Создание эффективных союзов - одна из основополагающих функций государства, укрепляющая его международное положение. Неслучайно исчезновению СССР предшествовала ликвидация двух важнейших межгосударственных союзов – Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи. К возникновению устойчивых организаций, усиливающих государства-члены, может и должно вести стратегическое партнерство. В такой группе объединений находятся ОДКБ и ШОС – наиболее важные современные союзы, созданные при активном участии России.
Организация Договора о коллективной безопасности была развернута в 2002 г. на базе Договора о коллективной безопасности, заключенного в 1992 г. шестью бывшими советскими республиками – Арменией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном и Российской Федерацией. В 1993 г. к ним присоединились Белоруссия, Азербайджан и Грузия. В 1994 г. договор вступил в силу после обмена ратификационными грамотами. В 1999 г. Грузия, Азербайджан и Узбекистан не пролонгировали договор на очередные 5 лет, так что в 2002 г. организацию создавали лишь 6 стран. Позже, в 2006 году, было восстановлено членство Узбекистана, и в настоящее время членами ОДКБ являются 7 постсоветских республик.
Пакт возник в весьма сложной геостратегической обстановке, когда внешнеполитические позиции России драматически ослабли. Возникший однополярный мир ставил перед российским руководством всё новые проблемы… На главном направлении – в отношениях с Западом и, прежде всего, с Соединёнными Штатами и НАТО Россия сохраняла свой статус почти исключительно благодаря обладанию стратегическими ядерными силами. НАТО неуклонно, невзирая на возражения Москвы, продвигалось на восток. В 2001 г. началась война США и НАТО в Афганистане, в южном подбрюшье России. Сложная стратегическая обстановка, усугубившаяся в 2003 г. началом войны в Ираке, также потребовала активных действий внутри и вне страны.
В этом контексте и возникла Организация Договора о коллективной безопасности. Она должна была быть и не могла не быть военно-политическим союзом с главной целью отражения внешней агрессии против членов ОДКБ (статья 4). Первые совместные вооруженные силы ОДКБ были сформированы в 2001 г. и назывались Коллективными силами быстрого развертывания Центральноазиатского региона (КСБР ЦАР). Однако межгосударственное соглашение по этому решению удалось выработать только к 2007 г., а на утверждение Госдумы РФ проект закона об этом соглашении был представлен лишь в 2009 г.
Тогда же прошли первые военные учения этого контингента, включающего в себя подразделения из Казахстана, Киргизии, Таджикистана и РФ. Всего в КСБР ЦАР насчитывается 4 тыс. чел., 10 самолетов и 14 вертолетов. Наиболее крупный контингент – из РФ (три батальона из десяти). Уже без былого нарочитого торможения были созданы КСОР (Коллективные силы оперативного реагирования), которые насчитывают около 20 тыс. военнослужащих (17 тыс. солдат и офицеров и 2 тыс. сотрудников спецназа). Подготовлена юридическая и материальная база для комплектования миротворческого контингента ОДКБ (6 стран без Узбекистана) в 3,5 тыс. чел. и 500 сотрудников правоохранительных органов. Правда, высказывалось мнение, что ОДКБ вообще не военно-политический, а просто международный региональный союз, но в последнее время подобные голоса стихли.
Высший орган ОДКБ – Совет коллективной безопасности – собирается на официальные и неформальные заседания достаточно часто (как правило, раз в полгода). Активно работают органы второго ряда – совет МИДов, совет Минобороны, комитет секретарей Советов безопасности, другие органы. Решения, кроме процедурных, принимаются на основе консенсуса. В настоящее время в их повестке дня наиболее актуальными являются две проблемы: внутренняя – отношения к событиям в Киргизии и вообще к внутренним беспорядкам в странах-членах организации и внешняя – афганская проблема.
События в Киргизии интенсивно обсуждались в ОДКБ на всех уровнях. Хотя с правовой точки зрения вмешательство во внутренние дела членов организации исключается, трактовалось это положение руководителями стран-членов ОДКБ нередко по-разному. Если, например, президент Белоруссии А. Лукашенко, хотя и в опосредствованной форме, выступал за оказание помощи президенту К. Бакиеву во время событий в Киргизии, то позиция президента Узбекистана И. Каримова была, скорее, противоположной – ОДКБ, по его суждению, не должна ни в коем случае вмешиваться во внутренние дела стран-членов; требования национальных законодательств и региональные реалии должны иметь приоритет.
Этот вопрос был предметом экспертного изучения и переговоров между участниками организации и в ее структурах, в том числе и на недавней неформальной встрече глав государств в Астане. Белоруссия развивала свою позицию в том смысле, что потенциал ОДКБ должен использоваться для предотвращения государственных переворотов, против терроризма и экстремизма в странах-членах. Москва высказывается в поддержку такой позиции, памятуя, в частности, о недавних драматических событиях в Северной Африке.
Весьма актуальна для ОДКБ и афганская проблема. У южных границ России создана очень опасная дуга нестабильности, которая охватывает Афганистан, Таджикистан, Киргизию и Узбекистан. Наряду с войной в Афганистане существуют серьезные споры между Узбекистаном и Таджикистаном по важнейшему для них вопросу о воде, а также по ряду экологических проблем. Что касается трений между Киргизией и Узбекистаном, то речь идет о нахлынувших из Киргизии летом 2010 г. 100 тысячах беженцах-узбеках. Подспудно проблема заявляла о себе уже не одно десятилетие. Новые конфликты подобного рода здесь вполне вероятны, и участники ОДКБ поступят разумно, если заранее примут эффективные меры к их предотвращению.
Летом 2010 г. был дан старт «Кабульскому процессу» – налаживанию сотрудничества РФ, Афганистана, Пакистана и Таджикистана в торгово-экономической области, в борьбе с наркопроизводством и наркотрафиком, терроризмом и организованной преступностью. Хотя с точки зрения большинства исследователей, разделяемой автором этих строк, единственно верным решением был бы незамедлительный и безусловный вывод всех оккупационных войск из Афганистана, сегодня это маловероятно. Дело надо вести хотя бы к постепенному освобождению страны, чтобы она была в состоянии взять свою судьбу в свои руки. Роль стран-членов ОДКБ здесь может стать весьма заметной.
Однако ни в коем случае нельзя допустить втягивания России и других государств-членов ОДКБ в идущую в Афганистане войну. Именно поэтому вызывают настороженность последние действия российских наркополицейских, участвовавших вместе с американцами в операциях в Афганистане против нарколабораторий (были уничтожены всего четыре из нескольких сотен таких объектов.)
ОДКБ, как и ШОС, в состоянии стимулировать позитивные процессы в Афганистане. Эта страна входит в число приглашенных к работе ШОС, а Пакистан является наблюдателем в ШОС. Обе указанные организации смогут способствовать подключению Афганистана к системе регионального экономического и политического сотрудничества. ОДКБ, как и ШОС, в определенной мере располагает шансами и для влияния на обстановку вокруг Ирана в сторону снижения создавшейся здесь напряженности. Иран рассматривается сейчас как возможный наблюдатель в ОДКБ. (В ШОС Иран уже является наблюдателем).
ОДКБ развивает тесные и плодотворные отношения с СНГ, ШОС и Евроазиатским экономическим сообществом. Здесь надо выделить возрастающее значение сотрудничества с ШОС - международной региональной организацией, где чрезвычайно активна Китайская Народная Республика.
Таким образом, у РФ уже есть союз, который действует на здоровых началах политики защиты мира и безопасности в одном из самых сложных по обстановке регионов планеты.