. 100-тысячный контингент пакистанских солдат уже переброшен на охрану западной границы Пакистана, две дивизии расквартированы в Свате, еще несколько пакистанских дивизий размещены в Южном Вазиристане.
Оценивая политику Исламабада на афганском направлении, а также укрепление пакистанско-афганской границы, надо принимать во внимание рост недовольства в пакистанских военно-политических кругах международным (и, прежде всего, американским) военным присутствием в Афганистане. Среди гражданского населения Пакистана, особенно в зоне племен, в первую очередь в Северном Вазиристане, также заметен рост антиамериканизма из-за последствий применения американцами беспилотных летательных аппаратов. Этим во многом объясняется стремление Исламабада к ограничению количества американских военных инструкторов на своей территории. В настоящее время их количество не превышает 120 человек из так называемого персонала спецопераций (SpecialOperationspersonnel). Для качественной подготовки пакистанских военных требуется гораздо больше американских инструкторов, но пакистанское военное руководство сознательно сокращает их число, не желая быть обвиненным в слишком тесных связях с «непопулярными» у населения Соединенными Штатами. И даже один миллиард долларов, ежегодно выделяемый Вашингтоном Пакистану на обеспечение военных операций в пограничных с Афганистаном провинциях, ничего в этой ситуации не меняет!
Сами американские инструкторы часто жалуются на подозрительность со стороны пакистанских коллег. Сказываются резкое сокращение военно-технического сотрудничества США и Пакистана в 90-е годы прошлого века после превращения Пакистана в ядерную державу, а также, как отмечают обозреватели, «рост приверженцев консервативного ислама среди солдат и офицеров пакистанских вооружённых сил, которым теперь американцы ставят задачу воевать против боевиков Талибан».