Схема попытки антиправительственного переворота в Египте относительно прояснилась. В этой стране с отдалённым подобием демократии столкнулись два антагонистических течения - западный прогрессизм и мусульманский фундаментализм. В условиях массовой бедности населения и отсутствия реальных политических свобод оба течения одновременно вышли на поверхность, опираясь на сетевую самоорганизацию общества через Интернет и социальные сети. И легальная либерально-демократическая оппозиция, и катакомбные "Братья-мусульмане", оспаривая друг у друга лидерство, искусно задействовали мобилизационный ресурс информационных технологий, чтобы вывести людей на улицы. Теперь, когда страна в целом начинает успокаиваться, можно лучше разглядеть, кто к чему стремится.
Кто стоит за каирским "майданом"? Судя по всему, легальная оппозиция не имеет возможности широко воспользоваться поддержкой США. За десятилетия тесного сотрудничества египетского правительства с Вашингтоном проамериканская ориентация настолько скомпрометирована, что продолжать "финиковую" революцию с опорой на марионеток для Соединённых Штатов невозможно. Отсюда - диалог представителей США с Омаром Сулейманом и Хосни Мубараком, призывы к ним встать на "цивилизованный путь умиротворения народа". Других инструментов воздействия на ситуацию у США нет, учитывая, что ставка на аль-Барадеи была изначально проигрышной. Сегодня легальная египетская оппозиция держится лишь на инерции первой волны, да определенной финансовой помощи из зарубежных источников, не превышающей "криминальный уровень". То есть это не миллиарды долларов, способные поднять страну на дыбы. Мубарак в отношении этой части оппозиции рассчитал верно - со временем она выдохнется. И если бы не "Братья-мусульмане", предложенный им план политических реформ сработал бы.
Однако "Братья-мусульмане" остаются "вещью в себе" и, похоже, готовят Стране на Ниле новые сюрпризы. Их представитель Эссам Эриан заявил, что "Братство" является мирной организацией, действующей согласно конституции и законам и планирующей стать частью широкой оппозиции. Как говорится, свежо предание, но верится с трудом, потому что выдвинутое «братьями» ультимативное требование к Мубараку уйти через неделю попахивает невнятной угрозой.
Чтобы увлечь на площадь Ат-Тахрир граждан, далёких от исламского радикализма, «Братьям-мусульманам» просто необходимо было выступить в роли организации законопослушной. Они ведут умную и расчётливую игру. Но не будем забывать, что за десятилетия своего существования эта организация не раз прибегала к террору и пролила немало крови. Могла ли она волшебным образом преобразиться? Думаю, что нет. Отказ Хосни Мубарака принять условия, выдвинутые «Братством», может резко изменить обстановку. Увидев, что на пути легальной политической деятельности перед ними опущен шлагбаум, "Братья-мусульмане" вполне способны ответить насилием и вернуться к террору. Сейчас им невыгодно устраивать взрывы в туристических центрах или на многолюдных рынках. Однако разве массовые убийства в фешенебельных районах египетской столицы лучше?
Сколько нужно террористических актов в Каире, чтобы Мубарак ушёл в отставку? Один, два, три? В любом случае не так много. И если это случится, расчёты властей на урегулирование ситуации мирным путём пойдут прахом, процесс переговоров будет сорван. При таком развитии событий "Братьям-мусульманам", разумеется, власти не видать, но это станет первым случаем в истории, когда терроризм сорвёт планы реформ в относительно благополучной стране, продемонстрирует свою силу и покажет, что террор – составная часть «большой политики» эпохи постмодерна. Может быть, это и есть главная цель «Братьев-мусульман»? Ситуация в Египте становится всё напряженнее…