Всю первую неделю февраля мировые СМИ и блогеры, взвинченные событиями в Тунисе и Египте, пытались проникнуть в смысл сенсационной новости, источником которой стал Госдеп США, объявивший беспрецедентный общий сбор в Вашингтоне послов, консулов и глав миссий более чем 260 дипломатических представительств США в 180 странах мира.
Насколько можно было понять, американских дипломатов собрали в Вашингтоне ради официального представления новой стратегической доктрины американской дипломатии (Quadrennial Diplomacy and Development Review - QDDR), вдохновленной аналогичным документом Пентагона, и провозглашения концепции «лидерства через гражданскую власть».
Перед дипломатами выступил начальник объединенного командования штабов США адмирал Майк Муллен, прочитавший лекцию о гражданско-военных операциях в XXI веке. Построение модели дипломатии по рецептам военных уже никого не удивляет, а заявленный в новой доктрине тезис «американское лидерство через гражданскую власть» связывает представление о «правильной» гражданской власти с требованием к единомыслию в «общегосударственном подходе» к международной политике. На первое место в дипломатии выносится «экономика с кулаками», которой следует более агрессивно проводить в жизнь «цели тысячелетия» и «глобального управления».
Следующими по значимости докладами на чрезвычайной конференции были программные выступления посла США в ООН Сюзан Райс и нового руководителя Агентства США по международному развитию (USAID) Раджива Шаха. Основной смысл выступления Р.Шаха: Госдепартамент США должен быть тараном, обеспечивающим американским транснациональным компаниям место под солнцем в выбранных приоритетных областях глобальной экономики – «продовольственной безопасности», борьбе со СПИДом, борьбе и изменением климата и лидерством в гуманитарных акциях при чрезвычайных ситуациях.
Намерение протаранить путь большому бизнесу с помощью «Глобальной инициативы здравоохранения» (Global Health initiative) или очередной «Коалиции глобального лидерства» (Global Leadership Coalition), объединяющих «более 400 бизнесов, НКО и экспертов из 50 штатов», сопровождается обещанием делегировать им реальную власть «гражданского общества» в обмен на соответствующее с их стороны «понимание» действий американского государства. Заявку на лидерство в глобальных коалициях оплатили Билл Гейтс, Уоррен Баффет, Тед Тернер, переориентировав бизнес на медицину, продовольствие и борьбу с изменением климата и пообещав отдать 50 процентов благосостояния на инвестиции в «устойчивое развитие» глобальных элит. С недавних пор к «меценатам-патриархам» присоединилась и «молодая поросль» агрессивной глобализации - основатель крупнейшей в мире социальной сети Facebook Марк Цукерберг вошел в число американских миллиардеров, которые согласились оставить как минимум половину своего состояния на общие, «благотворительные цели».
Новая дипломатическая доктрина США претендует на большую в сравнении с привычными «правозащитными» технологиями эффективность вмешательства в глобальную экономику и мировую политику благодаря широкому привлечению частных инвестиций, использованию новейших информационных технологий и переформулированию идеи «народной дипломатии». Документ пытается балансировать между прямым вмешательством администрации США в «изменения» в третьих странах в целях создания благоприятных предпосылок для американского бизнеса и смещением ответственности за процессы дестабилизации на гражданский сектор, к которому якобы переходит лидерство в планировании изменений. В Госдепартаменте теперь предусмотрены новые должности помощников госсекретаря – координаторов по экономическому росту, энергетике и окружающей среде, создан департамент по энергоресурсам, введены должности помощников госсекретаря по гражданской безопасности, контролю над вооружениями и международной безопасности, учреждён специальный департамент по контртерроризму, появился координатор по проблемам кибербезопасности.
Комментаторы недоумевают, с какой стати Госдеп взялся дублировать функции агентств, уже существующих в США,- и это при объявленном администрацией курсе на сокращение затрат на содержание госаппарата! Баталии по бюджету госдепартамента на 2012 год еще впереди, а на конференции глав миссий в Вашингтоне Хиллари Клинтон рекомендовала дипломатам повлиять на безответственных законодателей, грозящих сокращением бюджета, «самого скудного в наше скудное время», несмотря на «вызовы американскому лидерству в борющихся арабских столицах».
Последнее замечание Хиллари Клинтон можно отнести разве что на счет несогласованности действий внутри Госдепа, выступающего в некотором роде катализатором этого самого «вызова арабских столиц американскому лидерству». Еще 24 ноября 2008 года тогдашний помощник госсекретаря по народной дипломатии и публичным делам Джеймс Глассман и Джаред Коэн из отдела политического планирования Госдепа на брифинге для американских и зарубежных журналистов с энтузиазмом рассказывали об инициативе по созданию глобального Альянса молодежных движений. Речь идёт о прямом участии Госдепартамента США в финансировании, технической и организационной поддержке, обучении и координации оппозиционных молодежных движений в мировом масштабе, прежде всего - на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Латинской Америке и в странах бывшего СССР. Партнерами Госдепартамента в создании глобального Альянса молодежных движений стали Facebook, Google, YouTube, MTV, AT& T, JetBlue. В 2009 году идею Альянса горячо поддержала Хиллари Клинтон. Основателями Альянса являются: бывший советник Кондолизы Райс и Хиллари Клинтон Джаред Коэн, ныне топ-менеджер Google, работающий не могущественный Совет по международным отношениям; Джейсон Либман, создатель компании Howcast, специализирующейся на пропагандистской видеопродукции и учебниках для молодых «революционеров»; Роман Цандер, бывший банковский аналитик, переквалифицировавшийся на создание информационного продукта для оппозиционной молодежи. Еще на том брифинге 2008 года Джаред Коэн и Джеймс Глассман рассказали об их давних связях с египетской оппозиционной молодежной организацией Египта «6 апреля», о планах «ненасильственных протестов» с выводом тысяч протестующих на улицы.
Среди активных участников форумов Альянса молодежных движений российский зритель кинопродукции Howcast мог бы узнать, к примеру, Наталью Морарь, с жаром рассказывающую об участии в «твиттерной революции» в Молдавии, - точно так же, как мог бы обнаружить в социальной сети «В контакте» призывы лидера «6 апреля» к «борьбе за справедливое будущее» с адресами и телефонами. Подчеркивая значение Альянса молодежных движений как превентивного контртеррористического инструмента государственной политики США, Джеймс Глассман привел в пример партнера Альянса, британскую организацию Quilliam, созданную бывшими политзаключенными Египта, прошедшими через членство в исламской радикальной организации Хизб-ут-Тахрир. Организация, недавно получившая от правительства Великобритании грант в 1 миллион фунтов стерлингов, тесно сотрудничает со спецслужбами, готовит теоретические рекомендации на тему, как победить исламистов изнутри, слывет «просионистской», проводит тренинги по организации протестов для «социальных активистов».
Традиционный сценарий «цветных революций» претерпевает изменения. Организаторы цветных революций новой волны уже не будут дожидаться выборов, чтобы вывести толпу на улицу с требованиями пересчета голосов, приглашения западных наблюдателей и провозглашения итогов выборов сфальсифицированными. На смену этому идёт схема контроля над населением по модели «перманентной революции», из которой выхолощен социальный протест. Вместо социально-политических лозунгов и требований – типовые претензии к правителю: «Путин должен уйти», “Ben Ali degage”, “Mubarak to leave»… В Тунисе людям старшего поколения было не по себе, когда западные газеты называли волнения в стране «революцией жасмина» - это же название дали американские политтехнологи перевороту 1987 года, когда приводили к власти ныне свергнутого Бен Али. Что говорить о Хосни Мубараке, верой и правдой служившего интересам США три десятка лет и все-таки выкуренного из страны под ликование народа, так и не понявшего, что его вынудили участвовать в революции, которой не было. Теперь революция-обманка поменяет использованных ставленников глобальных элит на кого-то посвежее, обнажая свой главный расчёт: чем больше всё меняется, тем больше остаётся неизменным…
Новая дипломатическая доктрина, говорила Хиллари Клинтон на большом сборе американских дипломатов, «значительно расширяет нашу способность предупреждать и отвечать на кризисы и конфликты». Судя по практически единодушной – одобряющей! - реакции глобальных СМИ на «освободительные» движения в арабском мире и отсутствие привычной критики по поводу «смены режимов американцами, идея мнимого лидерства «народной дипломатии» видится весьма перспективной для предупреждения «вызовов американскому лидерству в арабских столицах».