По обоюдному признанию Дмитрия Медведева и Барака Обамы, сделанному по итогам их встречи в Сеуле «на полях» саммита по ядерной безопасности, им так и не удалось продвинуться в деле согласования единой позиции по наиболее острому и до сих пор не разрешенному вопросу, имеющему глобальное измерение, – созданию некоей «кооперативной» системы ПРО в Европе совместно Россией и США/НАТО. Американский президент запросил «тайм-аут» в связи с президентской предвыборной кампанией в США. Он также намекнул, что в случае его переизбрания на этот пост в ноябре этого года он будет обладать «большей гибкостью» в дальнейшем обсуждении вопроса о потенциальном взаимодействии с Россией в сфере ПРО.
Д.Медведев и Б.Обама договорились лишь продолжить консультации, а не полномасштабные переговоры по этой проблеме в ближайшие 6-8 месяцев с участием технических экспертов сторон.
Повторился, таким образом, практически такой же нулевой результат их встречи по этой проблематике, что и в ходе их бесед в Гонолулу в ноябре 2011 года, после чего последовало известное заявление российского президента с изложением ряда военно-технических мер в ответ на продолжающееся развертывание американо-натовского «противоракетного щита» в Европе без учета интересов безопасности России.
До сих пор остается загадкой, насколько готовы в Вашингтоне серьёзно обсуждать с Россией параметры создания системы ЕвроПРО. Надежды на возможность выхода на предметную договоренность с Соединенными Штатами в этом вопросе, которые Москва питала в конце прошлого года, затем ввиду предстоящего в мае саммита НАТО в Чикаго, потом перед встречей в Сеуле, улетучиваются.
Складывается впечатление, что Вашингтон будет продолжать развертывание своей противоракетной инфраструктуры на европейском континенте и вокруг него, максимально используя отсрочку решения данной проблемы: его план сверстан и уже давно принят.
Во-первых, неизвестно, войдет ли вновь в Белый дом Барак Обама в качестве главы государства и верховного главнокомандующего. А если войдет, то как он будет действовать на противоракетном направлении? Так же как сейчас - «тянуть резину»?
Во-вторых, как поведет себя в этом деле республиканский избранник, если ему удастся победить Барака Обаму? Ведь практически все сенаторы-республиканцы выступили против изменения позиции США по ПРО и учета интересов России. Только что 43 из 47 сенаторов от Республиканской партии обратились с письмом-предупреждением к Обаме, в котором говорится, что они не поддержат никаких ограничений на развертываемую американскую систему ПРО в Европе, если таковые будут предложены действующей администрацией.
Напомним, что при ратификации последнего российско-американского договора об ограничении и сокращении СНВ (СНВ-3) Барак Обама уже заверял сенаторов, что ни при каких обстоятельствах он не введет «качественных и количественных» ограничений на эту инфраструктуру и не поступится американскими интересами в сфере безопасности.А в 2011 году США уже успешно выполнили всё запланированное на первом этапе «Европейского поэтапного адаптивного подхода» (ЕПАП) к проблеме ПРО и приступили к следующему этапу.
Главной особенностью первого этапа ЕПАП стало создание первоначального потенциала перехвата баллистических ракет меньшей, средней и даже «промежуточной дальности» (к последним американцы относят ракеты с дальностью действия от 3000 до 5500 км) в основном за счет выдвижения к берегам Европы морской составляющей глобальной системы ПРО: многофункциональной боевой информационно-управляющей системы (МБИУС) «Иджис» с ракетами-перехватчиками SM-2 и SM-3. Отметим, что США занимают лидирующие позиции в развитии морской составляющей ПРО. В начале 2012 года их ВМС располагали в общей сложности 24 кораблями, оснащенными МБИУС “Иджис” (пять крейсеров класса “Тикондерога” и 19 эсминцев класса “Эрли Берк”). Долгосрочная кораблестроительная программа американских ВМС, рассчитанная на 30 лет (2011–2041 фин. гг.), предусматривает модернизацию под такую систему в суммарном виде до 84 таких кораблей: 10 из 22 крейсеров и практически все эсминцы (74 единицы).
Вашингтон постепенно повышает удельный вес морской системы ПРО в общем списке противоракетных систем. В результате реализации запланированных мер количество размещаемых на них ракет-перехватчиков SM-3 возрастет cо 111 единиц в 2011 г. до 436 единиц в 2015 г. и до 515 единиц в 2020 г. (а не 50, как считают некоторые российские эксперты!). Если принять во внимание, что потенциально крейсер или эсминец ВМС США с МБИУС “Иджис” может запустить до 30 ракет-перехватчиков SM-2 или SM-3 различных модификаций, а общее количество таких “противоракетных” кораблей достигнет 84 единиц, то к 2041 году суммарный потенциал американских ракет-перехватчиков в Мировом океане может превысить уровень 2500 единиц.
Далее. В рамках реализации первой фазы ЕПАП в Европе созданы командные пункты управления будущими операциями с привлечением сил и средств ПРО США/НАТО. Модернизированы ранее введенные в действие РЛС раннего предупреждения о ракетном нападении, устанавливаются новые радиолокационные системы. В отличие от других видов вооруженных сил финансирование национальной и внетерриториальной (европейской) систем ПРО США не подлежит секвестированию и сохраняет устойчивую тенденцию к росту.
К этой системе все активнее подключаются ближайшие союзники Вашингтона и не только государства-члены НАТО (как, например, Великобритания, Испания, Нидерланды, Польша и Румыния). Активничает в этом плане даже нейтральная по статусу, а фактически давно ставшая блоковой Япония, которая обеспечила Соединённым Штатам прорыв в разработке и создании более эффективных ракет-перехватчиков. Давно сотрудничают с Пентагоном в этой сфере Австралия и Южная Корея.
В непосредственной близости от России, с европейского и азиатского направлений одновременно, создается мощная многослойная и эшелонированная противоракетная структура. Её главная особенность состоит в том, что в случае возникновения каких-то чрезвычайных ситуаций в мире она будет самым тесным образом взаимодействовать со стратегическими и тактическими ядерными вооружениями США и НАТО.
В этих условиях России необходимо проявить большую жёсткость и решительность в отстаивании своих национальных интересов в сфере безопасности. Следует отклонить попытки Вашингтона навязать российской стороне решение проблемы введения ограничений на тактическое ядерное оружие в отрыве от урегулирования вопроса о противоракетных системах. Необходимо также при выработке параметров какой-то новой договоренности с Вашингтоном о последующих сокращениях СНВ учитывать фактор реального развертывания системы ПРО США и их партнеров по НАТО в Европе и с некоторыми государствами в АТР.
Наконец, России необходимо принять более жёсткие ответные меры военно-технического и политико-дипломатического характера в отношении Соединенных Штатов, если в Вашингтоне до сих пор не поняли, в какую авантюру они толкают весь земной шар, лихорадочно развивая и устанавливая практически повсюду свои противоракетные системы, усиливающие их собственный ракетно-ядерный потенциал. Длительная практика ведения дел с Вашингтоном в области контроля над вооружениями показала, что он понимает не язык вежливой дипломатии, а реальные военно-технические акции, ставящие его безопасность в аналогичные сложные условия.
А пока технические эксперты России и США будут до конца текущего года обсуждать некоторые детали ЕвроПРОекта, целесообразно предложить Белому дому (если это еще не сделано) простой и логичный шаг: заморозить дальнейшее развертывание системы ПРО США и НАТО в Европе до завершения работы американских и российских экспертов. С тем, чтобы сделать их усилия более продуктивными.
______________
Владимир Козин - ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований, член Экспертного совета Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по взаимодействию с НАТО в области ПРО