Трансформация силы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На наших глазах вектор глобальной силы, два десятилетия упиравшийся в США, меняет направление и упорно указывает на азиатского колосса - Поднебесную.

Экономическая мощь Китая всё еще кажется кому-то умозрительной, но китайцы уже взяли в свои руки, например, всё производство редкоземельных металлов и теперь, устанавливая квоты на их продажу за рубеж, легко регулируют цены на эти металлы на внешнем рынке. Доля Китая в производстве редкоземельных металлов в мире составляет 97%. А редкоземы – это и электроника, и военная продукция, и энергетика на возобновляемых источниках.

С полмесяца назад США, Япония и ЕС подали иск против Китая в ВТО из-за решения Пекина ввести ограничения на экспорт редкоземельных металлов. Китай ограничил свой экспорт ради снижения цен для местной промышленности, широко применяющей эти материалы. И – поднял свои доходы от их продажи за рубежом. С начала 2011 года из-за введенных страной ограничений цены на них выросли в пять раз. И теперь, сообщает Reuters, Пекин объявил о создании единой ассоциации в отрасли производства редкоземельных металлов, чтобы «ускорить консолидацию в данной сфере».

Китай уже завоевал доминирующие позиции на товарных рынках Европы, Северной Америки, Африки, Латинской Америки и Австралии. Бросаются в глаза внешнеэкономические успехи Китая на таких направлениях, как производство сложного высокотехнологичного оборудования, наукоемкой продукции.

Одновременно китайские СМИ много пишут о том, как относятся в Пекине к американскому экономическому диктату, приводящему в трепет большинство других столиц. «США вновь начали критиковать Китай в преддверии очередных выборов в стране, - пишет «Жэньминь жибао». - Кандидаты предпринимают жесткие меры, обвиняя КНР в «ведении несправедливой торговли» в надежде «защитить возможности трудоустройства для американцев». Китайская промышленность в очередной раз становится «козлом отпущения» внутренней политической игры в США. От многосторонних путей ВТО до двусторонних каналов Китая и США, от критики новых правоохранительных органов торговли Китая и до постановлений, разрешающих сбор компенсационных пошлин, «дядя Сэм» пытается нанести удар практически по всем областям китайско-американской торговли. КНР – крупнейший в мире производитель, и более 70 процентов антикомпенсационных расследований связаны с Китаем. Однако идти против правил ВТО, вводить запрещенные субсидии по отношению к Китаю в связи с потерей собственной прибыли представляется необъективным. Развитие производственной отрасли Китая – это результат эффективности экономии от масштаба и разнообразия, а также итог стремительного продвижения вперед наших отраслей промышленности и предприятий… Американским компаниям следовало бы перенимать опыт, а не давить на китайские структуры. В антикомпенсационных спорах в фотоэлектрической промышленности США обвиняют китайское правительство в том, что оно путем низких цен на землю и электричество, льготных кредитов помогает внутренним предприятиям, таким образом, американские компании функционируют в несправедливой конкурентной среде. В действительности такая критика лишена рационального смысла, поскольку подобные льготные меры действуют в США по отношению к предприятиям страны. Именно поэтому, после того как американская сторона возбудила антикомпенсационное дело в фотоэлектрической промышленности, Министерство коммерции КНР начало расследование торговых барьеров США, государственной поддержки и субсидий в области возобновляемых источников энергии».

Едва ли найдется сегодня еще одна страна, способная совершенно спокойно отпускать такие пощечины Соединённым Штатам. «"Дядя Сэм" должен понимать, что серьезные проблемы в производственной сфере США в первую очередь связаны с внутренней ситуацией в стране», - заключает «Жэньминь жибао».

А что ответил Китай (кстати, в унисон с Россией) на брюссельский налог на выброс углекислого газа для авиаперевозчиков? Вот что пишет на этот счет «Corrieredella Sera»: «Мир рискует вернуться на несколько десятилетий назад: грузы и пассажиры будут перевозиться намного медленнее. Это произойдет, если Россия и Китай пойдут до конца в плане ответных мер, о которых они уже объявили Европейскому союзу… Российское правительство заявило об отказе в пролете 19 из 30 грузовых рейсов, перевозящих германские товары в Китай, Японию, Тайвань и Южную Корею. Немецким рейсам придется выбирать более длинные маршруты, что приведет к росту цен и неизбежным потерям для Deutschland Ag. Такая же проблема может возникнуть и для пассажирского трафика из Италии в направлении Пекина, Шанхая и Токио… Быть может, самым жестким станет ответ Пекина, который уже сообщил о запрете на совершение посадки в Шанхае Airbus 380, который немецкая авиакомпания закупила для маршрута Франкфурт - Шанхай: инвестиции в размере 240 миллионов долларов оказались бесполезными. Китайское правительство также запретило своим авиакомпаниям покупать европейские самолеты, и авиакомпании отказались от заказов почти на 40 Airbus».

Это – сухой остаток. И не думаю, что производители авиатехники простят Брюсселю пилюлю с налогом на выброс углекислого газа для авиаперевозчиков.

Западная «неправительственная организация» Play Fair бросилась проводить расследование на двух китайских фабриках, производящих олимпийскую сувенирную продукцию по заказу Лондона, сообщает та же «Corrieredella Sera». И, разумеется, обнаружила, что «покупатели посмотрят на олимпийские сувениры и подумают, какие они забавные и милые, но они не узнают, сколько труда и пота в них вложено, как низки зарплаты, какую отвратительную еду получали те, кто их сделал». Однако все это – мышиный писк под ногами «главного производителя» в мире. Там, где речь заходит о нефти и газе, уже не до сувениров. Китайская нефтегазовая компания Petro China по итогам 2011 года стала крупнейшим мировым производителем нефти, обогнав американского гиганта Exxon Mobil, и продолжает скупку активов по всему миру. В прошлом году Petro China добыла 886,1 миллионов баррелей нефти, при этом среднесуточная добыча составляла 2,43 миллиона баррелей.

Где добывают нефть китайцы, если в самом Китае ее – не густо? Аналитики из IHS World Markets Energy подсчитали, что увеличение добычи произошло благодаря развитию гигантского месторождения Румейла в Ираке. И утверждают, что «в будущем рост производства продолжится за счет новых нефтегазовых проектов, таких как Халфайя в Ираке, а также нефтеносных песков в Канаде. Кроме того, продолжится разработка проектов в Казахстане и Индонезии. Petro China может сохранить свое преимущество по производству над Exxon Mobil в течение нескольких лет».

Полтора года назад руководство Petro China объявило о том, что намерено в течение десяти лет инвестировать в приобретение активов по всему миру не менее 60 миллиардов долларов. В том же году компания купила 60-процентную долю в проекте по добыче углеводородов из нефтеносных песков Mac Kay Riverу канадской Athabasca Oil Sands. А в начале этого года китайцам по опциону стали принадлежать и остальные 40 процентов проекта общей стоимостью 2,5 миллиарда долларов. Как заявил глава Petro China Цзян Цзэминь, компания намерена скупить множество активов: «Мы сфокусированы на китайском рынке, но в долгосрочной перспективе намерены расширяться за пределы Китая», - отметил он.

А как Китай действует в соседних с ним странах, видно хотя бы на примере Бирмы (Мьянмы). Мъянма, имеющая с Китаем более 2 тысяч километров общей границы, где допустили к участию в выборах впервые за два десятка лет оппозиционеров, теперь ждет от Запада, в обмен на «политические реформы», отмены международных экономических санкций. И госсекретарь США Хиллари Клинтон уже заявила, что США «стремятся поддерживать проводимые страной реформы», имея в виду, что оппозиция на выборах получила 47 из 48 свободных мест в парламенте. Однако здесь янки со своими «реформами», похоже, запоздали: за годы блокады Мьянма фактически превратилась в экономический протекторат Китая. И теперь не от Вашингтона, а от Пекина зависит, как сытно будет жить «победивший на выборах народ» этого государства.

Сегодня Китай ясно показывает, что будет уважать только сильных соседей. Это, конечно, еще не вызов России – это просто условие мира и стабильности в Евразии.
 

Статьи по теме