Несмотря на все реверансы новой киргизской власти в сторону Москвы, позиции России в Киргизии могут в самое ближайшее время серьезно пошатнуться. Об этом говорит ситуация вокруг двух крупнейших предприятий Киргизии – завода «Дастан», производящего критически важные для российской армии элементы торпедного вооружения, и сотового оператора «Мегаком», обслуживающего более 2 миллионов абонентов.
Контроль над расположенным в Киргизии заводом «Дастан» Россия безуспешно пыталась получить с начала 1990-х гг. Киргизские же власти, понимая особую заинтересованность России в этом объекте, стремились «обменять» его на как можно большее количество преференций. В период правления Курманбека Бакиева Бишкек предлагал России передать ей государственный пакет акций «Дастана» в счет долга, а оставшиеся акции, принадлежавшие Максиму Бакиеву, - выкупить по рыночной цене. В феврале 2009 г. в Москве было подписано межправительственное соглашение, по которому в обмен на списание госдолга Киргизия передавала Российской Федерации 48% акций «Дастана». Однако после «апрельской революции» предприятие было национализировано и 100% его акций перешли в руки новых киргизских властей.
Вскоре начался новый раунд борьбы за «Дастан». В ноябре 2010 года был арестован главный инженер предприятия Борис Удот, помещенный затем по состоянию здоровья под домашний арест. Спустя несколько дней директор по внешним связям «Дастана» Оскар Даминов обвинил председателя правления Сергея Даниленко, назначенного на этот пост после «апрельской революции», в некомпетентности и развале предприятия. В ответ сам Сергей Даниленко на пресс-конференции заявил, что предприятие пытаются вернуть его бывшие собственники из клана Бакиевых. В конце декабря С. Даниленко также был арестован.
Дальше интрига вокруг «Дастана» закрутилась ещё круче. Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, побывав в Бишкеке, проявил острый интерес к предприятию, производящему торпедное вооружение для России. Киргизских руководителей это не смутило. Тот факт, что военное предприятие, работающее на российскую оборонку, может перейти под контроль страны-члена НАТО, рассматривается, видимо, Бишкеком как само собой разумеющийся.
Похожая ситуация складывается и с сотовым оператором «Мегаком», управляющие которого на днях были отстранены от руководства по схеме, очень напоминающей захват «Дастана». Компания, обслуживающая 2,2 млн. абонентов и являющаяся вторым налогоплательщиком Киргизии, представляет один из самых привлекательных бизнес-активов страны. Контрольный пакет акций «Мегакома» принадлежит российским инвесторам. Часть акций, принадлежавших сыну всё того же Максима Бакиева, после «апрельской революции» была национализирована, но в оперативное управление компанией власти вплоть до недавнего времени не вмешивались. Всё резко изменилось в январе - феврале сего года. 21 января директор Фонда по управлению национализированным имуществом Даир Кенекеев обратился к генеральному директору «Мегакома» Андрею Силичу с просьбой назначить на должность первого заместителя генерального директора А. Мурзалиева, что и было сделано. 26 января Даир Кенекеев неожиданно обвинил руководство «Мегакома» в блокировании попыток государства принять участие в управлении компанией, а также в сокрытии прибыли в размере 10 млн. долларов. 27 января на основании заявления А. Мурзалиева против руководства компании было возбуждено уголовное дело, сотрудники финансовой полиции опечатали кабинеты и вывезли всю бухгалтерскую документацию. 28 января были арестованы счета и имущество компании. 3 февраля руководство компании обвинил в воровстве уже вице-премьер Омурбек Бабанов, а 4 февраля постановлением Финансовой полиции гендиректор Андрей Силич и его заместитель Александр Бороздин были уволены. Исполняющим обязанности гендиректора назначен А. Мурзалиев, который немедленно уволил весь прежний руководящий состав и назначил своих людей.
Скандал вокруг «Мегакома» быстро приобрел международное звучание, так как смена руководства компании была проведена с многочисленными нарушениями закона. На слушаниях в парламенте представитель финансовой полиции заявил, что уголовное дело против руководства «Мегакома» было возбуждено на основании бухгалтерских отчетов компании без необходимой экспертизы, а представитель Фонда по управлению национализированным имуществом не смог объяснить, почему и.о. генерального директора был назначен именно А. Музаралиев, а не кто-то другой.
Антироссийская направленность действий киргизских властей против «Дастана» и Мегакома» подчёркивается тем, что 7 февраля в Киргизии была изменена частота вещания российского Первого канала, качество изображения которого в результате заметно ухудшилось. Освободившуюся частоту заняла Общественная телерадиокорпорация Кыргызстана (ОТРК), ранее жаловавшаяся на проблемы с приемом телесигнала. Посольство РФ в Киргизии выступило с заявлением, в котором осудило нарушение информационных прав населения республики, а также неправомерные действия киргизских властей в отношении российских инвесторов.
Одним из результатов стало дальнейшее снижение тонуса киргизской экономики. На прошедшем в феврале круглом столе «Вопросы безопасности инвестиций в энергетический сектор Кыргызской Республики» была оглашена информация, согласно которой за 2010 год свою деятельность в Киргизии свернула половина предпринимателей, тогда как после «тюльпановой революции» 2005 года страну покинули лишь 20% бизнесменов. Причина бегства деловых людей из Киргизии - в применении против них рейдерских захватов и коррупционных схем. Последствия этого уже ощущаются в виде общего снижения экономической активности и налоговых поступлений. В январе этого года ВВП Киргизии сократился на 2%, что, вероятно, далеко не предел.