СНВ и ПРО: «гарантии», данные России, немедленно обесценились

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Следуя в потоке информационного «белого шума», которым сопровождалась процедура ратификации нового российско-американского договора по СНВ, российская дипломатия не очень акцентировала внимание на планах Вашингтона по развертыванию глобальной системы НПРО США, включая ее европейский сегмент.

Да, когда ратификация документа в Госдуме вышла на финишную прямую, тематика ПРО в речах народных избранников и дипломатов звучала, но уже тогда российская сторона была готова довольствоваться малым. И им, малым, удовольствовалась: я имею в виду согласие США сохранить в преамбуле договора СНВ-3 признание наличия взаимосвязи между СНВ и ПРО и туманное обязательство «со временем» вернуться к подготовке специального соглашения, в котором были бы прописаны меры, позволяющие сбалансировать развитие наступательного и оборонительного оружия.

Пальчиком на случай возможного изменения американцами их позиции Госдума для вида погрозила. В заявлении, адресованном Сенату, она указала, что «односторонние разработки США глобальной системы ПРО могут разрушить систему стратегической стабильности в области ядерных вооружений», и призвала Америку убрать свою противоракетную инфраструктуру из Восточной Европы. Чего стоят такие призывы, объяснять не надо. К тому же Барак Обама ещё до ратификации заверил Америку в том, что он намерен осуществить свой план создания «адаптируемой противоракетной обороны» в Европе.

Сенат США ратифицировал ДСНВ раньше, и депутатам Госдумы было известно о положении, которое содержалось в сенатской резолюции о ратификации: «Новый Договор СНВ и одностороннее заявление России никоим образом не ограничивают действия, которые США в настоящее время планируют для защиты США, американских вооруженных сил и союзников от ограниченной атаки баллистических ракет, включая запланированное усовершенствование наземной ПРО и все фазы адаптируемого подхода к ПРО в Европе».

Американцам в последовательности не откажешь. Едва высохли чернила под ратификационной резолюцией, как прибывшая 5 марта в Варшаву госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что Вашингтон полон решимости выполнить достигнутые в декабре 2010 г. между президентами двух стран – Бараком Обамой и Брониславом Коморовским – договорённости об установке в Польше элементов системы ПРО. По словам Х. Клинтон, стороны намерены разместить на постоянной основе подразделения ВВС США, осуществить строительство элементов ПРО, а также разработать «чрезвычайный план по защите» Польши.

В Москве делать большие глаза при этом известии ни к чему. Еще в сентябре 2009 г. Барак Обама огласил план строительства третьего (европейского) позиционного района национальной ПРО. «Я предан делу создания системы ПРО, способной отвечать угрозам XXI века... – заявил тогда Обама в интервью телеканалу СBS. – Она целиком будет модернизирована, мы используем проверенные, но более современные технологии…»

Развернуть третий позиционный район запланировано к 2020 году. А до этого прибрежные воды будут патрулироваться военными кораблями США с радарами и ракетами-перехватчиками на борту. Конкретный план включает четыре этапа-фазы. Первая фаза (завершится приблизительно в 2011 г.) предусматривает размещение в Европе «уже созданных и доказавших свою эффективность систем противоракетной обороны, включая системы морского базирования Aegis, перехватчик SM-3 (Блок-IA) и морскую мобильную радарную систему обнаружения AN/TPY-2 с тем, чтобы иметь возможность отражать региональные баллистические ракетные угрозы Европе». Вторая фаза завершится к 2015 г. После тестирования намечено разместить более мощную модификацию перехватчика SM-3 (Блок-IB) в версиях для морского и наземного базирования, а также более совершенные сенсоры, необходимые для расширения защищаемого района от ракетных угроз ближнего и среднего радиуса действия. В третьей фазе предполагается к 2018 г. окончить разработку, тестирование и размещение усовершенствованного SM-3 (Блок IIA). Четвертую фазу создания системы ПРО планируется завершить к 2020 г. Здесь предусмотрено размещение SM-3 (Блок IIB) с тем, чтобы «лучше противодействовать ракетным угрозам среднего и дальнего радиуса и возможным будущим межконтинентальным баллистическим ракетным угрозам против США».

То, о чем вещала Х. Клинтон на встрече с главой польского МИДа Радославом Сикорским, означает лишь одно – США приступают к практическому воплощению ранее намеченного. При этом Польша – только один из эпизодов плана. Дальше будет больше. Уже на следующей неделе из порта Норфлок (штат Вирджиния) курсом на Средиземное море выйдет ракетный крейсер «Monterey». Крейсер, снабженный радарной системой Aegis («Иджис»), будет находиться в Средиземноморье полгода и решать задачи по созданию американской ПРО на Европейском континенте. «Это первая конкретная демонстрация наших намерений по обороне от ракет наших вооруженных сил, сил союзников и партнеров в Европе. Мы сказали, что мы собираемся сделать это, и мы это делаем», – заявили в Пентагоне.

Демонстрация первая, но далеко не последняя. Уже объявлено, что начинается размещение кораблей ВМС США в Средиземном море на постоянной основе. Группа кораблей будет насчитывать до шести единиц. Размещенная на каждом из них многофункциональная боевая информационно-управляющая система «Иджис» способна автоматически находить и сопровождать одновременно до 250-300 воздушных целей, а также автоматически принимать решение на поражение тех из них, что признает угрожающими. Одновременно она может наводить до 18 ракет. Сопряженные с «Иджис» новейшие противоракеты SM-3 («Стандарт-3») способны перехватывать боеголовки баллистических ракет в космическом пространстве. Например, в ходе испытаний в 2008 г. ракета SM-3, запущенная с американского крейсера «Lake Erie», поразила американский спутник-мишень, летевший на высоте около 250 км со скоростью 7,6 км в секунду.

Говорят, что, пущенные из акватории Средиземного моря американские противоракеты не в состоянии перехватить российские межконтинентальные баллистические ракеты, чьи траектории полета до целей на Американском континенте проходят над Северным полюсом. Однако кто помешает ВМС США рано или поздно появиться в Арктике, Северном или Балтийском морях? А пока применение системы «Иджис» будет отрабатываться в Средиземном море. Кроме того, противоракеты могут стартовать, естественно, и с земной тверди. Как раз на базе в Моронге (на севере Польши) и предполагается размещение противоракет SM-3, которые сопрягаются с «Иджисом».

Насколько далеко всё должно зайти, прежде чем Россия не словом, а действием ответит на планы развёртывания американской ПРО? Москва не смогла настоять на проведении границы развертывания мобильных систем ПРО США, после перехода которой следует ставить вопрос, по крайней мере, о выходе из ДСНВ. Заверения иных политиков насчет того, что «если мы почувствуем, что их противоракетные приготовления существенным образом нарушают безопасность нашей страны, то мы имеем право выйти из этого договора» (заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Андрей Климов) абсолютно неубедительны. Почувствуем как – на вкус, на цвет? Ни качественных, ни количественных критериев не установлено. Сегодня во всём объеме начинают сказываться последствия той поспешности при подписании и ратификации СНВ-3, против которой многие предупреждали. Выход в одном: всеми силами добиваться от американцев согласия на начало переговоров о заключении двустороннего соглашения специально по противоракетам. И медлить недопустимо – начинать надо уже во время визита вице-президента США Джо Байдена, переговоры с которым пройдут в Москве 9-10 марта.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы