22-23 марта состоялся визит в Словению и Сербию премьер-министра Российской Федерации В.В.Путина. На повестке дня стояли вопросы экономического взаимодействия и острые проблемы международной политики.
В ходе визита в Словению В.В.Путин провел переговоры со словенским премьером Б.Пахором об интенсификации двустороннего сотрудничества. Российский премьер подчеркнул традиционные дружеские отношения между Россией и Словенией, отметил большое число словенских компаний, работающих в России в различных секторах экономики (словенские фирмы работают в 50 российских регионах, а товарооборот между нашими странами составляет 1,2 млрд. евро). Российская корпорация «Газпромнефть» и словенская энергетическая компания «Петрол ДД» подписали договор о сотрудничестве, в ближайшее время запланировано создание совместного предприятия по строительству Южного потока и продаже нефтепродуктов в Словении («Газпром» в настоящее время поставляет 50% газа, необходимого для нужд Словении) и других странах. Стороны договорились также об открытии в скором времени в Словении Российского центра – для тех, кто любит Россию и ценит ее культуру. Из стран, возникших на месте разрушенной Югославии, Словения – в числе тех, кто последовательно и неуклонно реализует стратегическое партнерство с Российской Федерацией.
С Южным потоком ситуация осложняется жестким противодействием, прежде всего, со стороны США. В свое время посол США в Белграде Камерон Мантер заявил по поводу заключения Сербией энергетического соглашения с Россией: «Мы работаем с нашими европейскими партнёрами над достижением энергетической независимости от какого бы то ни было источника...»1 В кильватере США последовала Турция. 16 марта в Москве прошли переговоры президента России Д.Медведева с премьер-министром Турции Р.Эрдоганом, которые окончились безрезультатно – соглашение о прокладке трассы Южного потока по дну Черного моря в турецкой экономической зоне достигнуты не были. А «европейские партнеры» выработали свой «ответ Чемберлена» для России. Они в конце 2010 г. в рамках формирования энергетической стратегии до 2050 г. приняли т.н. Третий энергетический пакет, который вступил в силу в 2011 г. Это ряд нормативных актов ЕС по реформированию газовой индустрии составлен таким образом, чтобы исключить возможность для компании-поставщика энергоносителей быть одновременно и поставщиком газа, и оператором по его транспортировке, то есть странам ЕС предписывается обеспечить раздел «газового бизнеса» на продажу и транспортировку газа. Кроме того, выдвигается требование разрешить доступ третьих лиц к газопроводам.
Тем самым «Газпром» заведомо ставится в невыгодное положение¸ поскольку лишается доступа к распределительной сети Евросоюза и управлению собственными активами транспортировки газа, проще говоря - передает в чужие руки инфраструктуру, построенную на его же средства. Прецедент уже создан: когда российские компании совместно с немецкими партнерами выкупили часть системы газопровода в Литве, та отвергла новых инвесторов, ссылаясь на Третий энергетический пакет. И несмотря на то, что потребности ЕС в скором времени могут возрасти до 700 млрд. кубометров в год, главной стратегической задачей еврочиновников остается максимально «обойти» Россию. Евросоюз ставит задачу диверсификации поставщиков и маршрутов, не считаясь с рисками, вплоть до ограничения поставок энергоносителей.
При этом в действительности монопольный контроль как раз устанавливается – но только наднациональных органов управления. Так, в Румынии газопровод формально контролируется румынской национальной корпорацией, но фактически находится под управлением ЕС (1). Теперь очередь за Сербией. Накануне визита В.В.Путина в Сербию, 22 марта, Европейская комиссия провела переговоры с представителями Сербии. Их смысл сводится к тому, что в соответствии с указаниями ЕС Сербия в «доброволь-принудительном порядке» должна изменить закон об акцизах на нефтепродукты (акцизы на все сорта бензина и дизельное топливо были существенно повышены с 1 января 2011 г.). Предлагаемые изменения сформулированы так, что значительный ущерб они нанесут именно Нефтяной индустрии Сербии (контрольный пакет которой принадлежит «Газпрому») и собственно экономическим интересам Сербии, так как сербская сторона вынуждена будет отказаться от поступлений в бюджет доходов от дизельного топлива, несмотря на то что его потребление в Сербии значительно выше, чем бензина (2). Кроме того, ЕС настаивает на том, чтобы газохранилище «Банатский Двор» и газопровод Южный поток находились в управлении «независимых операторов» - в действительности, брюссельских чиновников, чтобы исключить «Газпром» (Россию) как фактор влияния в регионе и в Европе. То есть Евросоюз не идет с Россией на компромиссы даже в ущерб собственным интересам и по-прежнему придерживается тактики двойных стандартов, предлагает разные правила, ущемляющие интересы как России, так и других стран - поставщиков энергоносителей.
В настоящее время доля поставок российского газа в энергетическом секторе стран Балтии, Финляндии и Македонии составляет 100%, Словакии и Белоруссии – 98%, Болгарии – 92%, Сербии – 87%, Чехии – 77%, Греции 76 %, Германии – 36 % (3). В совокупности Россия обеспечивает Европу газом на 35 %.
Учитывая события на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также предколлапсное положение в экономике США в связи с колоссальным внутренним долгом (4), экономический аспект вышел на главное место в балканском турне российского премьера. Россия, в начале 90-х гг. ХХ в. добровольно отдавшая свои позиции в Юго-Восточной Европе в руки Западного блока, сейчас сталкивается с естественным последствием своих действий (точнее, бездействия). Страны постъюгославского пространства прочно вошли в орбиту влияния западных держав и наднациональных организаций, чьи усилия неизменно направлены на противодействие попыткам России укрепить свои позиции в регионе.
По отношению к Сербии со стороны Запада компромисс и равноправный диалог были исключены еще с 1991 г., зато применялся весь спектр средств давления на Белград – шантаж, угрозы, глобальная антисербская пропагандистская кампания, внедрение различного рода неправительственных организаций, разлагающих общество изнутри, финансовая зависимость, поддержка сепаратистках движений (не говоря уже о бомбардировках 1999 г. и изъятии части территории – Косова и Метохии). По итогам деятельности «демократической власти», пришедшей на гребне «оранжевой революции» на смену С.Милошевичу, Сербия заведена в глубокий экономический тупик (внешний долг составляет около 24 млрд. евро, безработица в стране, по официальным данным, – 700 тыс. чел., внутренний долг - более 12 млрд. евро, или 41,5 % ВВП). В сербском обществе доминируют настроения отчаяния, безнадежности и обреченности.
На фоне полной неспособности власти вывести страну из катастрофического положения и неослабевающих усилий Запада по низведению Сербии на положение протектората с визитом российского премьер-министра в Сербии связывались исключительные ожидания и надежды. Без преувеличения можно сказать, что В.В.Путина ждала вся Сербия, а Белград в одночасье был оклеен плакатами «Путин – Србin». Надо сказать, и состав российской делегации был впечатляющим: глава «Газпрома» А.Миллер, министр энергетики С.Шматко, министр транспорта И.Левитин, министр по чрезвычайным ситуациям С.Шойгу, заместитель министра иностранных дел В.Титов и др. Уровень и содержание поставленных задач свидетельствует о коренном изменении политики РФ в отношении Сербии.
В Палате Сербии В.В.Путин встретился с высшим руководством страны (президентом Сербии Б.Тадичем, переговоры велись с глазу на глаз 1 час 45 мин.), затем прошла пленарная встреча российской и сербской делегаций (с премьером Мирко Цветковичем и министрами сербского правительства), затем в парламенте – с председателем парламента С.Джукич-Деянович и главами депутатских групп.
На переговорах с руководством Сербии В.В.Путин гарантировал реализацию проекта Южный поток и вложение российских инвестиций в модернизацию Нефтяной индустрии Сербии (НИС) в размере 500 млн. евро, выразил поддержку политике Сербии в отношении Косова на основе резолюции 1244 и прямым переговорам Белграда и Приштины, а также надежу на то, что евроинтеграционые устремления Сербии не нанесут ущерба российско-сербским отношениям. Обсуждались также вопросы сотрудничества в области химической и фармацевтической промышленности, инфраструктуры, военной сферы и в преодолении последствий чрезвычайных ситуаций. Был заключен ряд межгосударственных соглашений: о научно-техническом сотрудничестве, туризме, инфраструктуре (в частности, о сотрудничестве Белграда и российской электроэнергетической компании «ОАДинтер», сербской Галеники» и российской фармацевтической компании «Интеррао» и др.). Кроме того, был решен вопрос о предоставлении Сербии российского кредита в 800 млн. долларов.
Как сообщают депутаты сербской Скупщины, по поводу одной из главных внешнеполитических проблем - вступления Сербии в НАТО, куда всё время толкает страну Запад, - В.В.Путин на переговорах с представителями парламентских групп заявил: «Вы можете войти в НАТО, но там вы ничего не будете решать сами. Я говорил с главой одного суверенного государства, которое вошло в НАТО, и он мне сказал, что только в этом году он смог назначить главу Генштаба сам. А до того глав Генштаба ставили представители НАТО. Если войдете в НАТО – должны будете поставить антиракетный щит, а мы тогда должны будем предпринять контрмеры. Тем не менее выбор за вами». По поводу наиболее значимого для России вопроса о Южном потоке В.В.Путин отметил: «То, что вы получили – о том многие государства Европы просят», только «Лукойл» добавил в сербский бюджет 161 млн. долларов, а строительство Южного потока привлечет в Сербию 1,5 млрд. евро прямых инвестиций.
Российский премьер высказался за расширение межпарламентского диалога, выработке конкретных механизмов и формулирования общей позиции на европейском пути и других вопросах.
На беседе в Скупщине (250 депутатов) в полном составе присутствовали лишь депутаты от Сербской радикальной партии (съехавшиеся из самых отдаленных областей Сербии), от других партий депутатов было мало. К тому же в этот день проводилось обычное, регулярное заседание сербского парламента, на котором обсуждались текущие вопросы, и перерыв был сделан лишь за 2,5 часа до прибытия российского премьера. И ещё: в отличие от визита в Сербию Дж.Байдена, который с величайшей помпезностью освещали все сербские СМИ, информация о визите российского премьера давалась более чем скромно. И плакаты с фотографиями В.В.Путина активисты НПО оперативно заклеили своими объявлениями и плакатами…
Визит российского премьера В.В.Путина завершился посещением матча «Црвена звезда» - «Зенит» (болельщиком которого является российский лидер) на стадионе «Маракана».
Главным итогом визита следует считать то, что Россия, в отличие от предыдущих лет, выразила волю к установлению действенного стратегического сотрудничества с Сербией – сотрудничества экономического, культурного и военного. Однако в данный момент инициатива в большей степени исходит от Москвы, а со стороны сербского руководства наблюдается определенное дистанцирование, подчеркивается ориентация на Евросоюз, от которого, заметим, неотделима НАТО.
Есть коренное отличие в восприятии России сербским народом, искренне и с воодушевлением встречавшим в Белграде российского премьера, и правящими кругами Сербии, привычно действующими по директивам Вашингтона и Брюсселя. России понадобятся исключительные усилия по контролю за осуществлением достигнутых В.Путиным договоренностей, чтобы они стали залогом исторического обновления сербско-российских связей.
____________________________
(1) http://www.politika.rs/rubrike/Politika/O-Kosovu-ne-mozemo-da-se-slozim…
(2) http://www.nspm.rs/hronika/vladimir-krutihin-projekat-juznog-toka-upao-…
(2) http://www.biznisvodic.net/info/ekonomske-vesti/2826.html
(3) http://www.transconflict.com/2010/06/serbia-south-stream/#Južni tok i energetska bezbednost Srbije
(4) http://srb.fondsk.ru/news/2011/02/09/bauk-americhkog-bankrota-nadviia-s…