Дезинформацию о бегстве Муаммара Каддафи из Ливии запустил министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг. Опровержения не заставили себя ждать. В Триполи это сделал сам лидер Народной Арабской Джамахирии, в Каракасе – Николас Мадуро, министр иностранных дел. Привязка якобы сбежавшего Каддафи к якобы предоставившему ему убежище венесуэльскому президенту – это знак: мол, диктаторы поддерживают друг друга, пока могут, но и для Чавеса пробъёт его последний час.
Для венесуэльского руководства события в Ливии - своего рода повторение пройденного. В апреле 2002 года в Каракасе был приведён в действие план заговорщиков, над подготовкой которого трудились агенты ЦРУ, Моссада, MI6 и ряда других разведок, включая испанскую и канадскую. Начались «спонтанные» беспорядки. Манифестация оппозиции неожиданно «отклонилась» от своего первоначального маршрута в сторону президентского дворца Мирафлорес. Прозвучали лозунги «Долой Чавеса», «Долой кастрокоммунизм», началась стрельба снайперов с крыш и балконов. Выбор целей был произвольным, жертвами стали как оппозиционеры, так и чависты. Главным было создать обстановку хаоса и неопределённости, разжечь страсти, ввергуть венесуэльцев в стихию братоубийственной войны. Завершающей стадией операции предусматривался ввод в страну вооружённых сил США и ряда их союзников в Западном полушарии под предлогом поддержания порядка и охраны нефтяных комплексов и трубопроводов от «диверсантов Чавеса и Кастро».
Почти трое суток главари оппозиции управляли страной из Мирафлореса. Было развернуто внесудебное преследование деятелей боливарианского режима – избиения, издевательства, «превентивное тюремное заключение». Шла подспудная борьба за министерские портфели. Особые страсти разворачивались вокруг назначения на пост президента PDVSA – государственной нефтяной компании. По кандидатуре определилсь только после вмешательства посольства США. Чавеса обвинили в том, что он отдал приказ о расстреле демонстрантов, чтобы сохранить за собой власть. Готовилась его ликвидация с помощью офицеров-экстремистов из правого лагеря. Только решительные действия военнослужащих младшего состава предотвратили расправу. «Жизнь моя висела на волоске», - вспоминал позднее Чавес. Народные протесты смешали карты заговорщиков. Триумфальное возвращение Чавеса в Каракас стало одним из знаковых событий начала XXI века. Народ проявил себя как реальный творец истории.
Этот нелёгкий опыт помогает Чавесу и его ближайшему окружению давать взвешенные оценки развитию событий в Ливии. В своём блоге президент Венесуэлы написал: «Да здравствует Ливия! Каддафи столкнулся с гражданской войной!» Такой была реакция Чавеса на выступление министра Мадуро в Национальной ассамблее. Министр прямо назвал «сепаратистскими действиями» попытки противников Каддафи установить контроль над той частью территории страны, где добывается нефть и газ. Мадуро сказал, что конфликт в Ливии раздувается для того, чтобы оправдать вооружённую интервенцию и завладеть ливийской нефтью. США намерены расчленить Ливию на несколько частей, ослабить ОПЕК, снизить её роль в определении объемов мировой нефтедобычи и цен на углеводороды.
Касаясь боестолкновений в ряде ливийских городов, в основном на востоке страны, Мадуро заметил, что «это были атаки мятежников против правительственных учреждений, на которые власти ответили соответствующим образом». Это война, почеркнул министр, призвав не поддаваться влиянию западных СМИ: «Они создают условия для оправдания вторжения. Трудные времена, которые переживает Ливия, не следует оценивать по сообщениям имперских новостных агентств. Они всегда лгали и лгут о событиях в наших странах. Только через несколько недель можно будет узнать всю правду о происходящем. А пока мне хотелось бы понять, почему те, кто критикует Ливию, не делают этого по поводу убийства почти миллиона человек после империалистических бомбардировок в Ираке, а также в Афганистане и Пакистане».
Депутаты-оппозиционеры не скупятся на критику в адрес «деспота Каддафи». От правительства потребовали возвращения «Шпаги Боливара» (точной её копии), которую в 2009 году Чавес вручил Каддафи во время его визита в Венесуэлу в знак признания революционных заслуг. Венесуэльский президент с уважением относится к лидеру ливийской революции. Его «Зелёную книгу», в которой излагалась теория и практика «прямой народной демократии», молодой офицер-конспиратор внимательно изучал, работая над программными установками «боливарианского проекта». «Синей книгой» назовёт свой труд Чавес. Координация усилий Чавеса и Каддафи по укреплению влияния ОПЕК стала важным фактором финансово-экономического процветания нефтедобывающих стран. Каддафи отметил появление надёжного союзника по антиимпериалистической борьбе международной премией своего имени «За защиту прав человека» в 2004 году.
В новостных сводках Чавеса называю иногдат «единственным союзником», оставшимся у Каддафи. Однако речь идёт не о поддержке личной борьбы ливийского лидера за сохранение власти, а об угрозе интервенции и оккупации страны войсками США и НАТО. И в этом с Чавесом солидарны страны по блоку ALBA – Боливарианского альянса для народов Латинской Америки. Правительство Эквадора выступило с осуждением фактов насилия в Ливии и категорически отвергло любую возможность иностранного вмешательства во внутренние дела Джамахирии. Нельзя допустить ничего подобного тому, что произошло с Ираком. Президент Никарагуа Даниэль Ортега назвал «чудовищной» пропагандистскую кампанию против «нашего брата» Каддафи: «Логично предположить, что борьба идёт за овладение нефтью, этим огромным богатством, которое принадлежит ливийскому народу. Говорят о бомбардировках, но их нигде не видно. Нам не показали ни одного (ливийского) самолета, ведущего огонь по гражданскому населению. Единственные бомбардировки, о которых мы можем вспомнить, осуществлялись (натовцами) в Ираке и Афганистане».
Важно отметить, что ряд политологов, поддерживающих Чавеса, рекомендует правительству Венесуэлы «сдержанность в политическом использовании ливийской ситуации». Речь, прежде всего, идет об отношении к Каддафи. Его старые заслуги признаются, в том числе по развёртыванию антиимпериалистической борьбы, созданию теории арабского социализма и формированию революционных кадров в Латинской Америке. Однако в последнее время, добиваясь исключения Ливии из списка стран, поощряющих терроризм, Каддафи пошёл «на сдачу принципиальных позиций Соединённым Штатам, транснациональным компаниям, потратил слишком много нефтедолларов на приобретение оружия, произведённого в Англии, Франции, Италии, Испании. Именно оно, по утверждениям врагов Каддафи, используется сейчас для «подавления народных выступлений». Отмечают венесуэльские аналитики и эмоционально-психологическую усталось части ливийского народа от сорокалетнего пребывания лидера революции во главе государства. Выросло новое поколение национально ориентированных политиков, экономистов, военных, способных к управлению страной.
Оппозиция в Венесуэле твердит, что «подобного рода усталость» есть и от Чавеса. События в Тунисе, Египте, Ливии венесуэльские противники режима сопровождают одним и тем же рефреном: наступит «час Икс» и для Чавеса. Популярность лидера по-прежнему высока - не менее 55-60 % по последним опросам, но «пятая колонна» в стране использует малейшую возможность, чтобы нанести ущерб власти и авторитету президента. Преступность, коррупционные скандалы, неэффективная работа правительственного аппарата, враждебная пропаганда четырёх пятых СМИ - всё это подтачивает боливарианский режим. Единая социалистичская партия Венесуэлы (PSUV), созданная по чертежам Чавеса, до сих пор не стала ведущей политической силой общества, политический класс разъедают внутренние конфликты.
В стране есть понимание того, что «пятая колонна» готовит почву для интервенции США. Приход к власти нынешней оппозиции приведёт к утрате нефтяного суверенитета. Олигархические круги и её политическая клиентура постараются не упустить своего шанса. Поэтому за событиями в Ливии с напряжённым интересом следят и чависты, и оппозиционеры. Падение Каддафи стало бы трагедий для боливарианцев и праздником для «пятой колонны». Фидель Кастро призвал всех протестовать против преступления, готорое готовит НАТО против ливийского народа. И ещё, говоря о Каддафи, фактически, обращаясь к нему, Фидель сказал: «Что касается меня, я не могу представить ливийского руководителя покидающим свою страну, чтобы избежать ответственности за все то, что ему приписывают, полностью или частично фальсифицируя факты».
Информационная война првотив Ливии, распространение лживых сообщений о том, что погибло не менее 1000 человек, что Каддафи вывозит своих родственников за рубеж, а его сыновья перебежали в «лагерь оппозиции», - только начало. Мы ещё обязательно услышим о том, что Каддафи отправил за рубеж на личных самолетах тонны золота и драгоценных камней. Можно даже предположить, что будет названа цифра в 40 миллиардов долларов. Владение именно такой суммой (не 30, не 50, а именно 40!) приписывали в своё время и Саддаму Хуссейну, и Фиделю Кастро, и одному российскому политику.
Каким бы ни был дальнейший ход событий в Ливии, очевидно одно: сторонники переворота в интересах Запада будут провоцировать кровавые инциденты по всей территории страны. Скоро появятся таинственные снайперы.Они всегда возникают «в нужном месте, в нужный час» в обличии туристов, спортсменов или археологов, делают своё грязное дело и бесследно исчезают. Спешная эвакуация ряда посольств из Триполи не означает ли, что снайперы уже заняли боевые позиции?