Россия – Китай: перспективы геополитического взаимодействия

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Состоялся очередной кратковременный визит председателя правительства РФ в КНР. Никакой особой помпезности, ни сенсаций, ни историчности. Можно было бы назвать его рядовым, рабочим, если бы не несколько «но». Первое «но» - это то, что В. Путин стал главным кандидатом в президенты РФ 2012 г. Посещение КНР до визита в Америку вообще-то у аналитиков считается признаком приоритета внешней политики будущего президента. Во-вторых, Китай и Россия консолидированно наложили вето в СБ ООН на американо - европейский проект резолюции по Сирии, чем вызвали гнев и раздражение со стороны США. Такое случилось впервые в новейшей истории. Госпожа госсекретарь США даже допустила дипломатический визг по этому поводу: мол, теперь пусть Москва и Пекин объясняют «сирийскому народу», почему они предали его интересы. Правда, мадам Хиллари не пояснила, какой народ она имеет в виду. Ни тех ли вооруженных бандитов, которые за американские деньги были наняты в других странах, вторглись со стороны Турции на территорию Сирии и убивали мирных граждан, грабили магазины, резали головы пограничникам и полицейским. 

Есть и третье «но». Америка устами вице – президента США (и не только) внаглую намекнула российской «демократической» общественности, что Путина ни в коем случае нельзя пускать в президенты РФ в 2012 г. Но россияне посмели ослушаться, чего раньше не бывало. Да и по ПРО Вашингтону не удается убедить непонятливых русских, что эта система не против них, а против космических пришельцев. Нарастают разногласия и по другим вопросам. Таким образом, можно констатировать: «перезагрузка» (или «перегрузка») не состоялась, а в мировой ситуации происходит нечто непонятное. Попробуем разобраться, применив метод геополитического анализа.

Сначала факты. Сентябрь 2011 г. – министр обороны США, не приведя никаких весомых аргументов, объявляет Китай, Индию и Россию источниками глобальных угроз и главной угрозой безопасности США. Иными словами, официальное лицо американской администрации записывает РФ и КНР, а заодно и Индию в категорию главных врагов Америки. Но поскольку это делает глава военного ведомства, то объявленные страны рассматриваются не иначе как противники. Заметим, что из истории известно – врагом, тем более главным, публично обзывают того, против кого готовятся воевать, а значит, на будущую войну ориентируют политику, экономику, вооруженные силы и многое другое. Вспомним совсем недавнее прошлое: объявили Соединенные Штаты врагом международный терроризм и воюют по сей день в Ираке, Афганистане, в Ливии, нацеливаются на Сирию, Иран и далее везде. У читателей масса вопросов, сомнений и недоверия к автору: одно дело наказывать и уничтожать государства и народы, кратно уступающие по совокупной мощи агрессору, но Китай, Индия, Россия – тем более вместе взятые – это, как говорят в Одессе, совершенно другой колор. Более того, в мае 2010 г. американский госсекретарь Х. Клинтон, презентуя новую Стратегию национальной безопасности США, признала, что Америка не может в одиночку решать проблемы современного мира, и в качестве ключевых стран, с которыми США будут тесно сотрудничать в решении этих самых проблем, назвала именно Китай, Россию и Индию. И вдруг главные враги… 

С чего бы так? Я согласен с сомневающимся читателем: при всем американском сумасбродстве они, янки, не самоубийцы. Воевать в традиционном восприятии войны они не намерены – по крайней мере, пока. Однако в корне изменивший прежний миропорядок наступивший ХХI век изменил содержание и характер войн, в том числе мировых. Стержнем современной войны, придуманной и апробированной Западом, стали не военно-стратегические, а геополитические операции. В той же Одессе говорят, что это «две большие разницы». 

Суть геополитической операции состоит в том, что военная составляющая отходит на второй план, а в первом эшелоне действуют информация, ложь и манипуляция общественным мнением, внешняя политика, экономика, финансы, наемники из частных военных корпораций и т.д. Военные средства могут не применяться вообще или применяться для «добивания» уже повергнутого противника. Интересной новизной геополитической операции является ее глубокая маскировка подлинных целей и задач, видимая «отстраненность» от основного объекта атаки. Так, имитируя наведение порядка на Балканах и защиту албанского населения, США подсунули европейцам долголетнюю занозу в виде «независимого государства Косово», затормозили развитие ЕВРО, создали рычаги для раскачки межнациональной евророзни и т.п. 

На большом Ближнем Востоке закручивается более сложная геополитическая операция. Но прежде напомним еще о фактах. В развязанных «революциях» в арабских странах странным выглядит поддержка официальной Америкой радикальных исламских сил и продвижение их во власть. При этом свергаются вроде бы проамериканские режимы и режимы, обеспечивающие стабильность в своих странах, а значит и в регионе. Далее, не без ведома американцев, Турция выходит на вооруженную конфронтацию с Израилем. США раскручивают военно-политическое противостояние между Саудовской Аравией и Ираном, создают вокруг Ирана коалицию для военного удара. Прием и повод прежние: провокация, как 11 сентября 2001 г. Только теракт не против Америки, а против Саудовской Аравии. Зачем это делается? Да, здесь прочитывается процесс формирования глобальной дуги нестабильности от Балкан до границ Китая и даже далее. Иран нужно раскачать, чтобы соединить нестабильный Ближний Восток с еще более нестабильным Афганистаном и Пакистаном. Нужно подключить к дуге нестабильности Турцию и Кавказ. И этот процесс также развивается. Можно сделать вывод (он сам напрашивается): раскручивается большая война. И снова вопрос: против кого и зачем американцам это нужно? Отвечу на вторую половину вопроса однозначно: для выживания американской империи и сохранения мирового владычества. 

Не будем разбирать американские проблемы, они многообразны. Отметим лишь некоторые факты. Первый: США теряют позиции в мировой политике, экономике, другие валюты теснят доллар, растет глобальная оппозиция и конкуренция со стороны старых геополитических центров (Россия, исламский мир, Европа) и новых (Китай, Индия, Латинская Америка). Второй: внутри США происходит размежевание между Америкой (англосаксы, афроамериканцы, латиноамериканцы) и мировым финансовым олигархатом, дислоцирующимся на территории США. Что и подтверждают массовые протесты против господства финансовой олигархии в 850 городах Америки. Да и манифестации в Австралии и Новой Зеландии и еще в 80 странах против финансовой олигархии  -  это протест прежде всего против США. Известный политик и публицист П.Д. Бьюккенен в одной из своих последних книг предрекает развал США к 2025 г. Но далеко не все в Америке жаждут этого развала. Да и быть вторыми, третьими в современном мире американцы отвыкли.

Какой выход из этой ситуации для производителей самой «бесценной» в истории человечества мировой валюты? Война. Но не на территории США. Мировые войны, и первая и вторая, не только выводили Америку из кризиса, но и стремительно поднимали ее статус до первых позиций в мировой иерархии. Война против кого? Против главных претендентов на мировое лидерство (Китай) и экономических конкурентов (Индия, Европа). Представим ситуацию войны на Большом Ближнем Востоке: Иран воюет с Саудовской Аравией, США вступают в войну на стороне саудитов и союзников из стран Персидского залива. Израиль втаскивают в вооруженный конфликт с арабскими соседями, Турцию в конфликт с Израилем. Палестинцы и «Хезболла» атакуют израильские города, иракцы взрывают нефтепроводы и государственные учреждения, курды проводят операции в Турции и Иране. Персидский залив и проливная зона минируются. Тель-Авив подталкивают к применению ядерного оружия. Может развернуться и несколько иной сценарий, но сущность его, скорее, будет таковой. Большая нефть региона замрет в своем движении в Европу, Китай, Индию. Американцы задействуют собственные законсервированные промыслы и нефть всего американского континента. Европейская и, особенно, китайская экономики впадут в стагнацию. Для Китая эта ситуация перейдет в стадию выживания нации. Что делать Пекину? Обратить взоры на углеводороды северного соседа. Перепуганная Европа не станет отдавать на откуп Китаю российские природные ресурсы и тоже с целью выживания двинет натовские войска в Россию в полном соответствии с российско-натовским соглашением 2007 г. «О статусе сил». Мировая война обеспечена. Американцы вновь, как и в первых двух мировых, главные выгодополучатели. Они же устроители послевоенного мира.

Осознание подобного катастрофического сценария, видимо, и подвигло Китай и Россию к ветированию проекта резолюции ООН по Сирии, чтобы остановить американский сценарий. Но этого недостаточно, нужна среднесрочная, а лучше долгосрочная, стратегия взаимодействия в ХХI веке между двумя великими соседями. И не только в сфере углеводородов, да и экономики в целом. Существует целый ряд совпадающих стратегических интересов, интересов выживания. Например, противодействие американской системе ПРО, построение многополярного мироустройства, формирование общего экономического пространства ШОС, создание системы коллективной безопасности в Азии, развитие БРИКС и т.д. Будем надеяться, что именно за этим полетел В.В. Путин в Пекин. Российский политический «тяжеловес» Е.М. Примаков в свежей своей работе «Мысли вслух» (с. 156) отмечает: «Можно считать, что позиции наших двух стран (РФ и КНР – Л.И.) играют основную роль в сдерживании тех кругов, которые, не заботясь о последствиях, горят желанием применить военную силу». Демонстрация сдерживания и была продемонстрирована в ходе визита обсуждением вопроса о ситуации в Сирии. И, конечно, в центре внимания двух глав правительств, стояли проблемы экономики. (Путин привез с собой большую часть экономического блока правительства). Новая волна финансово-экономического кризиса, которую не в состоянии сдержать ни США, ни Европа, обязательно придет с Запада на Восток. И поэтому визит В. Путина в Китай и подписанные соглашения (не только по газу, но и по целому спектру других сфер экономики)  носят упредительный антикризисный характер на будущее. А чтобы чуть-чуть «подтянуться» к китайской мощи и говорить на равных, он объявил о варианте Евразийского союза на постсоветском пространстве, что вполне правильно, хотя и запоздало лет на двадцать. Но в целом мировая ситуация крайне напряжена и непредсказуема. От Китая и России требуется не только осознание ее опасности, но и продуманные решительные шаги в политической и военно-стратегической сферах, демонстрация готовности совместно защищать свои интересы и не допустить сползания человечества к катастрофе. И первым шагом в этом направлении могло бы стать громогласное объявление Соединенных Штатов и НАТО главной угрозой человечеству. Как говорят, око за око. 

Леонид Ивашов - Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник