В прежние годы украинско-китайские отношения выглядели не блестяще и омрачались в том числе шпионскими скандалами. В начале февраля 2010 года, например, были осуждены за шпионаж в пользу Китая трое работников завода «МИГ-ремонт» в Запорожье. Суд признал Вадима Ковальчука, а также Наталью и Игоря Манжос виновными в государственной измене в форме шпионажа и приговорил их к 7, 10 и 11 лет лишения свободы соответственно.
Прошло немного времени, и в отношениях двух стран наметился подъем. Очевидно, в Пекине пришли к выводу, что добыть украинские секреты можно и без шпионов, а в Украине поняли, что с необъятным китайским рынком лучше подружиться.
В сентябре 2010 года государственный визит в Пекин совершил президент Украины В.Янукович. Затем после 14-летнего перерыва были восстановлены контакты на уровне руководителей правительств. В апреле с/г состоялся официальный визит премьер-министра Украины Николая Азарова в Китай. Глава украинского правительства провел переговоры с Председателем КНР Ху Цзиньтао и премьером Госсовета Вэнь Цзябао. В том же апреле Киев посетил вице-премьер Госсовета КНР Чжан Дэцзян, который встретился с президентом В. Януковичем и премьер-министром Н. Азаровым. Было проведено учредительное заседание межправительственной Комиссии по сотрудничеству. Все шло к завершению «ознакомительного периода». Оставалось только побывать в Украине председателю КНР Ху Цзиньтао.
Председатель Ху посетил Украину с государственным визитом 18-20 июня. Первые два дня он провел в Ялте, а 20 июня состоялись основные переговоры в Киеве. Главной темой переговоров стала Совместная Декларация об установлении и развитии отношений стратегического партнерства между Украиной и КНР. Важное внимание было уделено экономическому сотрудничеству. «Китай является главным партнером Украины в Азиатско-Тихоокеанском регионе»,– подчеркнул во время переговоров глава украинского государства.
После переговоров Виктор Янукович и Ху Цзиньтао подписали Совместную Декларацию. Помимо декларирования стратегического характера взаимоотношений, стороны приняли на себя и ряд рамочных политических обязательств. Так, по просьбе Пекина Киев подтвердил свою приверженность идее территориальной целостности Китая, отказавшись от признания независимости Тайваня и Тибета.
Еще одна инициатива китайской стороны – раздел, в котором стороны заявили об «уважении пути развития, избранного каждым из государств». Тем самым украинские политики, по крайней мере, те, которые находятся во власти, лишаются права сомневаться «на публике» в преимуществах «социализма с китайской спецификой». В документе содержатся и положения, полезные для Киева. Одним из них предусмотрено расширение взаимодействия стран в рамках ООН. Кроме того, в декларации закреплено обещание Пекина не применять и не угрожать применением ядерного оружия в отношении Украины. Тема вроде бы абстрактная, поскольку трудно предположить, чтобы отношения между странами, находящимися в тысячах километров друг от друга и пребывающими в разных «весовых» категориях, дошли до точки ядерного кипения, но для Украины, которая, с одной стороны, раньше сама обладала ядерным статусом, а, с другой, пережила ужасы Чернобыльской катастрофы, вопрос этот актуален.
Заключено также межправительственное соглашение о предоставлении Украине со стороны КНР безвозмездной помощи в размере 80 млн. юаней (12,3 млн. долларов). Подписан протокол между Министерством экономического развития и торговли Украины и Министерством коммерции КНР «О периодическом обмене ориентировочным перечнем экспортно-импортных товаров двусторонней торговли». Министерство энергетики и угольной промышленности Украины и Государственная администрация энергетики КНР подписали меморандум о взаимопонимании в энергетической сфере. Документ предполагает сотрудничество в реализации проектов в нефтегазовой сфере и сфере использования ядерной энергии.
Подписано также кредитное соглашение между Дирекцией по строительству и управлению национальным проектом «Воздушный экспресс» и Экспортно-импортным банком Китая. Проект предусматривает строительство железнодорожной ветки между Центральным железнодорожным вокзалом Киева и аэропортом «Борисполь».
Общая сумма соглашений, проектов и контрактов, подписанных в рамках визита Ху Цзиньтао, составляет около 3,5 млрд. долларов.
Контракты на 3,5 млрд. долларов – это, конечно, неплохо. Тем не менее, говорить о прорыве на торгово-экономическом фронте пока не приходится. Немалая доля вины за это ложится на украинскую сторону. Дело в том, что еще не начато выполнение большинства проектов, соглашения по которым подписаны еще в сентябре 2010 года по итогам визита Виктора Януковича в Китай.
Есть еще одна неприятная вещь, мимо которой нельзя пройти. Китайские предприниматели в частных разговорах жалуются, что они не могут работать в Украине из-за чудовищной коррупции. В странах тропической Африки работают, а здесь не могут! Стоит, мол, только зайти в тот или иной высокий кабинет, как уже говорят, сколько будет «стоить» осуществление того или иного начинания.
Особый интерес для Пекина представляют остатки украинского военно-промышленного комплекса. Первый китайский авианосец, который будет спущен на воду в конце 2011 года, - это купленный у Киева в 1998 году за 20 млн. долларов недостроенный авианесущий крейсер «Варяг». Авианосец, получит газотурбинные установки DN80 – экспортную версию украинских двигателей UGT 25000 мощностью 26,7 МВт. Китай рассчитывает получить технологии производства таких установок с тем, чтобы оснащать ими новые авианосцы, которые будут строиться уже в Китае.
Кроме того, Украина намерена продать Китаю до четырех десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Пекин и в этом случае планирует закупить технологию, чтобы производить такие корабли самостоятельно. Поговаривают, что Пекин интересуют также противотанковые ракеты, ракеты R-27T/R класса «воздух-воздух» киевского завода «Артем» и производимый в Харькове дизельный двигатель для танков 6TD-2…
Однако просто передавать технологии Украине не очень выгодно. В торговле с Пекином Киев имеет отрицательное сальдо. В 2010 году при общем объеме товарооборота в 6,019 млрд. долларов сальдо в пользу Китая составило 3,316 млрд. долларов. Да и сама торговля с украинской стороны смотрится несколько странно. Раньше хотя бы продукцию черной металлургии продавали, а теперь - руды металлов. На железную, титановую, циркониевую руду и серу всех видов приходится 67,% экспорта в Китай. На машины, оборудование и механизмы (турбореактивные двигатели) - только 12,4% экспорта.
Понадобится еще немало времени, чтобы «стратегическое партнерство» принесло Киеву весомые плоды, особенно в экономической области.