После полёта Юрия Гагарина в космос ему приписывали сказанные будто бы слова: «В космосе был, а Бога не видел». На самом деле слова эти принадлежали Н.С. Хрущёву. А уже потом были подхвачены и со злорадством повторялись ревнителями атеизма. История с хрущёвским изречением, однако, имеет продолжение, о котором порой не знают или умалчивают.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в ответ на язвительное замечание о несостоявшейся встрече первого космонавта с Господом Богом, отвечал, что сам он в силу своей профессиональной деятельности (хирург, участник Великой Отечественной войны, лауреат Сталинской премии) не раз осуществлял трансплантацию черепа, однако ума ни у кого не обнаружил.
Не менее остроумный ответ приписывается и архимандриту Алипию (Воронову), бывшему настоятелем Псково-Печерского монастыря. Отцу Алипию довелось обратить внимание финских атеистов на то, что, даже проживая в Хельсинки, они не видели своего президента.
Архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) сказал в проповеди так: «Юрий Гагарин Бога не видел… А Бог его видел! И благословил!»
Конечно, абсурдность замечания Н.С. Хрущёва очевидна даже и для самих атеистов. Да и едва ли Первый секретарь ЦК КПСС мог допустить, что Господь Бог станет заглядывать в иллюминаторы корабля «Восток» и улыбаться улыбчивому космонавту. Однако карамазовские сомнения Хрущёва космонавты разрешили ещё до полёта Юрия Гагарина. И вот как это было.
Пятьдесят лет назад человек вторгся в неизведанные миры, непригодные для его обитания, хранящие множество тайн, в том числе и сопряжённых с мистикой. Однако кроме того, что кто-то из космонавтов видел неопознанные летающие объекты, на сегодня ничего не известно о каких-то странных происшествиях или необычных состояниях, переживаемых во время полётов. Тем не менее подобные состояния были зафиксированы в период подготовки к полётам, когда для будущих космонавтов и рядовых участников экспериментов создавались особые психологические условия. Делалось это с целью изучить реакцию человека на продолжительную тишину, затянувшееся одиночество, на так называемый «сенсорный голод» и пр. А также для того, чтобы по результатам исследований создать психологически максимально благоприятные условия для работы в космосе. Нахождение вне привычной земной среды, отсутствие человеческого общения, однообразие внешних впечатлений – предполагалось, что всё это может отрицательно сказаться на психике космонавта.
Эксперименты подобного рода проводились как в СССР, так и в других странах, разрабатывавших собственную космическую программу. Полученные результаты, что совершенно неудивительно, полностью идентичны.
В одном случае человека помещали в специальный бокс, где расположившийся на удобной кушетке участник эксперимента был лишён возможности видеть что-либо, слышать и, благодаря специальным перчаткам, осязать. Большинство людей отказывались от эксперимента через сутки. У более стойких через двое суток начинались галлюцинации.
В другом случае эксперимент проходил в помещении, имитировавшем космический корабль. Человек, находясь в одиночестве, мог двигаться, следить за приборами и даже сообщать о своём состоянии по радиосвязи. Однако через непродолжительное время участники эксперимента также начинали жаловаться на галлюцинации.
В третьем случае исследования проводились в сурдокамерах, куда приглушённо подавались различные звуки. И снова, спустя недолгое время, люди жаловались на зрительные и слуховые галлюцинации. Кто-то видел знакомых и незнакомых людей, кто-то отчётливо слышал музыку, непонятно откуда доносившуюся. Кто-то рассказывал, что переживал ощущение присутствия в комнате посторонних существ и это вызывало страх, беспокойство или тревогу. Что это были за существа, какого возраста или пола ни один из участников эксперимента не смог сказать. Однако, пытаясь описать свои ощущения, испытуемые говорили, что существа не имеют определённой формы.
Подчеркнём, что во всех трёх случаях речь идёт о психически здоровых людях.
Все эти факты приводятся в книге «Психология и космос», написанной Ю. Гагариным и В. Лебедевым. Описанные расстройства сознания авторы книги объясняют тем, что «мирная тишина и одиночество таят немалую угрозу психическому состоянию человека». Кроме того, «записи биотоков показали, что в условиях одиночества в коре полушарий мозга развиваются гипнотические фазы (промежуточные состояния между бодрствованием и сном)». Авторы обращают внимание, что подобных примеров было множество.
Нечто похожее переживали не только участники «космических» исследований. Состояния, переживаемые человеком в условиях длительной изоляции от обычного течения жизни, оторванности от людей и привычных занятий описаны учёными, проводившими исследования этих состояний; путешественниками, например Дж. Слоком, в одиночку совершившим в конце XIX в. кругосветное путешествие на яхте; людьми, подверженными алкоголизму и наркомании; пережившими клиническую смерть; подвижниками-пустынножителями; отцами Церкви.
Перечисленные категории людей отнюдь не уравниваются между собой. Повторимся, речь идёт только о том, что все они в силу тех или иных обстоятельств оказывались «изъяты» из обычного хода жизни, из условий, которые являются нормальной средой обитания человека. Именно это, а также общий характер видений и связанных с ними ощущений роднит космонавтов, запертых в сурдокамерах, христианских подвижников, удалившихся в пустынь, и алкоголиков, разрушивших связь с реальным миром.
Постившийся в пустыне сорок дней, Спаситель был искушаем от диавола (Мф. 4, 1-3), который показал Ему все царства с высокой горы и поставил на крыло храма (Лук. 4, 5-9). Видения переживших клиническую смерть, явления падших духов отцам-пустынникам, галлюцинации шаманов однозначно трактуются Православной Церковью как бесовидение. В житии преподобного Сергия игумена Радонежского читаем: «…невидимые враги нередко принимали видимый образ страшных зверей и отвратительных гадов, чтобы устрашить подвижника <…> Рассказывал впоследствии сам Преподобный своим ученикам: однажды ночью вошёл он в уединённую церковь свою, чтобы петь утреню; но лишь только он начал молитвословие, как вдруг пред его взорами расступилась стена церковная, и в это отверстие, как тать и разбойник, не входящий дверьми, вошёл сатана видимым образом; его сопровождал целый полк бесовский – все в остроконечных шапках и в одеждах литовцев…»
А вот отрывок из письма игумена Никона (Воробьёва) человеку, страдающему алкоголизмом: «…если ты не будешь бороться с этим недугом, то попадёшь под полную власть бесов. Они будут возбуждать тебя пить всё больше и больше… <…> Бесы, действовавшие втайне, станут являться в виде разбойников, диких зверей, змей и проч. Потом могут явиться и в своём безобразном, гнусном виде…»(1)
Отец Серафим (Роуз) пишет о бесах, что «их постоянное место пребывания – воздух, а основное дело – соблазнять или запугивать людей…» (2) Кроме того, утверждает отец Серафим, переживания, подобные описанным выше, случались «со многими православными христианами, вплоть до текущего столетия. Это, совершенно очевидно, не сны или видения, а встречи в состоянии бодрствования с бесами, как они есть, – но только, конечно, после того, как у человека откроются духовные глаза для того, чтобы видеть эти существа, которые обычно человеческому глазу невидимы» (3).
Состояние, когда «откроются духовные глаза», достижимо, возможно, разными способами – при помощи галлюциногенов, медитативных упражнений, путём «сенсорного голода» и, наконец, в результате длительного пребывания в одиночестве.
Святой Иоанн Кассиан в «Собеседованиях» рассказывает, что «злых духов такое множество наполняет этот воздух <…>, что Провидение Божие для пользы скрыло и удалило их от взоров человеческих» (4). Из житийной литературы мы знаем, что святые вступали в общение не только со злыми духами. Так, сама Пресвятая Дева посетила преподобного Сергия в его обители. Однако большинство людей, по учению Православной Церкви, будучи повреждёнными грехом, не могут иметь общение со светлыми силами. И тонкий мир приоткрывается человеку только через искушения «Вельзевула, князя бесовского». «Человеки делаются способными видеть духов при некотором изменении чувств, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), – которое совершается неприятным и необъяснимым для человека образом. Он только замечает в себе, что внезапно начал видеть то, чего доселе не видел, и чего не видят другие, слышать то, чего доселе не слышал. <…> Изменение чувств, при котором человек входит в чувственное общение с существами невидимого мира, называется в Священном Писании отверзением чувств. <…> Очевидно, что собственными средствами можно достигнуть общения только с падшими духами…» (5)
Лишь при особых условиях, способствующих открытию «духовных глаз», человек бывает наиболее восприимчив к такому общению и даже лицезрению легиона искусителей, которые, как и чёрт Ивана Карамазова, искусно дразнят свою жертву, то называясь галлюцинацией, то свидетельствуя о существовании потустороннего мира. Именно такие свидетельства получали космонавты, ещё только готовившиеся покинуть земные пределы. Минуло полвека, с тех пор как человек соприкоснулся с космосом, долгие годы ожидая этого соприкосновения, но космос всё равно остаётся чужим. И кто знает, какие ещё встречи ждут человеков на пути его освоения…
_______________________________________________
(1) Авдеев Д.А. Очерки православной психологии. М., 2007.
(2) о. Серафим (Роуз). Приношение православного американца. М., 1998.
(3) Там же.
(4) Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских отцов преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. М., 2003.
(5) Свт. Игнатий (Брянчанинов). Творения. М., 2001.