Не знаю, действительно ли лучшую в мире говядину выращивают в штате Монтана, но лучшие в мире «толкачи» интересов собственной страны на чужой территории – американские дипломаты и сенаторы.
Несколько дней назад я имела удовольствие прочитать на странице американского посла в России Майкла Макфола (http://m-mcfaul.livejournal.com/4816.html) в Интернете его красочный рассказ о том, как он сопровождал защитника скотопромышленников Монтаны Макса Бокуса во время его пребывания в России. Удивительная вещь! Приехавший в Москву содействовать экспорту говядины из Монтаны в Россию Бокус встретился (понятное дело) с руководителями делового сообщества и (непонятное дело) с активистами гражданского общества. Если с первыми он обсуждал, как видно, прибыль и говядину, то о чем он говорил с нашими активистами? О том, что он, как и новый посол США в России Макфол, который тоже родом из Монтаны, считает, что «лучшая в мире говядина производится у нас» - то есть у них? Вопрос очень спорный. Наша говядина – не «мраморная» от генных «модификаций» над скотом и ненапичканная стероидами – вполне пришлась бы по вкусу американцам, которые ввозят сейчас ее из Австралии и Канады более 2 миллиардов фунтов в год (http://www.agroru.com/news/750014.htm). Однако не думаю, что «активисты гражданского общества» так глубоко знают вопрос с говядиной, как глава Комитета по финансам Сената США Бокус. Поэтому, закончив с «говядиной», давайте обязательно к этой теме вернемся.
Бокус, кстати, уже вполне искренне поделился своими впечатлениями от пребывания в России с коллегами по Комитету, и вот что в них интересно особенно: «Вступление России в ВТО – это подарок для американских предприятий, рабочих, фермеров и владельцев ранчо». Так что, увы, «либералы» и «активисты ГО», вы, стало быть, не подарок. «Мы должны обеспечить постоянные нормальные торговые отношения (PNTR) с Россией, чтобы дать нашим экспортерам доступ к растущему рынку России. Если Соединенные Штаты примут PNTR - экспорт из США в Россию, по прогнозам, в течение пяти лет удвоится. Если PNTR в Конгрессе не проходит, Россия вступит в ВТО в любом случае, и американские экспортеры проигрывают китайским и европейским конкурентам. Эти конкуренты будут расширять свой экспорт за наш счет».
Чтоб закончить с этой «мясной» темой, добавлю, что PNTR с Россией является односторонним соглашением и этим отличается от соглашения о свободной торговле. Если предложение Бокуса поддержат в Сенате, то, цитирую сенатора Макса Бокуса: «Мы не снизим ни одного из наших тарифов и не внесем ни одного изменения в наши законы торговли. Вместе с тем Россия снизит тарифы и будет обязана открыть свой рынок для американского экспорта. Поставщики услуг из США получат доступ к телекоммуникационным сетям России, банковским и другим ключевым рынкам. Американские производители мяса обеспечат более широкий доступ на рынок России, в том числе будут щедро подняты квоты на говядину до 60000 тонн. Соединенные Штаты получат новые инструменты для того, чтобы держать Россию подотчетной своим обязательствам. Они включают обязательную прозрачность и открытость нашим юридическим структурам».
Вот вам и фокус-Бокус. Он хорошо помнит про наши обязательства в том случае, если не несет никаких своих.
Надо думать, что и сопровождавший Бокуса по России посол Макфол разделил с ним эти восторги: сенатор рассказал, как он встретился с фермером, и тот обрисовал ему, как в России трудятся трактористы: утром они выезжают в поле и едут, никуда не сворачивая, – «и едут долго, до обеда, а потом обратно». «Россия – страна с огромными пространствами, с огромными водными ресурсами. Это – страна с огромным потенциалом», - цитирует сенатора «Голос Америки».
Короче говоря, наша страна – Америке подарок. Так что Бокус прав: пришло время отменять поправку Джексона - Вэника, принятую в 1974 году и ограничивавшую торговлю со странами социалистического блока, препятствовавшими эмиграции евреев. Изначальной целью поправки Джексона - Вэника было оказание давления на Советский Союз, чтобы он позволил большему числу евреев эмигрировать, и она давным-давно достигнута. И теперь, накануне вступления России в ВТО, американские бизнесмены колотят в барабаны: не дайте нашим конкурентам получить преимущество перед нами, оставив в силе поправку Джексона - Вэника.
Однако мне как-то не радостно оттого, что Макфол с Бокусом готовятся спихнуть нам из своей Монтаны 60 тысяч тонн говядины – в прошлом году в моей деревне на Владимирщине последняя корова ушла под нож. Не потому, что нечем было кормить – коси сено гектарами прям за забором. Потому, что три банки молока меньше как по тридцать рублей за литр продавать было обидно. А в магазине белый «молокопродукт» чуть не на десятку дешевле. Арифметика!
И что в деревнях начнется, когда бокусную говядину тысячами тонн к нам попрут, и без арифметики ясно.
Однако вернемся «к нашим баранам». Не очень ясными пока остаются отношения Макфола с российской оппозицией. В статье Майкла Макфола, опубликованной на днях в газете «Московский комсомолец», он утверждает: «Мы не дали ни цента организаторам демонстраций в России. Мы не будем делать этого и в будущем. В последнее время я чуть ли не ежедневно вижу по телевидению, в газетах или в Интернете заявления о том, что Государственный департамент США финансирует то одно, то другое. От имени администрации Обамы я уже не раз заявлял нашу позицию: мы не финансируем политические партии, движения, организации и политических лидеров и не вмешиваемся во внутреннюю политику России».
Пожалуйста, подчеркните: «мы не вмешиваемся». Это – квинтэссенция. Есть и детали: американцы финансируют программы обменов, по которым в США побывали десятки тысяч российских госслужащих, сотрудников правоохранительных, налоговых и финансовых органов, офицеров Министерства обороны, специалистов сферы здравоохранения, прокуроров и судей, муниципальных служащих, лидеров гражданского общества и женского движения, владельцев малых предприятий, представителей молодежи и депутатов Государственной думы. «Среди участников наших программ - министр природных ресурсов Юрий Трутнев, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, глава Президентского совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаил Федотов и многие губернаторы».
Как считает посол, теперь эти «жертвы обмена» должны понимать американцев лучше.
«Кроме того, - дополняет автор статьи, - мы работаем над укреплением партнерства между американскими и российскими организациями гражданского общества и оказываем поддержку российским инициативам, направленным на развитие активного гражданского общества». Тоже для того, чтобы вторые хорошо понимали первых.
И для этого в текущем году на «профилактику в России ВИЧ-СПИДа, борьбу с легализацией средств, полученных преступным путем, охрану окружающей среды, борьбу с коррупцией, охрану здоровья матери и ребенка, микрофинансирование, уважение прав человека и укрепление верховенства закона» Штаты все-таки потратят «чуть более 24 миллионов». Плюс есть идея «администрации Обамы предоставить 50 миллионов долларов в виде дара новому фонду гражданского общества. Это позволит ежегодно выделять 2–3 миллиона долларов на поддержку внепартийных НКО».
Вот те раз! Посол забыл, что «они не дают» и «они не вмешиваются»? Но - деньги таки идут «на поддержку внепартийных, независимых организаций и содействие становлению лидеров гражданского общества, что, как мы считаем, не ослабляет, а только укрепляет Россию». То есть вливания способствуют консолидации общества, утверждению в нем принципа равенства всех – даже «либералов» - перед законом, укреплению в сознании политиков всех мастей ответственности перед страной и ее народом – так надо полагать.
Эту диспозицию следует закончить фразой Макфола, с которой я абсолютно согласна: «Пора перестать распространять мифы на эту тему и начать конструктивный разговор, основанный на фактах».
Пора.
Итак – к кому и на какие цели текут деньги из Америки? Сайт PolitOnline (http://www.politonline.ru/politika/7390.html) с помощью информации «WikiLeaks» позволил нам на это ответить. Два года назад, еще до того как Макфол появился у нас с агреманом, посол Байерли сообщал в Вашингтон о его встрече с российскими оппозиционерами Б. Немцовым, В.Миловым, Г.Бовтом и В. Рыжковым (документ MOSCOW 000305 от 19 января 2010 г.), которые жаловались, что им мешает Путин и российские граждане, в связи с чем первого просили убрать, а вторых наказать. «Президент Медведев не рассматривается ими в качестве реальной альтернативы премьер-министра Путина, который, по их мнению, скорее всего, вернется к власти в 2012 году... Они согласились(?), что целью политической оппозиции в течение ближайших двух лет должна стать работа по предотвращению возвращения Путина на пост президента».
А вот еще одна депеша Уильяма Бернса (MOSCOW 010861) от 2006 года, которая не потеряла актуальности и сейчас: «Российские «демократы» находятся в состоянии смертельного разброда и развала. Личные раздоры, разногласия по поводу отношений с Кремлем, споры по поводу жизнеспособности политической деятельности, трудности с регистрацией партий сорвали все попытки объединиться в преддверии выборов в Думу. Хотя некоторые считают, что Кремль предпочел бы иметь (хотя бы для видимости) единую правую оппозицию, процесс объединения тормозит председатель «Яблока» Явлинский, который требует для себя главной роли... Дезорганизация, злословие и подхалимаж перед Кремлем делают оппозицию неспособной объединиться и взять на выборах семипроцентный барьер»… «В чем все они согласны - и Рыжков, и Белых, и Чубайс, - что Явлинский - это «редкая зараза», его лидерство над объединенной демократической оппозицией будет перенести нелегко, учитывая его требования подчиниться "Яблоку"».
В очередном «докладе» Владимира Рыжкова американскому послу можно прочитать, что «в лагере демократической оппозиции существует три группы: одни (Каспаров, Касьянов) хотят засудить Путина в Международном трибунале по военным преступлениям. У них практически нет последователей. Другие (Белых, Явлинский) с Кремлем худо-бедно договариваются - за это их регистрируют, подкармливают, допускают в СМИ и иногда позволяют встретиться с Сурковым. Третьи (сам Рыжков) находятся в оппозиции Путину, несмотря на неравные условия, продолжают игру, но им все равно отказывают в регистрации, во встречах в Кремле и в доступе к СМИ». Ну и там же о том, что Рыжков просил посла Бернса помочь с регистрацией партии, а посол США помочь обещал – что, конечно, по Макфолу, никак не может быть «влиянием».