Жестокость и кровопролитие в межплеменных схватках всегда отличали Африку в прошлом. Сейчас эта особенность африканцев делает их лёгкой добычей колонизаторов новой волны. Один из примеров - Кот-д’Ивуар.
3 апреля сообщили, что в Абиджане республиканская гвардия, верная президенту страны Лорану Гбагбо, отбила штурм президентского дворца. Сторонники президента не намерены сдаваться, несмотря на то что почти вся страна находится в руках сторонников Алассана Уаттары, которые за несколько дней захватили три четверти Кот-д’Ивуар – страны на западе Африки, известной некогда как Берег Слоновой Кости. При этом в ходе боёв одном только городе Дуэкуэ погибли свыше 800 человек. И ООН, наконец, заметила, что сторонники Уаттары, признанного ООН «настоящим президентом» Кот-д'Ивуара, расправляются с мирными жителями не менее жестоко, чем солдаты регулярной армии действующего президента Лорана Гбагбо.
Не в унисон с абсолютным большинством западных журналистов отмечу, что по итогам второго тура выборов в декабре 2010 года в Кот-д'Ивуаре президент Лоран Гбагбо их не проиграл. И вовсе не отказался уступить власть своему сопернику Ассалану Уаттаре, как твердят журналисты. Тогда наблюдатели от Европейского Союза признали выборы соответствующими демократическим нормам, и во второй тур прошли действующий президент Лоран Гбагбо, пользующийся поддержкой на юге страны, и лидер оппозиции Алассан Уаттара, пользующийся поддержкой населения севера. 2 декабря 2010 г. Независимая избирательная комиссия (НИК) объявила предварительные результаты, согласно которым Алассан Уаттара победил во втором туре, набрав 54 процента голосов, но председатель Конституционного совета Кот-д’Ивуар сразу же объявил результаты недействительными и на следующий день отдал победу Лорану Гбагбо. Это, собственно, и стало причиной политического кризиса, который, по идее, должен был быть решен в соответствии с местными законами и конституцией.
Но… Организация Объединённых Наций, Африканский союз, Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), Европейский Союз, США и Франция «выбрали» Уаттару. А Гбагбо эти международные структуры предложили оставить свой пост. Неправовое с точки зрения национального законодательства Кот-д'Ивуара решение развязало кровавую драму.
Понятно, что решение ООН не было спонтанным, его подготовили за кулисами. И отнюдь не судьба «северян» и «южан» волнует сегодня участников процесса усмирения Гбагбо. Последние события в странах Северной Африки подтверждают: пришло время новых колонизаторов, развозящих по миру «свободу и демократию», пристегнуть к общему поводку и «ошейники» тех государств, которые еще не догадались сделать это сами.
Это малое государство на побережье Гвинейского залива обладает нефтью. А ещё там есть газ, алмазы, марганец, железная руда, кобальт, бокситы, медь, золото, никель, тантал. Буквально вчера Кот-д’Ивуар был крупнейшим в мире поставщиком какао-бобов – настоящая шоколадка для французов, которые первыми из европейцев и освоили эти берега, высадившись там еще в 1637 году. Правда, первое поселение было быстро уничтожено аборигенами. Но через полвека новую французскую миссию здесь охраняли французские солдаты. Французы установили протекторат над всеми прибрежными племенами и двинулись вглубь страны. А затем до 7 августа 1960 года качали с Берега Слоновой Кости пальмовое масло, натуральный каучук, кофе, какао, бананы, хлопок, сахарный тростник, табак, кокосы, арахис. Кстати, сейчас Кот-д’Ивуар - один из основных экспортеров ананасов в Россию.
В августе 1960-го была провозглашена независимость. Тогда экономика страны росла на 11 процентов в год. Берег Слоновой Кости стал мировым лидером в производстве какао-бобов. Уровень жизни был так высок, что на юг, где сосредоточено сельскохозяйственное производство и торговля, кинулись иммигранты из соседних стран Африки, и уже в конце 1990-х до половины населения составляли лица зарубежного происхождения, в основном сельхозпроизводители.
В президентских выборах 2000 года был признан победителем лидер оппозиции Лоран Гбагбо. Начавшиеся вслед за этим мятежи, гражданская война, разделившая страну на повстанческий «север» и президентский «юг», отсутствие до самого декабря прошлого года президентских выборов не особенно повлияли на осевших в Кот-д’Ивуаре французов. Изначально их там проживало около 15 тысяч. Сегодня французское посольство Франции в Кот-д'Ивуаре насчитывает 12,2 тысячи французских граждан, в том числе 11,8 тысячи - в экономической столице государства Абиджане. При этом более 7 тысяч из них имеют двойное гражданство. В лесах по-прежнему заготавливаются ценные породы древесины, включая чёрное дерево, сок гевеи для производства каучука. Ведется промысловый вылов рыбы. На континентальном шельфе добываются нефть и газ. Разрабатываются месторождения никелевой, марганцевой и железной руд, бокситов, алмазов и золота. А французский капитал представлен нефтедобывающей компанией «Тоталь», энергетической «Электрисите де Франс», знаменитой фирмой по производству автошин «Мишлен», «Лафарж» - производящей стройматериалы, «Трансдев», «Сетао» и «Буиг» - занимающиеся строительством, «Франс Телеком» и банками «БНП Париба», «Креди Агриколь», «Креди Лионне», «Сосьете Женераль».
Освоились там и американцы: «Эксон Мобил», «Ситибэнк», «Джи-Пи Морган», британские компании «Ройал-Датч Шелл», «Юнилевер» и «Барклейс», швейцарские компании «Нестле», разумеется, и «Холсим», индийские компании – металлургическая «Тата Стил» и нефтедобывающая «Ойл энд Нэйчурал Гэс».
Французские власти пока не планируют эвакуацию своих граждан из Кот-д'Ивуара, несмотря на продолжающиеся ожесточенные столкновения между сторонниками действующего президента и его оппозиционерами и даже на то, что сторонники Ассалана Уаттары, как заявил представитель Управления верховного комиссара ООН по правам человека Руперт Колвилл, причастны к грабежам, вымогательству и похищению людей.
Теперь кровопролитие в Кот-д'Ивуаре называют шокирующим. При этом части Алассана Уаттары готовятся к «окончательному наступлению на позиции противника». А французские части, кстати сказать, появившиеся в бывшей колонии Франции параллельно ооновским «голубым каскам», взяли под свою защиту около 500 иностранных граждан, укрывшихся в казармах на окраине города. Представитель французского командования Тьерри Буркхар пояснил, что им угрожали мародеры.
Городские кварталы, где традиционно проживают европейцы и расположены богатые магазины, патрулируются теперь силами миротворческого контингента Франции. А подразделения миротворческих сил ООН взяли под контроль международный аэропорт Абиджана.
Комитет ООН по правам человека в Женеве заявил, что получил сообщения о серьезных нарушениях прав человека силами международно признанного президента страны Алассана Уаттары - похищениях людей, несанкционированных арестах и жестоком обращении с гражданскими лицами. Однако Уаттара понимает, что ставки уже сделаны. Он дал указание закрыть все воздушные, сухопутные и морские границы Кот-д'Ивуара до особого распоряжения. Объявил комендантский час в Абиджане.
Как заметило агентство Рейтер, «игра для Гбагбо кончена. Ему конец». Противостоять разноцветным каскам ему не по силам. Министры иностранных дел 27 стран Евросоюза призвали всех жителей Кот-д'Ивуара признать власть демократически избранного президента Алассана Уаттары. Министры приветствовали решение СБ ООН увеличить на две тысячи военнослужащих девятитысячный миротворческий контингент в Кот-д'Ивуаре.
Американский интернет-ресурс «Контрудар» («Сounterpunch») увязывает не только кот-д'ивуарскую, но и всю африканскую мозаику последних месяцев простой формулой, рожденной в Вашингтоне: «То, что мы наблюдаем сегодня в Ливии, является возвращением колониализма. Только теперь не одиночные европейские страны соревнуются в создании империи и за ресурсы. Неоколониализм действует под покровом «мирового сообщества», этот термин подразумевает НАТО и те страны, что кооперируются с альянсом. Сегодня НАТО управляет европейскими вооруженными силами при гегемонии американцев. Вашингтон обеспечивает своё господство в мире под покровом избирательной «гуманитарной интервенции» и «принесения свободы и демократии угнетенным людям». На основе собственных эгоистических интересов Вашингтон определяет страны для интервенции, если они не являются его «международными партнерами»… Каддафи был атакован потому, что отказался быть участником Африканского командования США…»
Последняя мысль заслуживает особого внимания. Даже при беглом анализе этой конструкции, названной коротко АФРИКОМ (The US Africa Command), обнаруживается характерная деталь: среди 49 африканских стран, вставших под флаг американских интересов в Африке, не было Ливии – и все хорошо знают, что теперь там происходит. Не было Судана – набитого западным оружием и раздираемого сейчас на части. Не было и Берега Слоновой Кости, который теперь зовётся на французский манер Кот-д’Ивуар…
Давая команду о создании AFRICOM в 2007 году, президент США Джордж Буш объяснил: «Наш подход основан на поддержке национальных интересов безопасности США в Африке. Продвижение этих интересов требует объединенного подхода и совместных усилий с департаментами и агентствами США, так же как и с нашими африканскими и другими международными партнерами».
И разве подлежит сомнению, что национализация экспорта какао-бобов властями Кот'д-Ивуара в марте 2011 года - «воровство»? Распоряжение президента страны Лорана Гбагбо о том, что государство становится единственным покупателем какао-бобов у производителей, а также берёт под свой полный контроль экспорт этого продукта, отбирает «шоколадку» и у Саркози, и у Обамы. Обидно же!
Поэтому «международное сообщество» и выдвинуло ультиматум Гбагбо: уступи власть или… Не оставаться же западной демократии с «костью в горле»…