За 42 года, что находится у власти Муаммар Каддафи, в мире вряд ли появлялся другой государственно-политический деятель, который бы больше, чем он, сделал для народа своей страны.
За всю свою историю, уходящую в глубь веков, Ливия никогда не была самостоятельным государством, а всегда оставалась чьей-то провинцией или колонией. Лишь в 1951 году было провозглашено независимое королевство Ливия, но хозяйничали в независимом королевстве западные монополии. В 1969 году группа офицеров во главе с Каддафи совершила бескровный государственный переворот, свергла монархический режим (король, ныне покойный, в то время находился за границей) и провозгласила республику.
На этом молодой ливийский офицер, свергнувший короля, не остановился. Главная «вина» Муаммара Каддафи перед Западом состоит в том, что, встав 42 года назад у власти в Ливии, он успешно повёл дело к установлению в стране нового общественного строя – «джамахирии». Это, как он сам считает, - первое в мире общество народного исламского социализма, основанное на принципах равенства и справедливости эпохи раннего ислама… То есть вызов и «двум системам», и проповедникам современного радикального ислама, и светским владыкам большинства стран Арабского мира.
Знаменитая «Зелёная книга» Каддафи, в которой изложена теория нового общественного строя (со всеми её отчасти утопическими, отчасти анархическими элементами), принадлежит к числу наиболее значительных произведений общественно-политической мысли второй половины XX века. (Вот и в России существует несколько “Обществ друзей «Зелёной книги»”.) В своей книге Каддафи камня на камне не оставил от либеральных и демократических ценностей, к которым апеллирует Западная цивилизация, являющаяся, по его убеждению, новейшим видом рабства. Разве мало для того, чтобы Ливия Каддафи встала у сильных мира сего костью в горле?
Государство, правительственная администрация и политические партии в Ливии были официально упразднены. Власть на местах была передана народным конгрессам, которые избирают свои исполнительные органы — народные комитеты. Вся эта система несколько напоминает устройство власти в СССР периода «Вся власть — Советам!» в первой половине 1920-х годов, но «с ливийской спецификой». Эта рыхлая структура удерживалась влиянием Совета революционного командования. Сам Каддафи не занимает никаких официальных постов, он остаётся вождём ливийской революции и председателем Совета революционного командования. Его цель, как он постоянно говорит, — превратить Ливию из сырьевого придатка Запада в современное государство. И цель удалось достигнуть. Что это дало народу Ливии?
Бедность и жилищная нужда в стране ликвидированы. Для бывших неграмотных и лишённых медицинской помощи кочевников и обитателей трущоб построены современные жилые дома, прекрасно оборудованные больницы, школы, высшие учебные заведения. Квартиры в Ливии предоставляются людям бесплатно, а квартплата (как и плата за электроэнергию) не взимается. Новобрачным выплачивается пособие на приобретение квартиры. При рождении ребёнка предоставляется государственная помощь. Образование и медицинская помощь (в том числе лечение за рубежом) - бесплатные. В Ливии — самый высокий уровень жизни в Африке (хотя, например, у той же Нигерии нефти намного больше). Каддафи решил жизненно важную для пустынной страны проблему пресной воды — как за счёт использования подземных источников, так и с помощью установок для опреснения морской воды.
Валовой внутренний продукт на душу населения, уровень заработной платы, средняя продолжительность жизни, индекс развития человеческого потенциала в Ливии выше, чем, например, в Российской Федерации. А если сравнивать Ливию и РФ по показателю социального и имущественного неравенства, то надо сказать, что в списках самых богатых людей планеты, печатаемых в журнале «Форбс», нет ни одного ливийца. В то же время крупный специалист в Ливии может зарабатывать до 30 тысяч долларов в месяц, а рядовая медсестра — «всего» тысячу (при баснословной дешевизне продуктов питания и др.).
Поскольку бедные всё-таки есть, для них в Ливии создана сеть продуктовых магазинов и аптек с символическими ценами. Во всех семьях есть телевизоры, холодильники, а закупленные за счёт государственной казны импортные автомобили продаются (продавались) населению за половину, даже за четверть их покупной цены, бензин (был) дешевле воды. Очень дешёвым был и хлеб. Часть дохода от экспорта нефти перечислялась на банковский счёт каждого ливийца.
В стране действует «сухой закон», алкоголя в продаже нет, за наркотики полагается смертная казнь. Воровства нет — суровыми наказаниями оно искоренено полностью. Каддафи называют кровавым диктатором, но за годы его правления население страны выросло почти в три раза!
Сам Каддафи ведёт аскетический образ жизни, предпочитает обитать в бедуинской палатке, хотя и оборудованной по-современному. Для работы народных конгрессов и для представительских целей он украсил ливийские города дворцовыми комплексами.
Каддафи считает, что богатства недр Ливии должны принадлежать её народу, он отказывается приватизировать предприятия нефтяной и газовой отрасли, чего добивается от него Запад. Каддафи ликвидировал военно-морские базы Англии и США на территории Ливии. Разве всё это - не повод для того, чтобы объявить его врагом человечества и «по соображениям гуманности» устранить?
Противостояние Каддафи и Запада — не только экономическое и политическое, но и идейное. Идеи Каддафи могли стать основой для объединения двух частей африканского континента - северной арабской Африки и Чёрной Африки южнее Сахары. А если бы информация о том, как в Ливии проводятся в жизнь принципы социальной справедливости, стала широко доступной, разве это не затруднило бы политику правящих классов в «цивилизованных странах»?
В то же время Каддафи — не визионер, это реальный политик с ярко выраженной прагматической жилкой. Против него организовывались заговоры, на его жизнь покушались (авиация США когда-то уже бомбила его резиденцию, он чудом остался жив). В Ливии — более 150 племён, и едва ли не каждое считает свою роль главной, а своё положение - привилегированным. Чтобы сохранить в этих условиях стабильность политической системы, Каддафи не раз проводил чистки армии и органов управления, но репрессии затрагивали в основном верхушку социальной пирамиды, не проникая в толщу населения…
Каддафи со всей его экстравагантностью — один из самых сильных государственно-политических деятелей нашего времени. Это выраженно харизматический тип лидера. Он не раз сожалел, что масштабы небольшой страны с 6 миллионами жителей ставят предел практическим действиям, вытекающим из его понимания мировых проблем. На почве этого несоответствия рождались его планы арабского и африканского единства. Каддафи ратовал за вывод всех иностранных войск с территории африканских государств, за создание единой африканской валюты «афро», за отказ от доллара в качестве мировой резервной валюты…
В последние годы он пошёл на сближение с Западом, провёл некоторые либеральные реформы, допустил в страну иностранный капитал. Эта появившаяся в его политике «многовекторность» его и подвела. Расширяя контакты с Западом, он упустил время, не успел произвести закупки современных российских средств ПВО, при наличии которых у Ливии натовцам пришлось бы много сложнее, чем сейчас. Был ли это просчёт? Трудно сказать, но пока существовал дружественный Ливии Советский Союз, нелады с Западом мало тревожили Каддафи. Потом Советского Союза не стало. В.Путин посетил Ливию лишь в конце своего второго президентского срока, в 2008 году (тогда были подписаны крупные контракты по военной и экономической линии)… У Ливии был с Россией договор о дружбе и сотрудничестве, шла речь о возможности создания в Ливии российской военно-морской базы, Ливия выступала потенциальным и весьма состоятельным покупателем российского оружия, в 2008 году ливийский лидер приезжал с официальным визитом в Москву… Однако не помогло. Во всяком случае, Каддафи последнего периода считал для себя необходимым маневрировать, делая уступки Западу...
Сегодня у полковника Муаммара Каддафи миллионы сторонников в мире, но много у него и врагов. В истории Ливии не было другой такой яркой личности, и можно понять, почему он убеждён, что ливийцы его любят и готовы за него сражаться. Идеологи неолиберализма и коммунисты предъявляют к Кадаффи счёт за его теорию и практику народного социализма. Арабские монархи — за то, что он сверг короля. Исламисты — за то, что он сделал Ливию практически светским государством (у женщин в Ливии широкий выбор возможностей карьеры, служба в ливийской армии обязательна и для женщин; лозунг Каддафи: женщина равноправна с мужчиной во всём, кроме того, что мешает ей быть женщиной, - ей, например, запрещено трудиться на физически тяжёлых работах)….
***
Эксперты во всём мире, следящие за развитием событий в Ливии и вокруг неё, продолжают соревноваться в гадании о том, для каких стран пригодится уже в ближайшее время «ливийский сценарий» захвата ресурсов отдельно взятой страны, выхода НАТО на новые геостратегические позиции и боевой опыт Северо-Атлантического альянса, накапливаемый на ливийском плацдарме…