Арест генерала Младича – срамная страница сербской истории. Политики помнятся в истории по делам, ими совершённым. Причём последующие поколения часто помнят совсем не те события, в которых отличились политики. Так, Милоша Обреновича, много сделавшего для получения Сербией автономии в XIX веке., помнят по тому, что он убил вождя Первого сербского восстания Карагеоргия, фактически своего политического соперника. Слободана Милошевича запомнят по тому, как он мужественно боролся в Трибунале, отстаивая честь и достоинство Сербии и сербов, хотя весь западный мир старался очернить его как диктатора и убийцу. Таких примеров очень много. Борис Тадич, нынешний президент Сербии, останется в истории как слабохарактерный политик, выдавший на расправу в Гаагу Радована Караджича и генерала Ратко Младича.
Весь мир прославляет победу над преступником планетарного масштаба. В Сараеве его называют «гитлеровским фашистом», в Загребе - убийцей сотен хорватов, Турция требует его немедленной казни, в Австралии на ТВ говорят, как он заставлял родителей есть своих детей.
Политики в Сербии ликуют, думая, что преодолели последнее препятствие на пути «в Европу», а независимые сербские СМИ пишут о сумраке власти, предательстве, бесчестии политических верхов… Патриоты выходят на улицы во многих городах. Рынки сегодня стали местом обсуждения и оценки главного события – и одобрения действий власти не услышать! Белград до сих пор наводнён полицией, а это значит, что осознание содеянного у власти присутствует.
Мир ликует, не вникая в суть происходящего. В головы людей вбиты примитивные представления о виновности сербов во всём, что происходило на Балканах, почти все пишут по схеме, часто не зная, о чём и о ком пишут. Нам, изучающим события на Балканах, знающим документы, факты, политических лидеров, военачальников, хронологию событий, хорошо известно, что на самом деле происходило во время распада Югославии, мы много писали и о генерале и его окружении. Известны также политическая подоплёка создания Трибунала, антисербская кампания многих европейских и мировых центров.
Борьба, которая ведётся вокруг фигуры генерала, - это борьба добра и зла, патриотизма и предательства, верности долгу и беспринципности, офицерской чести и бесчестья. Ратко Младич давно уже стал легендой… Газета "Дейли Телеграф" включила его имя в список тридцати самых известных современных полководцев, напомнив при этом, что те офицеры, которые вели переговоры с ним, считают его гением тактики, хотя и «безумцем». На протяжении всей войны с ним искали встречи и политики, и журналисты, но особенно военные - миротворцы из "голубых касок". Враги его боялись, а сербы боготворили - за честность, высокий профессионализм, отвагу, мужество, за любовь и преданность Родине, человечность. Его лозунгами были, как он сам говорил, достоинство, честь, вера и свобода. Везде, где мог, генерал спасал людей, причём помогал и сербам, и хорватам, и мусульманам.
Я встречалась с генералом несколько раз. Он обладает феноменальной памятью, знает русских поэтов и писателей. Ратко Младич - прекрасный рассказчик. Он красочно воспроизводил сцены обеда с английским лордом, встречи с американским военным атташе на лестнице здания министерства иностранных дел в Москве, разговоры с французскими генералами. Генерал прост в общении, умён, образован, знает себе цену, является военным профессионалом высокого класса – и при этом занимает жизненную позицию, которая роднит его с простым крестьянином. Его философия жизни проста: сербский народ много страдал в своей истории, пережил несколько геноцидов, но всегда прощал и был добрым, доброжелательным к своим соседям. Народ до конца не верил, что трагедия может повториться. И в этой войне он снова страдает, снова подвергается геноциду. ”Я сделаю всё, чтобы этого никогда не повторилось. Сербский народ в Боснии и Герцеговине будет жить в самостоятельном государстве”. Разговаривая с офицерами и солдатами, я поняла, что его не просто любят, а именно боготворят. Его умение воевать вселяло сербам надежду на создание собственного государства. Так и получилось. Сегодня Республика Сербская в Боснии и Герцеговине существует только благодаря политике Радована Караджича и военному искусству генерала Ратко Младича. Любовь к нему солдат и вера в него всего народа давали ему уверенность в правоте своего дела.
Мне очень жаль, что сегодня в угоду тем, кто разрушал и уничтожал Югославию, правительство Сербии устроило облаву на человека, которого должна прославлять как национального героя, величать победителем и считать настоящим защитником Родины.
Цель столь некрасивой акции понятна: о ней говорят все сербские политические круги. Мы вам – генерала, вы нам - место в Европейском Союзе, и побыстрей. Куда там! В запасе у европейцев и американцев ещё много условий, которые в самое ближайшее время будут выставлены Белграду. Одно из них – признание независимости Косова. Несколько дней назад посол США в Косове Кристофер Делл заявил, что признание реальности независимого Косова является предварительным условием рассмотрения вопроса о вступлении Сербии в ЕС. А за этим - ещё целый список ждущих своей очереди условий: независимость Воеводины, автономия южных краёв Сербии, вступление в НАТО…