Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

 

В Центральной Европе ходят байки о такой национальной особенности словаков, как скупость. У каждой нации есть свои собственные не очень привлекательные черты, вот и у словаков она тоже имеется. Хотя, на взгляд автора, это больше байки, чем правда. Словаки душевны и гостеприимны. Но на сей раз решение словацкого парламента отказать в помощи Греции как нельзя лучше вписывается в существующее поверье.

«Почему небогатая Словакия должна платить за греков, живших не по средствам?» - спросили депутаты от оппозиции и проголосовали против. Словацкая Республика стала единственным членом ЕС, заблокировавшим выделение средств на предотвращение дефолта Греции.Правительство Словакии тут же ушло в отставку.

Понятное дело, что Брюссель не смирится с создавшимся положением и продолжит искать пути принуждения словаков к участию в спасении греков. Особую роль здесь будут играть немцы, уже порядком вложившиеся в это предприятие и не собирающиеся останавливаться посреди пути. Для Германии еврозона играет особую роль, так как, будучи сильнейшей державой ЕС, она имеет возможность оказывать влияние на ее экономику через запасы унифицированной валюты. Развал еврозоны и возвращение хотя бы части европейцев к национальным валютам стало бы для немцев шагом назад.

Поэтому решение словацкого парламента нельзя рассматривать как окончательный приговор Греции. Борьба продолжится, но шансов на то, что ЕС ждет «дружная командная работа», немного. Практически во всех государствах еврозоны растет оппозиция спасению стран-банкротов, неумело обходившихся с иностранными заимствованиями.

К тому же существует фактор времени, так как сроки платежей у Афин начинают подпирать, и если они не получат первый транш в 8 млрд.евро в ближайшие две-три недели, то состояние фактического дефолта неизбежно наступит. Госдолг страны превышает 300 млрд. долларов, или 150% ВВП. По подсчетам, каждый европеец платит за долги греков 535 евро. Особой статьей, о которой в ЕС не любят распространяться, является то, что греческие власти долго вводили в заблуждение контролирующие органы Евросоюза, намеренно сообщая им заниженные данные о своих заимствованиях. Однако долговой пузырь не мог раздуваться бесконечно и подошел к точке взрыва.

Эксперты-экономисты говорят, что дискуссия вокруг помощи Греции больше напоминает отвлечение на второстепенный объект от реально приближающейся катастрофы. Директор Еврокомиссии по экономическим и монетарным вопросам Марко Бути считает, что контролируемая реструктуризация долгов Греции - лишь иллюзия, так как подобный процесс не может протекать, не вызывая хаоса. По его мнению, в отношении Греции существуют два заблуждения. Одно из них - это возможность контролируемой реструктуризации, второе - то, что греческие долговые проблемы можно изолировать внутри границ государства.

Помимо этого никто из экспертов не верит, что 440 млрд. долларов, которые предусмотрены для Европейского фонда финансовой стабильности, достаточны для того, чтобы локализовать пожар в Греции и заблокировать его распространение на другие страны-должники. Требуется гораздо больше денег. На саммите МВФ в Вашингтоне две недели назад курсировали слухи о сумме в 2 триллиона евро. Такое гигантское увеличение средств Фонда финансовой стабильности невозможно пробить политическим решением ни в одной из стран ЕС. Ведь даже 440 млрд. появились в результате героических усилий немцев при весьма сдержанном поведении остальных правительств. Сейчас чиновники еврозоны за кулисами разрабатывают планы того, чтобы непрямым методом поднять планку финансирования банкротов. Какими кульбитами и фокусами такое может быть достигнуто – остается только гадать. Но ясно одно – ни один из парламентов стран ЕС на многократное увеличение общей копилки не пойдет, так как это означает дополнительное выделение денег из собственных бюджетов, а они и без того напряжены. Поэтому дефолт Греции обозначается на горизонте все рельефнее.

Дефолт определяется как неспособность внести платеж в установленный срок. В реальности рынки часто прощают реструктуризацию долга правительству, если оно сумеет убедить участников рынка в том, что способно внести платежи позднее; тогда возникает «мягкий» дефолт, затрудняющий, но не разрушающий функционирование экономических механизмов. Однако, видимо, этот случай не для Греции – слишком велика задолженность, чтобы рассчитывать на ее погашение в обозримом будущем.

В таком случае умрет идея еврозоны как клуба, где все равны и трудятся для достижения одной цели – стабильности единой валюты. Ведь согласно Маастрихтскому договору, хотя страны-члены и не несут ответственность за государственные долги друг друга, но есть негласный уговор об оказании экстренной помощи в чрезвычайной ситуации, как сейчас. Это и становится камнем преткновения, так как «экстренная помощь» оказывается весьма дорогим делом. Чем дальше, тем больше правительства стран еврозоны сознают всю непосильность груза спасения государств-банкротов. В очереди за Грецией стоят Италия, Испания, Ирландия, Португалия. Похоже, кем-то придется жертвовать… Этот скорбный вывод несколько облегчается тем, что банкротство первой предполагаемой жертвы – Греции еще не приведет к краху еврозоны. На следующей же день после объявления дефолта банки Греции будут исключены из валютных операций Европейского Центробанка. ЕЦБ больше не сможет принимать от них в залог гособлигации, которые тут же упадут ниже спекулятивного уровня. С этого момента страна перестанет быть членом еврозоны. У нее будет такой же статус, как, например, у Черногории, которая, не являясь членом Евросоюза, использует европейскую валюту.

Греческая экономика потерпит крах, но он едва затронет единую европейскую валюту, ведь на Грецию приходится лишь 2% ВВП Европы, а на ее территории нет ни одного финансового учреждения, которое составляло бы важное звено системы. Поэтому дело не столько в дефолте Греции, сколько во внутреннем состоянии ЕС как организации добрососедского сотрудничества, которую дискредитирует собственная неспособность «подставить плечо», что увеличит опасность цепной реакции распада.

Главная причина, почему Германия настаивает на принятии пакета мер по спасению Греции, – это возросшее в последние несколько дней напряжение на финансовых рынках Испании. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's пересмотрело в сторону понижения долгосрочный кредитный рейтинг Испании. Он был снижен с "AA+" до "AA" с "негативным" прогнозом. Агентство также подтвердило краткосрочный рейтинг Испании на уровне "A-1+".

В отличие от Греции и Португалии и даже Италии, Испания действительно «слишком велика, чтобы допустить ее крах». Дефолт Греции вызовет в испанской экономике панические настроения, потребуются экстренные пожарные меры для ее спасения. И средств «пожаротушения» понадобится гораздо больше, чем Фонд финансовой стабильности мог бы выделить в качестве «национальной квоты» Испании.

Поэтому вполне вероятно, что в случае непреодолимого упрямства словаков, Греция может быть оставлена один на один с дефолтом, а основные силы будут брошены на спасение Испании. Тем более что эта задача считается более разрешимой, чем помощь грекам. Большая часть испанского госдолга имеет внутреннее происхождение, а это менее опасная форма заболевания, чем внешние заимствования.

В таком случае Евросоюз вступит в новую эпоху своего существования – в ту самую, когда «загнанных лошадей пристреливают».