«Национальное согласие» в Багдаде на грани развала. Всего несколько дней назад президент США Барак Обама высокопарно приветствовал возвратившийся из Ирака последний американский армейский контингент. По его словам, американцы достигли в оккупированной ими стране «великих достижений» и – внимание! – «оставляют суверенную, стабильную и самостоятельную страну с правительством, выбранным народом». Действительно, год назад лидеры шиитского большинства (около 40% населения) и суннитского меньшинства (примерно треть жителей) в лице премьер-министра Нури аль-Малики и вице-президента Тарека аль-Хашими, казалось, сумели преодолеть коренные разногласия по поводу строительства «нового Ирака» в послеоккупационный период.
Сотрудничество между двумя основными конфессиональными силами в течение всего этого периода в целом соблюдалось, хотя политические обозреватели характеризовали достигнутое согласие как крайне хрупкое.
Конфессиональная «бомба» была приведена в действие премьер-министром Ирака и взорвалась в воскресенье 18 декабря. Тарека аль-Хашими вместе с телохранителями ссадили с самолета, следовавшего в Сулейманию (Курдский регион Ирака). В дальнейшем вице-президенту разрешили вылет, но трое телохранителей были арестованы по обвинению в «терроризме». Через два дня это же обвинение было предъявлено самому аль-Хашими - с выпиской ордера на его арест. Далее последовали телематериалы допроса телохранителей, которые дружно признали вину и изобличили своего босса в том, что он финансировал проведение террористических акций против шиитов.
Ранее аль-Малики лишил поста вице-премьера Салеха аль-Мутлака. Он, как и аль-Хашими, является одним из лидеров блока «Аль-Иракия», представляющего в парламенте интересы суннитов и умеренных шиитов. Вина аль-Мутлака заключалась в том, что он обозвал аль-Малики «диктатором, худшим, чем Саддам Хусейн», за что был «лишен доверия» главы правительства. Премьер заявил, что если парламент не поддержит меры в отношении аль-Мутлака, то сам он уйдет в отставку с премьерского поста. Блок «Аль-Иракия» в ответ объявил о бойкоте заседаний парламента и правительства. Небезынтересно отметить, что во время последних парламентских выборов суннитско-шиитский блок, возглавлявшийся в то время «светским» шиитом Ийядом Алауи, завоевал формальное большинство голосов (91 место в парламенте против 89) и, следовательно, право сформировать правительство, однако путем разного рода манипуляций радикальное крыло шиитов добилось назначения премьером своего представителя аль-Малики.
Между тем аль-Хашими, находящийся под крылом руководства Иракского Курдистана, во многом автономного от Багдада, созвал пресс-конференцию, где решительно опроверг заявления центральных властей в свой адрес. «Все усилия, направленные на достижение в последнее время национального примирения, оказались тщетны», - заявил он. В ответ на требование аль-Малики к руководству Курдистана выдать аль-Хашими для предания его суду, последний заявил, что готов предстать перед судьями, но только если процесс будет проходить в Курдистане. Аль-Мутлак в свою очередь еще раз публично обвинил премьер-министра Ирака в стремлении к диктатуре и подтвердил слова аль-Хашими о том, что конфликт зашел в окончательный тупик. Заслуживает внимания и следующая ремарка аль-Мутлака: «Те, кто голосовал за «Аль-Иракию», были против федерализма, но в свете мер, практикуемых правительством, его пренебрежением конституцией и законами, насилием в отношении народа, сегодня не только суннитские, но и другие провинции стали выступать за федеральное устройство государства». К настоящему времени сразу три курдские провинции, среди них крупнейшие Анбар и Салах эд-Дин, заявили о своём стремлении к отделению от Ирака.
Разразившийся скандал поставил руководство Курдистана в сложное положение. В конце концов, автономный регион формально остается частью Ирака и должен подчиниться требованию Багдада выдать беглого суннитского лидера. Как указывает телеканал «Аль-Джазира», к этому склоняется влиятельный курдский лидер Джалал ат-Талабани, который является президентом единого Ирака. Однако другой не менее влиятельный курдский лидер, глава курдской автономии Масуд Барзани, выступает решительно против такого шага. Чем закончится противостояние, пока неясно.
Скандал чреват серьезными последствиями. В предельном варианте – гражданской (межконфессиональной) войной между суннитами и шиитами с неизбежным в этом случае разделом страны на три части – курдский Север, суннитский Центр и шиитский Юг. Такое деление, впрочем, существует давно и фактически уже оформилось. Другое последствие - удар по престижу США, которые девять с лишним лет проводили насильственную демократизацию общества с чуждыми им и плохо знакомыми традициями, положив за это время четыре с половиной тысячи американских солдат и угробив в иракских песках более триллиона долларов. Курирующий Ирак в вашингтонских коридорах власти вице-президент США Джо Байден уже провел телефонные переговоры с аль-Малики, требуя от него вступить в контакты с оппонентами и разрешить конфессиональный кризис. При этом американское руководство не скрывает, что присутствие США в Ираке будет продолжено, но в иной форме. В стране останется 16-тысячный разношерстный контингент из «дипломатов», охранников и прочих, на которых будет распространен иммунитет от судебного преследования в случае совершения каких-либо преступлений. Так воплощается в жизнь известное кредо английских колонизаторов «уходя, оставаться».
Над Ираком уже веют предвестники гражданской войны. Неделю назад по всей стране прошла волна терактов, в Багдаде и ряде других городов прогремели почти одновременно 14 взрывов, их жертвами пали 63 человека, около 200 получили ранения. Подобные акции террора стали обыденным делом, взрывы происходят и в столице, и в других городах. Обозреватели отмечают, что большинство терактов до сих пор носили явно антишиитскую направленность, что может быть как раз тесно связано с разразившимся в высших эшелонах власти конфессиональным кризисом. Оставленный американцами «стабильный» Ирак погрузился в очередной период хаоса и разброда, выхода из которого пока не видно.