Геополитические аспекты йеменского бунта

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На территории Йемена наблюдается активизация экстремистских элементов. Основной группировкой террористической направленности считается Аль-Каида Арабского полуострова - Al-Qaeda in the Arabian Peninsula (AQAP), которая стремится к свержению прозападных правительств Йемена и соседней Саудовской Аравии. Её деятельность всё больше беспокоит Вашингтон, уделяющий повышенное внимание районам Аравийского полуострова и Африканского Рога. До этого количество агентов ЦРУ в Йемене было в разы меньше, чем, к примеру, в Пакистане. Но «йеменское затишье» оказалось обманчивым, и страна постепенно сползает в пучину радикализации. Этому способствуют слабость центральной власти и племенные противоречия в йеменском обществе, которые часто решаются с помощью оружия.

Пока же граждане страны вышли на улицы с требованиями социальных перемен. В некоторых городах количество манифестантов достигало 5 тысяч и более. Власти стараются консолидировать общество, но пока безуспешно. В феврале 2011 г. президент Али Абдулла Салех, который находится у власти 32 года, объявил о намерении сформировать правительство национального единства, куда должны войти представители всех оппозиционных партий. Однако оппозиция отвергла эту идею, чем подняла свой авторитет в глазах граждан. В такой ситуации Салех надеется удержаться у власти хотя бы до следующих президентских выборов в 2013 г. и уже заявил, что будет защищать республику «до последней капли крови». В случае если компромисса достичь не удастся, племенные противоречия обострятся до предела, и страна, расколотая по границам расселения различных племён, окажется ввергнутой в хаос междоусобной войны.

Президент надеется на поддержку военного сословия, которое в целом лояльно к действующей власти. Как только малая часть военных присоединилась к протестующим в Таизе и Садахе, Салех распорядился погасить перед военными всю задолженность по зарплате. Большинство генералов принадлежат к тому же племени, что и президент. Командование республиканской гвардией, самым профессиональным и оснащённым формированием йеменской армии, отдано сыну президента, а спецслужбами заведует его племянник. По племенному принципу формируется средний и младший офицерский состав. Не удивительно, что именно армия остаётся верна президенту.

Несмотря на готовность Салеха пойти на уступки, оппозиция демонстрирует непреклонность. Приоритетной стратегией официальных властей остаётся т.н. «племенная политика» - враждующие кланы умело стравливают друг с другом, а в Сану из провинции в спешном порядке свозятся сотни представителей племён северного Йемена, оплота действующего президента. Главным соперником Салеха является семья аль-Ахмар - одна из самых богатых и влиятельных, стоящих во главе племенного союза хашедов. Хотя хашеды не так многочисленны, как их оппоненты - племенной союз бакилей, первые проводили более целенаправленную политику. В феврале сего года шейх Хусейн бин Абдулла аль-Ахмар вышел из Всеобщего народного конгресса – правящей партии президента Салеха. Хусейн бин Абдулла аль-Ахмар, как и его брат Хамид аль-Ахмар, в резких тонах призвали Салеха покинуть свой пост.

Это противостояние двух самых мощных кланов придаёт новую грань йеменским бунтам. Хашеды привлекают на свою сторону всё большее число сторонников, среди которых есть даже представители племени бакиль. Однако главным союзником семьи аль-Ахмар выступает племя кавлан. Племя кавлан занимает земли к востоку от Саны и является наиболее вооружённым и влиятельным племенем во всём Йемене. За племенем кавлан к семье аль-Ахмар примкнули ещё несколько племен провинции Мариб. Провинция Мариб - основное поле боя официальных властей с исламскими террористами, однако местные племена полагают, что борьба с AQAP- лишь повод для Салеха, чтобы взять под контроль богатую нефтью провинцию. Есть все основания полагать, что клан аль-Ахмар попытается «оседлать» выступления протеста в Йемене, чтобы на этой волне свергнуть действующего президента.

До недавнего времени у Салеха были свои козыри - поддержка американцев и контроль над йеменской столицей. Стратегическое и психологическое значение Саны трудно переоценить. Йеменцы говорят, что тот, кто контролирует Сану, контролирует всю страну. Теперь на улицах столицы толпы народа скандируют антиправительственные лозунги, а клан Салеха и клан аль-Ахмар прилагают максимум усилий, чтобы склонить на свою сторону как можно большее количество племён, обитающих в окрестностях столицы и контролирующих транспортные коммуникации, которые связывают Сану с остальной страной. Если Йемен погрузится в хаос межплеменной розни, Сана будет эпицентром этой борьбы.

Салех уверен в своих союзниках, главным образом из северных племён. Однако юг страны, где сепаратистские тенденции набирают силу, постепенно уплывает из-под контроля действующей власти.

С американской поддержкой тоже не всё гладко. Салех уже обвинил Вашингтон и Тель-Авив в организации беспорядков. В течение многих лет Белый дом спонсировал йеменскую геронтократию, которая боролась с ячейками AQAP и следовала в фарватере вашингтонской политики. Но Йемен - статуя на глиняных ногах. Американцы понимают, что режим Салеха нелюбим большинством йеменцев, и готовы им пожертвовать ради сохранения своего стратегического контроля над Йеменом.

Слабость режима Салеха беспокоит не только Соединённые Штаты, но и соседнюю Саудовскую Аравию. Эр-Рияд является союзником Саны, и не без согласия последней саудиты подвергали бомбардировкам позиции йеменских шиитов, которые составляют 46-процентное меньшинство на фоне 52-процентного суннитского большинства. Саудиты опасаются, что пример шиитов Йемена вдохновит на выступления протеста шиитское меньшинство в Саудовской Аравии, тем более что и саудовские, и йеменские шииты свою духовную опору усматривают в Иране. Пикантность ситуации в том, что саудовские шииты населяют один из наиболее богатых нефтеносных районов страны - Неджду.

Активизация шиитских повстанцев может спровоцировать волнения в соседнем Омане, где шииты отодвинуты на обочину политической жизни. Конфликт такого масштаба грозит дестабилизацией всего Аравийского полуострова и приведёт к ослаблению доминирования США и усилению влияния Ирана. Американцы не желают отдавать контроль над Аденским заливом Тегерану, который уже обзавёлся собственной военно-морской базой на противоположном берегу Красного моря - в Эритрее, а также поддерживает шиитские выступления в Бахрейне, где размещена база американских ВМС и Центральное командование 5-го флота США. В Джибути, у которой есть общая граница с Эритреей, уже дислоцированы американские и французские солдаты.

Иран - не единственная головная боль Вашингтона в этом регионе. Есть ещё Китай. Американцам важно сохранить контроль над йеменским портом Аден, откуда можно легко перекрыть доступ в Баб-эль-Мандебский пролив - ворота в Красное море, через которые пролегают важнейшие китайские торговые коммуникации. Учитывая, что Малаккский пролив уже давно контролируется ВМС США, контроль над Йеменом позволит Белому дому «закупорить» вход в Индийский океан и выход из него, отрезав китайцев от ресурсов Африки. Это даст Вашингтону военный перевес в акватории Индийского океана и особенно на его западном побережье, Пекину же доставит немало проблем, т.к. растущая китайская экономика остро нуждается в нефти, импортируемой из стран Персидского залива и доставляемой в Китай через Индийский океан.

Ставки высоки, и американский политический бомонд всё чаще высказывается в пользу военного вмешательства в ситуацию в Йемене. «Ирак - это вчерашняя война. Афганистан - это сегодняшняя война. Если мы не сыграем на опережение, Йемен станет завтрашней войной», - заявил конгрессмен Джозеф Либерман. Вашингтон играет на опережение. В Йемен откомандированы оперативники американских спецслужб и военные инструкторы, а американские лётчики под видом местных ВВС уже бомбили позиции мятежников-шиитов. В Йемен, Джибути и Кению перебрасываются новые беспилотные летательные аппараты и техперсонал для их обслуживания.

«В Йемене столько проблем, что вы начинаете буксовать, едва взявшись за них», - говорит бывший посол США в этой стране Эдмунд Халл. Около 40%  йеменцев живёт за чертой бедности, ощущается нехватка питьевой воды, экономика основывается исключительно на экспорте нефти. В 2002 году Йемен производил 460 тыс. тонн нефти в год, в 2007 г., по разным оценкам, от 300 до 350 тыс. тонн в год, в 2009 г. - менее 286 тыс. тонн, а в 2017 г. добыча будет равняться нулю. Уровень безработицы составляет почти 40%, а численность населения значительно увеличивается, и уже через 20 лет достигнет отметки в 40 млн. чел. Выделяемые американцами деньги идут на модернизацию армии, верной президенту, и на «прокорм» собственно президента и его клана. Эксперты Центра стратегических и международных исследований рекомендуют инвестировать в социальную сферу, чтобы поднять жизненный уровень простых йеменцев и лишить вооружённые группы оппозиции сочувствия со стороны населения.

Однако президент Салех, похоже, для американцев - уже отработанный материал. Даже если ему удастся удержаться у власти до выборов 2013 г., его политическое будущее крайне сомнительно.