Эпопея с идеей проведения референдума о продлении полномочий президента Казахстана Н.Назарбаева завершилась довольно неожиданно. 31 января глава государства заявил об отказе от проведения такого референдума и принятом им решении провести вместо этого досрочные президентские выборы. Поскольку до очередных выборов президента еще два года, а положению Н.Назарбаева вроде бы ничто не угрожает, это решение поставило в тупик большинство аналитиков.
Предложение провести референдум о продлении полномочий Н.Назарбаева и внести для этого необходимые изменения в Конституцию в конце декабря прошлого года выдвинул парламент Казахстана. Президент с этим предложением не согласился. Однако к середине января в поддержку проведения референдума было собрано 5 млн. 12 тыс. подписей, что составляет 55,2% от общего числа избирателей в республике. Поэтому 14 января парламент единогласно преодолел вето президента и принял поправки в Конституцию, предусматривающие проведение референдума о продлении его полномочий до 2020 г. Президент направил поправки на рассмотрение Конституционного совета, который 31 января признал их незаконными по причине «неясности формулировок».
В тот же день президент выступил с обращением к народу Казахстана, в котором заявил, что «саму возможность проведения республиканского референдума по данному вопросу Конституционный Совет не отвергает», и предложил провести досрочные выборы президента. Особо в выступлении президента было отмечено то, что его полномочия в случае проведения досрочных выборов сократятся на два года и составят пять, а не семь лет.
По продолжительности пребывания на вершине власти Н.Назарбаев является абсолютным лидером среди глав государств бывшего СССР. Конкуренцию ему, пожалуй, может составить лишь президент Узбекистана И. Каримов, но и тот выдвинулся в число первых лиц республиканского руководства несколько позже. С 1984 г. Н.Назарбаев занимал пост председателя Совета министров Казахской ССР, в июне 1989 г. стал первым секретарем республиканской компартии, а в марте 1990 г. – председателем Верховного совета. В апреле 1990 г. он был избран президентом Казахстана депутатами Верховного совета, а 1 декабря 1991 г. одержал победу на прямых президентских выборах, которые тогда проходили на безальтернативной основе.
В апреле 1995 г. на референдуме президентские полномочия Н.Назарбаева были продлены до декабря 2000 г., а принятие в августе 1995 г. новой Конституции, по которой все предыдущие сроки были признаны недействительными, дало ему возможность занимать пост главы государства еще полтора десятилетия. В сентябре 1998 г. Н.Назарбаев предложил провести досрочные президентские выборы и внести ряд поправок в Конституцию, что, по его словам, должно было способствовать демократизации общественной жизни. На практике изменение Конституции привело к дальнейшему усилению власти президента. В частности, срок его полномочий был увеличен до семи лет, а верхний возрастной предел для занятия должности исключен, что позволило Н.А. Назарбаеву в январе 1999 г. и декабре 2005 г. вновь избраться главой государства.
Следующие президентские выборы должны были состояться только в 2012 г. и никаких видимых причин форсировать их проведение у Н. Назарбаева не было. Потому-то предложение продлить полномочия президента с помощью референдума, как и принятое им решение о проведении досрочных президентских выборов, повергло аналитиков в недоумение. Выдвинутые версии можно свести к нескольким основным. Первая версия заключается в том, что после завершения председательства Казахстана в ОБСЕ и декабрьского саммита этой организации в Астане Н.Назарбаев находится на пике популярности и хочет использовать этот момент, чтобы продлить свои полномочия с наименьшими усилиями. Оптимальным решением проблемы было бы проведение референдума, но данная идея вызвала резкое неприятие в Вашингтоне, Брюсселе и у некоторых международных структур.
Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ заявило, что референдум ограничивает возможность граждан пользоваться своими избирательными правами и не может заменить собой регулярные выборы, так как в случае подтверждения полномочий Н.Назарбаева выборы президента не будут проводиться как минимум 15 лет. С предостережениями против проведения референдума выступили США и Германия, причем посольство США в Астане даже призвало казахского президента не подрывать его собственное «историческое наследие». Возможно, Н.Назарбаев решил, что ему нельзя игнорировать столь твёрдо выраженное мнение Запада.
Вторая версия связана с тем, что руководство Казахстана опасается повторения событий, имевших место в Киргизии, Тунисе и Египте. Киргизия, до сих пор расхлебывающая последствия «апрельской революции» 2010 года, близка к Казахстану в территориальном, этническом, конфессиональном, социальном и историческом планах, а массовые беспорядки в Тунисе и Египте слишком уж близки по дате к объявлению решения о проведении досрочных выборов. Возможность переноса на Казахстан «туниcско-египетского» сценария, которая многим кажется невероятной, постоянно затрагивается в последнее время в комментариях экспертов и даже в заявлениях официальных лиц в Астане. Например, советнику президента Ермухамету Ертысбаеву пришлось отвечать на вопрос газеты «Литер» о вероятности повторения в Казахстане египетских событий. По его мнению, это «абсолютно исключено» - в Египте, мол, «половина населения страны живет на 2 доллара в день», в Казахстане же «похожая ситуация была в середине 90-х годов», но с тех пор уровень жизни в республике многократно вырос.
Между тем причиной событий в Египте и Тунисе был отнюдь не только низкий уровень жизни населения. Тунис по уровню жизни населения и темпам экономического роста в последние десятилетия вообще был лидером среди стран Африки. И внешнее спокойствие в Казахстане может оказаться обманчивым, как и поддержка, оказываемая Н.Назарбаеву Западом. В не столь отдалённом будущем Казахстану всё равно придется пройти через смену главы государства. Приближение этого рубежа само по себе создаёт условия для внешнего вмешательства и обостряет борьбу между группировками в казахстанской элите.
И, наконец, есть третья версия: назначив внеочередные президентские выборы, Н.Назарбаев провёл хорошо продуманную многоходовую комбинацию. Вовремя переизбравшись на пост главы государства, он, видимо, надеется, что будет лучше защищён от наката волны «цветных революций» нового типа.