Четвертый по счету саммит руководителей стран БРИКС состоялся в Дели 28-29 марта 2012 г. и завершился подписанием Делийской декларации – емкого документа, подводящего основные итоги взаимодействия государств данной группы в различных сферах и намечающего главные ориентиры их совместных усилий на перспективу.
Китай, который в соответствии с его экономическим весом нередко называют неформальным лидером группировки БРИКС, в ходе Делийского саммита сумел подтвердить обоснованность своих претензий на роль «первого среди равных».
Этому в немалой степени способствовала такая политическая акция, как письменное интервью лидера КНР Ху Цзиньтао ведущим печатным СМИ стран группы, в том числе «Российской газете», обнародованное в день открытия саммита. Ху Цзиньтао высоко оценил сотрудничество со странами БРИКС, назвав его «внешнеполитическим приоритетом Китая». Напомню, что пару лет назад известный китайский политолог Ян Цземянь даже предлагал сделать основной опорой Пекина на международной арене именно эту группу государств, а не развивающиеся страны в целом.
Китайский лидер особо подчеркнул важность развития в формате БРИКС «сотрудничества в практически значимых сферах», призвав, во-первых, закрепить и упрочить имеющуюся здесь основу и, во-вторых, изыскивать новые области сотрудничества.
Сам Пекин последовательно придерживается именно такого подхода. В 2011 г., когда в группе председательствовал Китай, им были организованы встречи министров сельского хозяйства стран БРИКС (Чэнду), старших должностных лиц по научно-техническому сотрудничеству (Далянь), министров здравоохранения (Пекин), представителей дружественных городов (Санья).
В своем выступлении на саммите Ху Цзиньтао призвал также поддерживать практическое сотрудничество между пятью странами, нацеленное на содействие как общему развитию государств БРИКС, так и всего мира.
Надо признать, Китай достаточно последовательно претворяет эту идею в жизнь. В результате динамичного роста его двусторонней торговли с остальными странами группы он стал ведущим торговым партнером каждой из них. В 2011 г., по данным китайской таможенной статистики, объем торговли КНР со странами БРИКС составил 282,7 млрд. долл., в том числе с Бразилией - 84,2 , с Россией - 79, 2, с Индией - 73,9, с ЮАР - 45,4 млрд. долл. Хотя по объему торговли эти страны пока заметно уступают ведущим торговым партнерам КНР - США, Японии, Республике Корея, Германии, но темпы роста их двустороннего товарооборота с КНР, как правило, опережают темпы прироста внешней торговли Китая в целом. Так, в 2011 г. объем всей китайской внешней торговли вырос на 22,5%, тогда как торговля с Бразилией – на 34,5%, с Россией – на 42,7%, с ЮАР – на 76,7%.
Активизируется, несмотря на различные препоны, и инвестиционное сотрудничество Китая с партнерами по БРИКС. В 2010 г. объем китайских инвестиций в Россию составил 567 млн. долл., в Бразилию – 487 и в ЮАР- 411 млн. долл. Не секрет, что Китай является крупным импортером топлива и минерального сырья из других стран данной группы, в т.ч. железной руды из Индии и Бразилии и нефти из России. Поэтому его интересам, как, впрочем, и интересам его партнеров, вполне отвечает достигнутая в Индии договоренность о развитии в дальнейшем в формате БРИКС сотрудничества в сфере изучения и использования минерально-сырьевых ресурсов, энергетической политики, энергетической безопасности.
Несомненно, расширению взаимной торговли будет способствовать подписание Генерального соглашения о создании кредитных линий в местной валюте в рамках механизма межбанковского сотрудничества БРИКС, а также Многостороннего соглашения о подтверждении аккредитивов между экспортно-импортными банками и банками развития.
Данные соглашения выходят за рамки связей между странами группы. Они означают подтверждение и закрепление законных притязаний пяти государств на более соответствующее их экономической мощи представительство в международных финансовых институтах и в целом в управлении мировой экономикой. Этим вопросам посвящена львиная доля Делийской декларации. Пожалуй, ее главный посыл можно понимать так: восстановление удовлетворительной динамики развития и макроэкономической стабильности всего мирового хозяйства сегодня зависит далеко не только от развитых государств, но и - во все возрастающей степени – от государств с формирующимися рынками, от расширения и углубления их сотрудничества друг с другом и с развитыми странами.
Можно сказать, что в Дели был сделан еще один практический шаг к интернационализации юаня. Эта тема с началом мирового финансового кризиса стала широко обсуждаться в китайской и мировой печати, особенно в специализированных международно-политических и экономических изданиях. Появился даже термин – «красные баксы», коим на Западе стали полушутя именовать юань. Нужно хорошо понимать, что продвижение к конечной цели – выводу китайского юаня в ряд мировых валют – потребует немало времени, технических и экономических усилий. В начале 2010 г. мировые валютные резервы на 65% были представлены американским долларом, на 25% - евро. Еще примерно по 3,5% давали фунт и иена. В недавно обнародованном докладе «Китай 2030. Построение современного, гармоничного и креативного общества высоких доходов» (China 2030: Building a Modern, Harmonious and Creative High Income Society. Conference Edition. Washington. 2012.), который подготовлен совместно Всемирным банком и Центром исследования проблем развития Госсовета КНР, прогнозируется, что китайский юань станет мировой валютой после 2025 г., а к 2035 г. на него будет приходиться 12% международных валютных резервов.
В Делийской декларации есть и другие положения, которые могли быть инициированы Пекином. Примечателен в этом отношении раздел о «зеленой экономике». Подчеркнуто, что «ее осуществление не является самоцелью». Документ требует предоставлять «национальным властям …возможность проявлять гибкость… с тем, чтобы они могли самостоятельно определять пути, ведущие к устойчивому развитию, базируясь на уже достигнутой стадии развития конкретной страны, национальных стратегиях, особенностях и приоритетах». «Мы, - подчеркнули главы государств БРИКС, - не приемлем введение барьеров любого рода на пути торговли и инвестиций под предлогом создания «зеленой экономики». По сути дела, это коллективный отпор требованию Европейского cоюза о специальных выплатах иностранными компаниями, летающими в Европу, неких компенсаций за выбросы парниковых газов. Китай, как известно, наотрез отказался от осуществления таких выплат.
Страны БРИКС продемонстрировали способность достигать близких подходов в оценках не только тенденций развития и путей трансформации мировой экономики, но и ряда актуальных международных проблем. Поддержка посреднической миссии Кофи Аннана Москвой и Пекином сблизила их взгляды на пути преодоления сирийского кризиса с позицией других членов «пятерки». Делийская декларация призвала к инклюзивному политическому процессу и широкому национальному диалогу в Сирии.
Не была забыта и ситуация вокруг Ирана. В итоговом документе саммита отмечено общее стремление государств БРИКС не допустить ее перерастания в конфликт, чреватый катастрофическими последствиями, и выражена надежда, что «Иран внесет в это свой вклад в качестве ответственного члена международного сообщества».
Самостоятельную позицию Китая по иранской проблеме подтвердил на встрече министров экономики и торговли стран БРИКС 28 марта министр коммерции Китая Чэнь Дэмин. По его словам, строго выполняя все резолюции СБ ООН, Китай одновременно будет поддерживать торгово-экономические связи с другими странами, включая Иран. «Китай не обязан исполнять требования внутреннего законодательства других стран», - заявил Чэнь Дэмин, имея в виду призывы США и ЕС присоединиться к отказу от импорта иранской нефти. Впрочем, меры по подстраховке от осложнения ситуации вокруг Ирана, откуда он получил в 2010 г. 25 млн. т нефти, Китай также предпринимает, что показал экстренный визит премьера Вэнь Цзябао в страны Персидского залива в январе.
Итак, саммит стран БРИКС стал историей. Однако, похоже, данный им импульс окажет заметное воздействие на мировую политику и экономику.
_____________________
Владимир ПОРТЯКОВ – заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, доктор экономических наук, профессор