Евросоюз активизирует усилия по реализации главного конкурирующего проекта «Южного потока» – газопровода «Набукко» и его восточного звена, транскаспийского газопровода, который, как предполагают, соединит по дну моря туркменский и азербайджанский берега Каспия.Первое время эту деятельность по прокладке трубы, идущей в обход России, в Брюсселе старались не афишировать, но с начала 2009 г. ряд европейских компаний и, прежде всего германская RWE, приступили к негласному изучению перспектив проекта. Весной того же года им удалось договориться с Туркменией и Азербайджаном о поставке 2/3 необходимого для «Набукко» газа. Затем Еврокомиссия разработала документ, рекомендующий заключить соглашение о строительстве транскаспийского газопровода между Туркменией и Азербайджаном без согласия других прикаспийских государств - России, Ирана и Казахстана.
Вопрос о прокладке газопровода по дну Каспийского моря – это вопрос об обеспечении «Набукко» ресурсной базой. Строить транскаспийский газопровод мешает неурегулированность правового статуса Каспия, который, будучи крупнейшим в мире озером, не подпадает под действие международного морского права. В принципе, для строительства газопровода требуется согласие всех пяти прикаспийских государств, но Россия и Иран, не заинтересованные в реализации этого проекта, вряд ли такое согласие дадут. Сейчас, похоже, Брюсселю удалось склонить Ашхабад к тому, чтобы проигнорировать точку зрения несогласных. В январе 2011 г. об этом прямо заявил в интервью Deutsche Welle исполнительный директор консорциума «Набукко» Рейнхард Митчек: «…для строительства транскаспийского трубопровода достаточно двусторонних договоренностей между Туркменией и Азербайджаном. Все остальное, с нашей точки зрения, - это спекуляции».
Несмотря на обоюдную, на первый взгляд, заинтересованность в реализации проекта Баку и Ашхабада, Туркмении газопровод по дну Каспия нужен гораздо больше, чем Азербайджану. После конфликта с «Газпромом» весной 2009 г. закупки российской компанией туркменского газа уменьшились в четыре раза – с 42,8 млрд. кубометров в 2008 г. до 10,5 млрд. в 2010 г., и увеличивать их в ближайшей перспективе компания не планирует. По оценкам аналитиков, этот конфликт обошелся Туркмении примерно в 1/4 ее годового ВВП. В интервью Deutsche Welle анонимный источник в министерстве нефти и газа Туркмении назвал туркменскую казну практически пустой. В результате Ашхабад приступил к поиску новых экспортных маршрутов, включая такие экзотические, как газопровод Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ).
Азербайджан в отношении транскаспийского газопровода проявляет гораздо меньше энтузиазма. По мнению азербайджанского аналитика Расима Мусабекова, его строительство для республики особой выгоды не представляет. «Транзитные платежи для нас не столь значимы. Мы отдаем себе отчет и в том, что туркменский газ на рынке Турции лишь усилит конкуренцию с нашим собственным газом, - заявил он. - Издержки же в виде обострения отношений с Москвой и Тегераном из-за транскаспийского трубопровода нам вовсе не нужны». Поэтому Баку пока что не говорит ни твердое «нет», ни твердое «да» этому проекту. Существенной проблемой являются и разногласия по поводу принадлежности расположенного на шельфе Каспия и уже разрабатываемого Азербайджаном нефтегазового месторождения «Кяпаз» (туркменское название – «Сердар»), на которые в Баку и Ашхабаде решили временно закрыть глаза.
В расчете на экспорт газа в будущем по транскаспийскому газопроводу Туркмения в мае 2010 г. приступила к строительству магистрального трубопровода «Восток - Запад» протяженностью около 1000 км. Пропускная способность этой трубы, предназначенной для транспортировки газа с восточных месторождений на туркменское побережье Каспия, - 30 млрд. кубометров газа в год, стоимость – 2 млрд. долл. Первоначально планировалось, что строить будет «Газпром», но разногласия по поводу прав собственности на газопровод привели к тому, что Туркмения решила действовать самостоятельно. («Газпрому» туркменский маршрут «Восток - Запад» был нужен для того, чтобы направить газ вдоль восточного берега Каспия, где планировалось построить Прикаспийский газопровод, в Россию. Сейчас об этом проекте молчат).
Соглашений по дальнейшей транспортировке газа, который поступит по трубопроводу «Восток - Запад» на восточное побережье Каспия, у Туркмении пока нет. Теоретически этот газ может пойти как в Европу, так и в Россию, но последнее представляется маловероятным - отношения между Москвой и Ашхабадом достигли сейчас, пожалуй, самой низкой точки за последнее десятилетие. От участия в любых интеграционных проектах на территории СНГ и Центральной Азии Туркмения традиционно воздерживается, а контакты на уровне глав государств и правительств в последнее время сведены к минимуму. Своеобразным индикатором отношений между Москвой и Ашхабадом стала ситуация вокруг российского сотового оператора МТС, вынужденного в конце прошлого года после конфликта с туркменскими властями прекратить предоставление услуг на территории республики. Обычно российский МИД старается подобных вещей не замечать, но на этот раз он выступил с заявлением в защиту интересов компании.
Прощупыванием перспектив строительства транскаспийского газопровода и реакции его противников занималась прошедшая в Ашхабаде в марте 2011 г. международная конференция по экологическим аспектам этого проекта. В конференции приняли участие компании Petronas (Малайзия), Dragon Oil (ОАЭ – Великобритания), CNPC (КНР), OMV (Австрия), которые, как и следовало ожидать, пришли к выводу, что газопровод нанесет экологии Каспия гораздо меньше вреда, чем строительство завода по производству сжиженного газа и его транспортировка по морю танкерами. Стремясь блокировать возражения со стороны Ирана и России, участники конференции рекомендовали Туркмении и Азербайджану заранее оценить экологические риски, способные затруднить реализацию проекта. Все это позволит Баку и Ашхабаду уже в текущем году начать подготовительные работы по строительству газопровода, а консорциуму «Набукко» - заключить необходимые ему соглашения на поставки газа.
Юридически позиции Туркмении и Азербайджана уязвимы, но возможностей воспрепятствовать осуществлению этого проекта у России не так уж много. В свое время она заключила соглашения с Азербайджаном и Казахстаном о делимитации каспийского шельфа, что позволило приступить к разработке месторождений в северной части моря. Схожим образом могут поступить Баку и Ашхабад, и тогда единственным союзником России в этом вопросе останется Иран.