25 марта 2012 г. белорусская оппозиция отметила День воли - неофициальный праздник основания Белорусской народной республики (БНР) в 1918 г. Это псевдогосударственное образование появилось в условиях немецкой оккупации территории Белоруссии в конце Первой мировой войны. В состав БНР по замыслу белорусских националистов и их покровителей из германского генштаба должны были также войти Смоленщина и Черниговщина. С уходом немецких оккупантов побежало и «правительство» БНР, так называемая Рада. Вернулось оно через год на штыках армии Юзефа Пилсудского. Ушли поляки – исчезло и «правительство» БНР. С началом Великой Отечественной войны «функционеры БНР» слали поздравительные телеграммы фюреру, а после окончания войны начали сотрудничать с ЦРУ, подряжали агентов, которых впоследствии забрасывали на территорию БССР (в 1952 г. состоялся показательный суд над Иваном Филистовичем и членами его банды). Американские власти продолжали опекать Раду БНР. К 1990-м гг. Рада БНР обзавелась собственной резиденцией в Нью-Йорке. В отличие от других «правительств», прозябавших не одно десятилетие в изгнании (украинское, латвийское, литовское и т.д.), Рада БНР с обретением Белоруссией независимости не передала свои полномочия новому правительству. Белоруссия – единственная европейская страна, имеющая на сегодняшний день «правительство в изгнании».
Сейчас у «изгнанников» начинается новая жизнь. Они снова востребованы. В День воли 25 марта 2012 г. митингующие требовали отставки Александра Лукашенко, разрешения на возвращение на родину осевших за рубежом оппозиционных политиков и освобождения тех из них, которые находятся под арестом. В СМИ обсуждались вопросы целесообразности функционирования «правительства» БНР в изгнании, важность выработки им гибкой и приспособленной к вызовам времени стратегии. Бывший глава Федеральной службы разведки и контрразведки Германии, а затем руководитель Консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Минске Ханс-Георг Вик заявил, что если раньше Рада БНР в изгнании не признавалась в качестве легитимного правительства Белоруссии, то теперь настал момент признать её в этом качестве. Х.-Г.Вик, контактирующий с представителями БНР в США, считает этих деятелей продолжателями исторических традиций белорусской государственности.
Почему о «правительстве в изгнании» начали так шуметь именно сейчас? Потому что в сентябре 2012 года в Белоруссии состоятся парламентские выборы. И у белорусской оппозиции нет единого мнения относительно того, как быть с этими выборами – бойкотировать или участвовать? Наиболее непримиримые призывают к бойкоту, даже если власти амнистируют заключённых оппозиционеров и внесут поправки в закон о выборах. Более гибкие не согласны и утверждают, что бойкот только покажет международному сообществу (читай: Западу) нелегитимность «режима Лукашенко», о чём это сообщество и так прекрасно осведомлено. Зато участие в выборах даст выход на избирателей и возможность направить протест в нужное русло.
О начавшемся «разогреве» белорусского общества говорит многое. Это и взвинчивание антилукашенковских и русофобских настроений в оппозиционных СМИ, и усиление информационно-пропагандистского воздействия на белорусские области со стороны соседней Польши, и «сострадательные» заявления западных парламентариев по поводу казни двух граждан Белоруссии, организовавших взрыв в минском метро (!). Брюссель в ответ на смертный приговор террористам составил 26 марта 2012 г. обновлённый «чёрный список» лиц, которым запрещён въезд в страны Евросоюза. Минск в свою очередь составил список лиц, которым запрещено покидать белорусскую территорию. В первую очередь, это те, кто замечен в неоднократных контактах с западными спецслужбами и политиками, ратующими за самый жёсткий подход к Белоруссии. Последним эмигрантом стал бывший президент Беларуси Станислав Шушкевич, улизнувший недавно в США, где он был принят с почётом и награжден Медалью свободы Фонда жертв коммунизма в Вашингтоне.
Американские эксперты отмечают, что у белорусской оппозиции осталось всего несколько месяцев на выработку единой стратегии в преддверии сентябрьских выборов 2012 года (1). Для этого необходимо погасить конфликты внутри оппозиционного движения, а также продолжать «работу в массах» независимо от того, примет ли оппозиция участие в парламентских выборах или предпочтёт их бойкотировать. Одна из рекомендаций – не сосредоточиваться чрезмерно на теме белорусского «правительства в изгнании», поскольку ещё есть возможность прямого общения с народом.
Почему американцы дают именно такой совет, понятно. Опора исключительно на «изгнанников» делается только в условиях нереальности информационно - пропагандистского проникновения таких «изгнанников» на родину (как в советское время). «Правительство в изгнании» - это законсервированное оружие до лучших времён. Если Рада БНР станет центральной темой оппозиционного дискурса в диалоге с народом, идеологический центр тяжести сместится за океан, где и обретается эта Рада. Западу же важно, чтобы белорусы чувствовали плечо оппозиции рядом, у себя дома. «Правительство в изгнании» - это запасная политическая площадка на случай неспособности домашней оппозиции закрепиться в стране.
С геополитической точки зрения раскачивание ситуации в Белоруссии – оперативный ход соответствующих западных структур с целью создания нервозно-нестабильной обстановки у западных границ Единого экономического пространства, в состав которого, как известно, входит Белоруссия. Для запуска интеграционных механизмов одной политической воли недостаточно. Экономика здесь служит внушительным довеском, но не менее важен вопрос об общей союзнической идеологии. Поэтому Западу нужно дробить информационное пространство ЕврАзЭс на куски - поддерживать в белорусах миф о политической и моральной чистоте БНР, отмечать День воли, выставлять функционеров Рады БНР как народных мучеников и т.п.
Без Белоруссии внешние границы ЕврАзЭс на западном направлении будут сведены к границам Российской Федерации. Особенно, если учесть, что Украина и Молдавия, довольствуясь статусом наблюдателей в этой организации с перспективой будущего членства (на случай, если в Европу не примут), не отказывают себе в удовольствии подкормить собственное население русофобскими агитационными материалами.
Географически Белоруссия выдвинута далеко на запад Русского мира, через неё проходит кратчайшая дорога на Москву – именно это и делает Белоруссию объектом недружественного внимания. Так было в старину (XVII-XIX вв.), когда атаки на Россию то шведов, то поляков, то французов шли через территорию Белоруссии, так и сейчас. География – это приговор судьбы, поэтому за Белоруссией ещё долго будет сохраняться статус передовой полосы идеологического фронта.
1) David Marples «The Belarusian opposition debates creating competing governments-in-exile» (Jamestown Foundation Eurasia Daily Monitor -- Volume 9, Issue 63)