Путин: битва за Сербию

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

22-23 марта состоялся визит в Словению и Сербию премьер-министра Российской Федерации В.В.Путина. На повестке дня стояли вопросы экономического взаимодействия и острые проблемы международной политики.

В ходе визита в Словению В.В.Путин провел переговоры со словенским премьером Б.Пахором об интенсификации двустороннего сотрудничества. Российский премьер подчеркнул традиционные дружеские отношения между Россией и Словенией, отметил большое число словенских компаний, работающих в России в различных секторах экономики (словенские фирмы работают в 50 российских регионах, а товарооборот между нашими странами составляет 1,2 млрд. евро). Российская корпорация «Газпромнефть» и словенская энергетическая компания «Петрол ДД» подписали договор о сотрудничестве, в ближайшее время запланировано создание совместного предприятия по строительству Южного потока и продаже нефтепродуктов в Словении («Газпром» в настоящее время поставляет 50% газа, необходимого для нужд Словении) и других странах. Стороны договорились также об открытии в скором времени в Словении Российского центра – для тех, кто любит Россию и ценит ее культуру. Из стран, возникших на месте разрушенной Югославии, Словения – в числе тех, кто последовательно и неуклонно реализует стратегическое партнерство с Российской Федерацией.

С Южным потоком ситуация осложняется жестким противодействием, прежде всего, со стороны США.  В свое время посол США в Белграде Камерон Мантер заявил по поводу заключения Сербией энергетического соглашения с Россией: «Мы работаем с нашими европейскими партнёрами над достижением энергетической независимости от какого бы то ни было источника...»1 В кильватере США последовала Турция. 16 марта в Москве прошли переговоры президента России Д.Медведева с премьер-министром Турции Р.Эрдоганом, которые окончились безрезультатно – соглашение о прокладке трассы Южного потока по дну Черного моря в турецкой экономической зоне достигнуты не были. А «европейские партнеры» выработали свой «ответ Чемберлена» для России. Они в конце 2010 г. в рамках формирования энергетической стратегии до 2050 г. приняли т.н. Третий энергетический пакет, который вступил в силу в 2011 г. Это ряд нормативных актов ЕС по реформированию газовой индустрии составлен таким образом, чтобы исключить возможность для компании-поставщика энергоносителей быть одновременно и поставщиком газа, и оператором по его транспортировке, то есть странам ЕС предписывается обеспечить раздел «газового бизнеса» на продажу и транспортировку газа. Кроме того, выдвигается требование разрешить доступ третьих лиц к газопроводам.

Тем самым «Газпром» заведомо ставится в невыгодное положение¸ поскольку лишается доступа к распределительной сети Евросоюза и управлению собственными активами транспортировки газа, проще говоря - передает в чужие руки инфраструктуру, построенную на его же средства. Прецедент уже создан: когда российские компании совместно с немецкими партнерами выкупили часть системы газопровода в Литве, та отвергла новых инвесторов, ссылаясь на Третий энергетический пакет. И несмотря на то, что потребности ЕС в скором времени могут возрасти до 700 млрд. кубометров в год,  главной стратегической задачей еврочиновников остается максимально «обойти» Россию. Евросоюз ставит задачу диверсификации поставщиков и маршрутов, не считаясь с рисками, вплоть до ограничения поставок энергоносителей.

При этом в действительности монопольный контроль как раз устанавливается – но только  наднациональных органов управления. Так, в Румынии газопровод формально контролируется румынской национальной корпорацией, но фактически находится под управлением ЕС (1). Теперь очередь за Сербией. Накануне визита В.В.Путина в Сербию, 22 марта, Европейская комиссия провела переговоры с представителями Сербии. Их смысл сводится к тому, что в соответствии с указаниями ЕС Сербия в «доброволь-принудительном порядке» должна изменить закон об акцизах  на нефтепродукты (акцизы на все сорта бензина и дизельное топливо были существенно повышены с 1 января 2011 г.). Предлагаемые изменения сформулированы так, что значительный ущерб они нанесут именно Нефтяной индустрии Сербии (контрольный пакет которой принадлежит «Газпрому») и собственно экономическим интересам Сербии, так как сербская сторона вынуждена будет отказаться от поступлений в бюджет доходов от дизельного топлива, несмотря на то что его потребление в Сербии значительно выше, чем бензина (2).  Кроме того, ЕС настаивает на том, чтобы газохранилище «Банатский Двор» и газопровод Южный поток находились в управлении «независимых операторов» - в действительности, брюссельских чиновников, чтобы исключить «Газпром» (Россию) как фактор влияния в регионе и в Европе. То есть Евросоюз не идет с Россией на компромиссы даже в ущерб собственным интересам и по-прежнему придерживается тактики двойных стандартов, предлагает разные правила, ущемляющие интересы как России, так и других стран - поставщиков энергоносителей.

В настоящее время доля поставок российского газа в энергетическом секторе стран Балтии, Финляндии и Македонии составляет 100%, Словакии и Белоруссии – 98%, Болгарии – 92%, Сербии – 87%, Чехии – 77%, Греции 76 %, Германии – 36 % (3). В совокупности Россия обеспечивает Европу газом на 35 %.

Учитывая события на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также предколлапсное положение в экономике США в связи с колоссальным внутренним долгом (4), экономический аспект вышел на главное место в балканском турне российского премьера. Россия, в начале 90-х гг. ХХ в. добровольно отдавшая свои позиции в Юго-Восточной Европе в руки Западного блока, сейчас сталкивается с естественным последствием своих действий (точнее, бездействия). Страны постъюгославского пространства прочно вошли в орбиту влияния западных держав и наднациональных организаций, чьи усилия неизменно направлены на противодействие попыткам  России укрепить свои позиции в регионе.

По отношению к Сербии со стороны Запада компромисс и равноправный диалог были  исключены еще с 1991 г., зато применялся весь спектр  средств давления на Белград – шантаж, угрозы, глобальная антисербская пропагандистская кампания, внедрение различного рода неправительственных организаций, разлагающих общество изнутри, финансовая зависимость, поддержка сепаратистках движений (не говоря уже о бомбардировках 1999 г. и изъятии части территории – Косова и Метохии).  По итогам деятельности «демократической власти», пришедшей на гребне «оранжевой революции» на смену С.Милошевичу, Сербия заведена в глубокий экономический тупик (внешний долг составляет около 24 млрд. евро, безработица в стране, по официальным данным, – 700 тыс. чел., внутренний долг - более 12 млрд. евро, или 41,5 % ВВП). В сербском обществе доминируют настроения отчаяния, безнадежности и обреченности.

На фоне полной неспособности власти вывести страну из катастрофического положения и неослабевающих усилий Запада по низведению Сербии на положение протектората с визитом российского премьер-министра в Сербии связывались исключительные ожидания и надежды. Без преувеличения можно сказать, что В.В.Путина ждала вся Сербия, а Белград в одночасье был оклеен плакатами «Путин – Србin». Надо сказать, и состав российской делегации был впечатляющим: глава «Газпрома» А.Миллер, министр энергетики С.Шматко, министр транспорта И.Левитин, министр по чрезвычайным ситуациям С.Шойгу, заместитель министра иностранных дел В.Титов и др.  Уровень и содержание поставленных задач свидетельствует о коренном изменении политики РФ в отношении Сербии.

В Палате Сербии В.В.Путин встретился с высшим руководством страны (президентом Сербии Б.Тадичем, переговоры велись с глазу на глаз 1 час 45 мин.), затем прошла пленарная встреча российской и сербской делегаций (с премьером Мирко Цветковичем и министрами сербского правительства), затем в парламенте – с председателем парламента С.Джукич-Деянович и главами депутатских групп.

На переговорах с руководством Сербии В.В.Путин гарантировал реализацию проекта Южный поток и вложение российских инвестиций в модернизацию Нефтяной индустрии Сербии (НИС) в размере 500 млн. евро, выразил поддержку политике Сербии в отношении Косова на основе резолюции 1244 и прямым переговорам Белграда и Приштины,   а также надежу на то, что евроинтеграционые устремления Сербии не нанесут ущерба российско-сербским отношениям. Обсуждались также вопросы сотрудничества в области химической и фармацевтической промышленности, инфраструктуры, военной сферы и в преодолении последствий чрезвычайных ситуаций. Был заключен ряд межгосударственных соглашений: о научно-техническом сотрудничестве, туризме, инфраструктуре (в частности, о сотрудничестве Белграда и российской электроэнергетической компании «ОАДинтер», сербской Галеники» и российской фармацевтической компании «Интеррао» и др.).  Кроме того, был решен вопрос о предоставлении Сербии российского кредита в 800 млн. долларов.

Как сообщают депутаты сербской Скупщины,  по поводу одной из главных внешнеполитических проблем - вступления Сербии в НАТО, куда всё время толкает страну Запад, - В.В.Путин на переговорах с представителями парламентских групп заявил: «Вы можете войти в НАТО, но там вы ничего не будете решать сами. Я говорил  с главой одного суверенного государства, которое вошло в НАТО, и он мне сказал, что только в этом году он смог назначить главу Генштаба сам. А до того глав Генштаба ставили представители НАТО. Если войдете в НАТО – должны будете поставить антиракетный щит, а мы тогда должны будем предпринять контрмеры. Тем не менее выбор за вами». По поводу наиболее значимого для России вопроса о Южном потоке В.В.Путин отметил: «То, что вы получили – о том многие государства Европы просят», только «Лукойл» добавил в сербский бюджет 161 млн. долларов, а строительство Южного потока привлечет в Сербию 1,5 млрд. евро прямых инвестиций.

Российский премьер высказался за расширение межпарламентского диалога, выработке конкретных механизмов и формулирования общей позиции на европейском пути и других вопросах.

На беседе в Скупщине (250 депутатов) в полном составе присутствовали лишь  депутаты от Сербской радикальной партии (съехавшиеся из самых отдаленных областей Сербии), от других партий депутатов было мало.  К тому же в этот день проводилось обычное, регулярное заседание сербского парламента, на котором обсуждались текущие вопросы, и перерыв был сделан лишь за 2,5 часа до прибытия российского премьера. И ещё: в отличие от визита в Сербию Дж.Байдена, который с величайшей помпезностью освещали все сербские СМИ, информация о визите российского премьера давалась более чем скромно. И плакаты с фотографиями В.В.Путина активисты НПО оперативно заклеили своими объявлениями и плакатами…

Визит российского премьера В.В.Путина завершился посещением матча «Црвена звезда» - «Зенит» (болельщиком которого является российский лидер) на стадионе «Маракана».

Главным итогом визита следует считать то, что Россия, в отличие от предыдущих лет, выразила волю к установлению действенного стратегического сотрудничества с Сербией – сотрудничества экономического, культурного и военного. Однако в данный момент инициатива в большей степени исходит от Москвы, а со стороны сербского руководства наблюдается определенное дистанцирование, подчеркивается ориентация на Евросоюз, от которого, заметим, неотделима НАТО. 

Есть коренное отличие в восприятии России сербским народом, искренне и с воодушевлением встречавшим в Белграде российского премьера, и правящими кругами Сербии, привычно действующими по директивам Вашингтона и Брюсселя. России понадобятся исключительные усилия по контролю за осуществлением достигнутых В.Путиным договоренностей, чтобы они стали залогом исторического обновления сербско-российских связей.
____________________________

(1) http://www.politika.rs/rubrike/Politika/O-Kosovu-ne-mozemo-da-se-slozim…
(2) http://www.nspm.rs/hronika/vladimir-krutihin-projekat-juznog-toka-upao-…
(2) http://www.biznisvodic.net/info/ekonomske-vesti/2826.html
(3) http://www.transconflict.com/2010/06/serbia-south-stream/#Južni tok i energetska bezbednost Srbije
(4) http://srb.fondsk.ru/news/2011/02/09/bauk-americhkog-bankrota-nadviia-s…