Пока Вашингтон занят распространением «либерастии» по всему миру, в самих Соединенных Штатах вызревает опухоль напряженности в отношениях между потомками белых поселенцев, их африканских рабов и «понаехавших» латиноамериканцев и азиатов. Обострившаяся вследствие роста безработицы межрасовая и межэтническая конкуренция подпитывает организации белых национал-патриотов и откровенных расистов, нацистов и фашистов. Со временем это грозит вылиться в конфликт, способный взорвать изнутри страну, которая пытается учить других, как надо жить.
Расовый и национальный состав населения Соединенных Штатов стремительно меняется. Если в 1970 году потомки белых европейских иммигрантов составляли 83,4% населения США, то в 2010 году уже только 65% [1]. По оценкам американских экспертов, к 2050 году выходцы из Европы перестанут быть большинством в стране, которая по инерции все еще подчеркивает свои европейские корни. И эта тенденция необратима, если судить по приведенной ниже диаграмме, которая иллюстрирует долю «цветных» граждан США в приросте населения по десятилетиям, начиная с середины прошлого века [2].
Диаграмма 1.
Доля «цветных» граждан в росте населения США, 1950 2000-е годы (92%).
Соответственно изменились показатели расовых и этнических различий в возрастных группах (данные 2010 года) [3].
Диаграмма 2.
А если посмотреть на географическое распределение «цветных» детей в возрасте до 1 года, рожденных в 2010 году (Диаграмма 3), то можно представить, какими будут США через 25 лет, когда эти дети войдут во взрослую жизнь и начнут создавать собственные семьи [4].
Диаграмма 3.
«Цветные» дети, рожденные в 2010 году
Продолжающие прибывать в страну новые «цветные» иммигранты предпочитают селиться преимущественно в так называемом "солнечном поясе", к югу от широты Нью-Йорка и на западе США. Поэтому зона преобладающего «цветного» населения постепенно расширяется в направлении с юга на север и с запада на восток. Таким образом, к концу нынешнего столетия белые американцы будут вытеснены в северо-восточный «медвежий угол». Поскольку «цветные» селятся, как правило, в пригородах, то белые окажутся в положении осажденных в городах-резервациях, при этом все еще составляя большинство в административном аппарате и тем самым ассоциируясь в глазах «цветных» с управленческой верхушкой, ответственной за все проблемы, с которыми сталкивается в своей жизни небелое население.
До прихода в Белый дом Барака Обамы декларируемые равные возможности американцев оказывались в замкнутом кругу нерешаемых проблем: разница расовых и этнических групп в уровне образования влекла за собой разницу в социальном положении, что, в свою очередь, определяло условия для получения образования новыми поколениями. Поэтому, несмотря на формальное отсутствие в США расовой и этнической дискриминации, в 2009 году белые были и все еще остаются непропорционально высоко представленными в престижных или высокооплачиваемых сферах трудовой деятельности [5]:
Сфера занятости (средняя зарплата в год) | Белые % | Черные % | Латинос % | Азиаты % | Индусы % |
Государственный аппарат (73 000 $) | 79.3 | 11.7 | 5.7 | 2.8 | 0.5 |
Дипломированные специалисты (55 000 $) | 69.6 | 16.4 | 7.4 | 6.0 | 0.6 |
Вспомогательный офисный персонал (35 000 $) | 62.5 | 20.4 | 12.9 | 3.5 | 0.7 |
Квалифицированные рабочие (33 000 $) | 71.0 | 15.9 | 9.9 | 2.4 | 0.8 |
Опасность увязки в общественном сознании американцев классовых противоречий с разницей в цвете кожи подтолкнула нынешнюю администрацию Белого дома к беспрецедентному решению ввести в практику формирования государственного аппарата США такое новшество, как принуждение работодателей к тому, чтобы при приеме на работу приоритет отдавался «цветным» соискателям рабочих мест.
С этой целью в августе 2011 года Барак Обама направил в государственные ведомства директиву № 13583 [6], которая ввела в действие «Скоординированную общеправительственную инициативу по стимулированию многообразия и включенности в федеральном трудоустройстве» (A Coordinated Government-wide Initiative to Promote Diversity and Inclusion in the Federal Workforce), а также План по ее реализации в 2011 году [7]. В развитие этой инициативы отдельное внимание было уделено привлечению на государственную службу испаноязычных граждан [8]. О выполнении директивы все министерства и ведомства должны отчитываться перед специально созданным Офисом многообразия и включенности (Office of Diversity and Inclusion). Чтобы не привлекать особого внимания общества к существующему дисбалансу в расовой и этнической принадлежности государственных служащих, в директиву президента были включены традиционные для Демократической партии США положения, призывающие работодателей обеспечивать равные возможности также для женщин, геев и лесбиянок.
В будущем это может вызвать серьезные осложнения. Равенство возможностей при наборе персонала априори подразумевает отказ от рассмотрения кандидатур с точки зрения их расового и этнического происхождения. Во внимание должны приниматься только личные и профессиональные качества соискателя: соответствуют ли уровень его образования, опыт, особенности ума, характера и здоровья задачам, которые ему предстоит решать на той или иной должности. Эти качества не даются человеку от рождения. При желании он способен их приобрести, развить или изменить. Цвет кожи и национальность родителей человек изменить не может. Таким образом, президентская директива, вроде бы направленная на реализацию конституционного принципа равенства граждан, на практике нарушает его. Причем впервые в истории Соединенных Штатов дискриминируемой оказывается этническая группа, которая основала эту страну и дала человечеству модель демократии, исключающую саму идею этнической или расовой дискриминации.
Особенно больно директива Барака Обамы ударила по белым мужчинам, которые при всех остальных равных условиях оказываются последними в очереди на занятие государственной должности. Их реакция не заставила себя долго ждать.
По данным правозащитной организации "Южный центр правовой защиты нищеты" (Southern Poverty Law Center - SPLC), с 2008 года в США начался стремительный рост количества организаций правых радикалов, которые входят в так называемое Патриотическое движение, а также белых расистов, нацистов и неофашистов. Этот процесс сопровождается таким же стремительным ростом количества членов военизированных групп под названием "Милиция" (Militia).
По оценке экспертов SPLC [9], за время президентского правления Барака Обамы количество таких групп и организаций выросло почти в 10 раз, ежегодно увеличиваясь вдвое (см. Диаграмму 4).
Диаграмма 4.
Количество активно действующих организаций Патриотического движения (отмечены красным цветом) и их вооруженных формирований (отмечены серым)
Не представляя собой пока что единой организации, "милитанты" объединены идеей о праве граждан, отдельных общин и американского народа в целом на самозащиту. Восьмая секция 1-го параграфа Конституции, 2-я Поправка к ней и Кодекс США действительно предусматривают возможность самоорганизации американцев с личным оружием в отряды добровольцев (Militia), которых Конгресс и местные власти имеют право использовать в случае необходимости поддержать действие законов на какой-либо территории, подавить восстание внутри страны или отразить внешнюю агрессию. При этом Кодекс предусматривает существование как "организованной милиции" (Национальная Гвардия и Морская Милиция), так и "неорганизованной" (the unorganized militia), которая может состоять "из всех годных к службе граждан США - мужчин в возрасте от 17 лет и более, но не старше 45 лет, которые выразили или выразят желание присоединиться" [10].
Тем не менее легальность существования "милиции", создаваемой по инициативе Патриотического движения, - это одно, а ее деятельность - это другое. Пока что "милитанты" заняты в основном обучением граждан владению огнестрельным оружием, а также оказанием помощи властям в чрезвычайных ситуациях и в борьбе с нелегальной иммиграцией, особенно на границе с Мексикой. Однако "добровольных помощников" подозревают и в проведении самостоятельных операций по уничтожению нелегальных иммигрантов из засад на путях их проникновения в США, о чем, как сообщают правозащитники, американская пресса предпочитает умалчивать.
В 2009 году "неорганизованная милиция" привлекла внимание ФБР и Департамента внутренней безопасности США (Department of Homeland Security). Они подготовили для правительства закрытый доклад под длинным названием "Правый экстремизм: современная экономическая и политическая ситуация питают возрождение, радикализацию и пополнение рядов" [11].
Хотя спецслужбы пока не выявили признаков подготовки правых к осуществлению силовых акций против правительственных чиновников и учреждений, как это случалось в 90-х годах, они предупреждают руководство США, что затянувшееся после избрания первого темнокожего президента снижение уровня жизни американцев и рост безработицы способствуют притоку новых членов в экстремистские организации. Многие граждане США крайне негативно воспринимают политику нынешней администрации в сфере управления иммиграцией, предоставления нелегальным иммигрантам гражданства, а также расширения социальных программ для этнических и сексуальных меньшинств. К тому же правые объясняют экономический кризис "заговором еврейской финансовой элиты", что подкрепляет антисемитские убеждения части американцев и является дополнительным фактором роста численности экстремистских организаций.
На этом фоне со стороны части белого населения растет недоверие к правительству из-за его планов ввести дополнительные ограничения на право граждан США владеть личным оружием. Такие планы воспринимаются правыми радикалами как подтверждение слухов о намерении правящей элиты продолжать наступление на гражданские права и свободу американцев и как подготовка условий для подавления сопротивления граждан "заговору по захвату власти в США" со стороны, как они считают, ставленников "мирового правительства".
По мнению авторов доклада, если экономическая ситуация не улучшится, эта тенденция будет развиваться. И она становится все более угрожающей по мере возвращения домой американских военных, принимавших участие в развязанных Соединёнными Штатами войнах в Ираке, Афганистане и в других вооруженных конфликтах. Озлобленные, испытывающие трудности с возвращением к нормальной жизни и в то же время получившие опыт боевых действий, привыкшие убивать и рисковать собой ветераны уже начали массово пополнять ряды правых экстремистов. Часть из них попала под влияние пропаганды Патриотического движения и, не вступая в его ряды, может вынашивать планы бороться с правительством в одиночку (т.н. shadow wolves, что можно перевести как "волки-призраки"). Это представляет особую опасность, так как выявить террористов-одиночек значительно труднее, чем контролировать деятельность организованных группировок.
В докладе правительству спецслужбы США вынуждены признать, что используемая Вашингтоном в других странах тактика поддержки проамериканской оппозиции, провоцирования массовых беспорядков и организации государственных переворотов с помощью социальных интернет-сетей теперь начинает действовать, как бумеранг, внутри самих Соединенных Штатов. Правые экстремистские организации в США взяли ее на вооружение для набора новых сторонников и формирования радикального, оппозиционного правительству движения без четко выраженной организационной структуры.
Что именно ФБР и Департамент внутренней безопасности США посоветовали в связи с этим президенту, неизвестно. Эта часть доклада осталась закрытой для публики.
В каком направлении Патриотическое движение в США будет развиваться, в какой мере оно может дрейфовать в сторону нацизма и фашизма и как это отразится на внешней политике США, если правый радикализм будет набирать силу? Чтобы ответить на эти вопросы, надо присмотреться к идейным основам американских национал-патриотов и попытаться увидеть, что их роднит и что отличает от сторонников национал-социализма в его американском варианте.
(Окончание следует)
Примечания
1. U.S.Census Bureau, Cumulated Estimates of the Components of Resident Population Change by Race and Hispanic Origin for the United States: April 1,2000 to July 1,2009 (NC-EST2009-05), June 2010 /http://www.census.gov.
2. http://www.brookings.edu/opinions/2011/1220_census_demographics.aspx
3. http://www.brookings.edu/opinions/2011/0826_census_race_frey.aspx
4. Там же.
5. http://www.eeoc.gov/eeoc/statistics/employment/jobpat-eeo4/2009/
6. http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2011/08/18/executive-order-e…
7. http://www.opm.gov/diversityandinclusion/reports/GovernmentwideDIStrate….
8. http://chcoc.gov/transmittals/TransmittalDetails.aspx?TransmittalID=426…
9. http://www.splcenter.org/get-informed/intelligence-report/browse-all-is…
10. http://uscode.house.gov/ (параграф 10, секция 311, статья 13).