Требуется новый жёсткий ответ на ПРО США

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

 По обоюдному признанию Дмитрия Медведева и Барака Обамы, сделанному по итогам их встречи в Сеуле «на полях» саммита по ядерной безопасности, им так и не удалось продвинуться в деле согласования единой позиции по наиболее острому и до сих пор не разрешенному вопросу, имеющему глобальное измерение, – созданию некоей «кооперативной» системы ПРО в Европе совместно Россией и США/НАТО.  Американский президент запросил «тайм-аут» в связи с президентской предвыборной кампанией в США.  Он также намекнул, что в случае его переизбрания на этот пост в ноябре этого года он будет обладать «большей гибкостью» в дальнейшем обсуждении вопроса о потенциальном взаимодействии с Россией в сфере ПРО.
    
Д.Медведев и Б.Обама договорились лишь продолжить консультации, а не полномасштабные переговоры по этой проблеме в ближайшие 6-8 месяцев с участием технических экспертов сторон.
    
Повторился, таким образом, практически такой же нулевой результат их встречи по этой проблематике, что и в ходе их бесед в Гонолулу в ноябре 2011 года, после чего последовало известное заявление российского президента с изложением ряда военно-технических мер в ответ на продолжающееся развертывание американо-натовского «противоракетного щита» в Европе без учета интересов безопасности России.
    
До сих пор остается загадкой, насколько готовы в Вашингтоне серьёзно обсуждать с Россией параметры создания системы ЕвроПРО. Надежды на возможность выхода на предметную договоренность с Соединенными Штатами в этом вопросе, которые Москва питала в конце прошлого года, затем ввиду предстоящего в мае саммита НАТО в Чикаго, потом перед встречей в Сеуле, улетучиваются.
    
Складывается впечатление, что Вашингтон будет продолжать развертывание своей противоракетной инфраструктуры на европейском континенте и вокруг него, максимально используя отсрочку решения данной проблемы: его план сверстан и уже давно принят.
    
Во-первых, неизвестно, войдет ли вновь в Белый дом Барак Обама в качестве главы государства и верховного главнокомандующего. А если войдет, то как он будет действовать на противоракетном направлении? Так же как сейчас - «тянуть резину»?
    
Во-вторых, как поведет себя в этом деле республиканский избранник, если ему удастся победить Барака Обаму?  Ведь практически все сенаторы-республиканцы выступили против изменения позиции США по ПРО и учета интересов России. Только что 43 из 47 сенаторов от Республиканской партии обратились с письмом-предупреждением к Обаме, в котором говорится, что они не поддержат никаких ограничений на развертываемую американскую систему ПРО в Европе, если таковые будут предложены  действующей администрацией.
    
Напомним, что при ратификации последнего российско-американского договора об ограничении и сокращении СНВ (СНВ-3) Барак Обама уже заверял сенаторов, что ни при каких обстоятельствах он не введет «качественных и количественных» ограничений на эту инфраструктуру и не поступится американскими интересами в сфере безопасности.А в 2011 году США уже успешно выполнили всё запланированное на первом этапе «Европейского поэтапного адаптивного подхода» (ЕПАП) к проблеме ПРО и приступили к следующему этапу.
    
Главной особенностью первого этапа ЕПАП стало создание первоначального потенциала перехвата баллистических ракет меньшей, средней и даже «промежуточной дальности» (к последним американцы относят ракеты с дальностью действия от 3000 до 5500 км) в основном за счет выдвижения к берегам Европы морской составляющей глобальной системы ПРО: многофункциональной боевой информационно-управляющей системы  (МБИУС) «Иджис» с ракетами-перехватчиками SM-2 и SM-3. Отметим, что США занимают лидирующие позиции в развитии морской составляющей ПРО.  В начале 2012 года их ВМС располагали в общей сложности 24 кораблями, оснащенными  МБИУС “Иджис” (пять крейсеров класса “Тикондерога” и 19 эсминцев класса “Эрли Берк”). Долгосрочная кораблестроительная программа американских ВМС, рассчитанная на 30 лет (2011–2041 фин. гг.), предусматривает модернизацию под такую систему в суммарном виде до 84 таких кораблей: 10 из 22 крейсеров и практически все эсминцы (74 единицы). 
    
Вашингтон постепенно повышает удельный вес морской системы ПРО в общем списке противоракетных систем. В результате реализации запланированных мер количество размещаемых на них ракет-перехватчиков SM-3 возрастет cо 111 единиц в 2011 г. до 436 единиц в 2015 г. и до 515 единиц в 2020 г.  (а не 50, как считают некоторые российские эксперты!). Если принять во внимание, что потенциально крейсер или эсминец ВМС США с МБИУС “Иджис” может запустить до 30 ракет-перехватчиков SM-2 или SM-3 различных модификаций, а общее количество  таких “противоракетных” кораблей достигнет 84 единиц, то к 2041 году суммарный потенциал американских ракет-перехватчиков в Мировом океане может превысить уровень 2500 единиц.
    
Далее. В рамках реализации первой фазы ЕПАП  в Европе созданы командные пункты управления будущими операциями с привлечением сил и средств ПРО США/НАТО. Модернизированы ранее введенные в действие РЛС раннего предупреждения о ракетном нападении, устанавливаются новые радиолокационные системы. В отличие от других видов вооруженных сил финансирование национальной и внетерриториальной (европейской) систем ПРО США не подлежит секвестированию и сохраняет устойчивую тенденцию к росту.
    
К этой системе все активнее подключаются ближайшие союзники Вашингтона и не только государства-члены НАТО (как, например, Великобритания, Испания, Нидерланды, Польша и Румыния). Активничает в этом плане даже нейтральная по статусу, а фактически давно ставшая блоковой Япония, которая обеспечила Соединённым Штатам прорыв в разработке и создании более эффективных ракет-перехватчиков. Давно сотрудничают с Пентагоном в этой сфере Австралия и Южная Корея.
   
В непосредственной близости от России, с европейского и азиатского направлений одновременно, создается мощная многослойная и эшелонированная противоракетная структура.
Её главная особенность состоит в том, что в случае возникновения каких-то чрезвычайных ситуаций в мире она будет самым тесным образом взаимодействовать со стратегическими и тактическими ядерными вооружениями США и НАТО.
    
В этих условиях России необходимо проявить большую жёсткость и решительность в отстаивании своих национальных интересов в сфере безопасности. Следует отклонить попытки Вашингтона навязать российской стороне решение проблемы введения ограничений на тактическое ядерное оружие в отрыве от урегулирования вопроса о противоракетных системах.  Необходимо также при выработке параметров какой-то новой договоренности с Вашингтоном о последующих сокращениях СНВ учитывать фактор реального развертывания системы ПРО США и их партнеров по НАТО в Европе и с некоторыми государствами в АТР.
    
Наконец, России необходимо принять более жёсткие ответные меры военно-технического и политико-дипломатического характера в отношении Соединенных Штатов, если в Вашингтоне до сих пор не поняли, в какую авантюру они толкают весь земной шар, лихорадочно развивая и устанавливая практически повсюду свои противоракетные системы, усиливающие их собственный ракетно-ядерный потенциал. Длительная практика ведения дел с Вашингтоном в области контроля над вооружениями показала, что он понимает не язык вежливой дипломатии, а реальные военно-технические акции, ставящие его безопасность в аналогичные сложные условия.
    
А пока технические эксперты России и США будут до конца текущего года обсуждать некоторые детали ЕвроПРОекта, целесообразно предложить Белому дому (если это еще не сделано) простой и логичный  шаг: заморозить дальнейшее развертывание системы ПРО США и НАТО в Европе до завершения работы американских и российских экспертов. С тем, чтобы сделать их усилия более продуктивными.
______________
Владимир Козин - ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований, член Экспертного совета Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по взаимодействию с НАТО в области ПРО

 

Другие материалы