План свержения режима Башара Асада определился окончательно. Началось всё с информационной агрессии. Затем с территории Турции в Сирию начали проникать банды боевиков, сеявшие смерть в населенных пунктах, население которых поддерживало правительство. Однако детонатором народного возмущения рейды боевиков не стали, и на чьи-то немалые деньги появилась мифическая «Свободная армия Сирии», насчитывающая на сегодняшний день якобы 15 тысяч обученных дезертиров и оперирующая по всей территории страны. Одновременно, как по команде, в традиционно враждебных Дамаску городах Хомс и Хама появились хорошо вооруженные отряды из местных граждан, руководимые профессиональными террористами. Образовался антиправительственный фронт, которым формально руководит из-за рубежа Сирийский национальный совет, состоящий из эмигрантов, не скрывающих своих связей с идеологическими центрами и спецслужбами НАТО. Свою особую роль в финансовом и военно-техническом обеспечении всей этой пестрой армии играют, помимо Турции и других стран НАТО, государства Персидского залива.
Затем появилась «Аль-Нусра» - сирийский филиал «Аль-Каиды», который должен, резко увеличивая масштабы насилия, сделать жизнь населения невыносимой. И наконец, обрисовались контуры следующего акта сирийской трагедии: началась кампания запугивания международной общественности, цель которой - отождествить режим Башара Асада с угрозой применения химического оружия массового уничтожения.
Всё происходит, как и в случае с Ираком. В СМИ стали распространяться сообщения о том, что Сирия является обладателем «крупнейших запасов химического оружия в мире». Аналитики Центра нераспространения оружия массового поражения имени Джеймса Мартина в Монтерее, Канада, опубликовали доклад о химическом и биологическом оружии в арсеналах Асада. Сирия обладает самым большим в мире запасом иприта, нервно-паралитического газа зарин и, возможно, газа VX. Сотни тонн химических боеприпасов, снарядов с химическими боеголовками, ракет СКАД, химических бомб хранятся на 50 военных базах, разбросанных по всей территории страны. Сирийская армия уже начала устанавливать на ракеты среднего радиуса действия химические боеголовки. Пишут о 600 ракетах с радиусом действия до 1300 километров, о том, что Россия поставила Сирии три миллиона противогазов, которые до конца декабря будут распределены между сторонниками режима.
На днях подконтрольный властям Саудовской Аравии телеканал "Аль-Арабия" сообщил, что сирийские силы безопасности якобы применяют химическое оружие против оппозиционеров в Хомсе. По словам дезертировавшего из сирийской армии Авада Разака, армия применяла в Хомсе нервно-паралитический газ, и всё это якобы под контролем специалистов из Ирана и России.
Развивают тему сирийского химического оружия и в НАТО. Однако эти понимают, что при наличии международных наблюдателей подтвердить факты применения ОМУ в Сирии не удастся. Поэтому отрабатывается версия, согласно которой над миром нависла опасность того, что в результате падения правительства Башара Асада химическое оружие попадет в руки экстремистов. Агентство CNN со ссылкой на американские источники сообщает, что если обстановка в Сирии обострится и правительство Сирии падет, понадобится срочно вводить войска для контроля за хранилищами с химическим и биологическим оружием.
И вот уже в Иордании появляется американский спецназ, обучающий иорданских специалистов захвату, блокированию и охране хранилищ химического оружия. С середины мая в Иордании проходят военные учения «Нетерпеливый лев» с участием военных из 19 стран, включая США.
Внезапное появление «Аль-Нусры» и военные учения на границе Иордании с Сирией совпали не случайно. От «Аль-Нусры» понадобится не так много – произвести масштабный террористический акт вблизи хранилища химического оружия. Чтобы весь мир закричал об опасности утечки ОМУ в атмосферу. Тогда ничего не останется, как направить развернутые на учениях войска в Сирию для взятия ситуации под контроль.
Когда это может произойти? Скорее всего, по оценке специалистов, когда численность ударной группировки достигнет 75 тысяч, а американские авианосные группы окончательно встанут у берегов Персидского залива. Они уже близко. Затем в Сирию в течение примерно 18 часов будут переброшены сухопутные войска «для восстановления контроля над складами оружия массового уничтожения». Агрессия надвигается неотвратимо.
И пожалуй, больше всего такого варианта развития событий опасается Израиль. В результате лобового столкновения население Израиля пострадает неизбежно, особенно если дело дойдет до применения химического оружия. Готовясь к отражению агрессии, Дамаск уделил переоснащению армии достаточно внимания. По данным израильских военных, Сирия в последние годы потратила $3 млрд. на закупку зенитно-ракетных комплексов "земля-воздух" российского производства. По данным независимых военных экспертов, на вооружении Сирии в конце 2000-х годов состояли более 4 тыс. переносных зенитно-ракетных комплексов. Предполагают, что Сирия обладает нервно-паралитическими веществами и ипритом, а также баллистическими ракетами малой дальности СКАД, способными доставить эти смертельные химические вещества в пункт назначения. К тому же Сирия и сама является крупным производителем химического оружия: известно о существовании 4 заводов в ас-Сафира (близ Алеппо), Хомсе, Хаме и Латакии. Огромные склады химического оружия находятся в Хан Абу Шамат (близ Дамаска) и Фурклюс (Хомс).
Чарльз Блэр из Федерации американских ученых комментирует: “Ситуация в Сирии беспрецедентна. Никогда еще страна с таким запасом средств массового уничтожения не скатывалась в гражданскую войну”. Бывший офицер ЦРУ Брюс Ридель говорит: “Ливийский запас состоял из нескольких дырявых контейнеров с ипритом, который невозможно было утилизировать в качестве оружия. В случае Сирии речь идет об одной из самых сложных и развитых программ химического вооружения в истории. Если Сирия развалится и начнется война между алавитами и суннитским большинством, ключевым вопросом станет судьба запасов химического оружия и средств доставки. Хизбалле и ХАМАСу очень понравится идея получить в свое распоряжение боеголовки с зарином “.
Как сообщают, в Сирии было развернуто производство иприта (боевого отравляющего вещества кожно-нарывного действия) и фосфорорганических БОВ нервно-паралитического действия на основе собственного сырья и основных составляющих. Производство БОВ и их компонентов сконцентрировано в районе Дамаска, на нефтехимическом заводе в Хомсе (газ VX), в Хаме (зарин, табун, VX) и в Халебе (район Сафира).
Носителями сирийского химического оружия являются специальные боеголовки для ракет СКАД и авиабомбы; по разным оценкам, у сирийцев имеется до 1000 авиабомб и около 100 боеголовок для ракет. Есть также большое количество устаревших тактических и оперативно-тактических ракет советского, северокорейского и иранского производства. Наиболее опасными из них считаются системы «Точка». Сразу нейтрализовать весь этот потенциал весьма непросто, хотя бы частично он сделает свое дело.
Казалось бы, риски интервенции очевидны. Однако если вспомнить, что ни в Вашингтоне, ни в Лондоне никто не горевал над судьбой миллиона иракцев, погибших от железной руки «Иракской свободы», то почему кто-то думает, что интервентов остановят новые горы трупов?