Куда приведет Трансафганский газопровод

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

23 мая Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индия подписали соглашение о строительстве Трансафганского газопровода (TAPI), по которому туркменский газ должен поступать в Южную Азию. У проекта, вынашиваемого с начала 1990-х гг., вроде бы появилась ясность с конечной точкой маршрута и рынками сбыта. 

По проекту протяженность Трансафганского газопровода составит около 1700 км, пропускная способность - 33 млрд. кубометров в год. Основными рынками сбыта станут Индия и Пакистан, которым будет поставляться по 14 млрд. кубометров. На долю Афганистана будет приходиться 5 млрд. кубометров. Маршрут газопровода пройдет через афганские города Герат и Кандагар, пакистанские Кветту и Мултан до населенного пункта Фазилка на границе с Индией. Стоимость строительства газопровода, по данным индийской стороны, составит 12 млрд. долл. Его ресурсной базой должно стать туркменское месторождение Галкыныш, которое, как утверждает Ашхабад, является одним из самых крупных в мире.

Проект строительства газопровода из Прикаспия в Афганистан был разработан еще в советское время. После распада СССР к проекту вернулись американцы, стремившиеся изменить географию транспортных коммуникаций в этой части континента, чтобы отрезать от России Центральную Азию и Кавказ. В октябре 1995 г. контракт на строительство такого газопровода был подписан американской компанией Unocal, саудовской Delta Oil Co и Туркменией. В 1997 г. был создан международный консорциум, но к строительству так и не приступили – помешало развитие событий в Афганистане. Правительство талибов поддержало проект, но вторжение в 2001 г. войск США и их союзников в Афганистан надолго эти планы похоронило. 

Второе рождение проекта произошло в конце 2000-х гг., когда Ашхабад решил диверсифицировать направления экспортных поставок газа, а США в попытках не допустить строительства газопровода в Пакистан и Индию на альтернативном маршруте из Ирана вновь возымели интерес к прокладке трубы из постсоветской Туркмении через Афганистан. Основной покупатель туркменского газа – «Газпром» - после взрыва на газопроводе «Средняя Азия – Центр» в апреле 2009 г. закупки туркменского газа прекратил. Взрыв обнажил проблемы российско-туркменских газовых отношений. В условиях падения мировых цен на газ закупать его у Туркмении по прежней высокой цене «Газпрому» стало невыгодно, а снизить тарифы Ашхабад не пожелал. В результате поставки газа в Россию возобновились лишь в январе 2010 г. Однако их объем уменьшился в четыре раза – с 42,8 млрд. кубометров в 2008 г. до 10,5 млрд. в 2010 г., и увеличивать его в ближайшие годы «Газпром» не планирует. По оценкам аналитиков, сокращение доходов от поставок газа в Россию стоило Туркмении примерно 1/4 ее годового ВВП.

Резкое падение доходов бюджета вынудило Туркмению активизировать поиски альтернативных каналов сбыта. В декабре 2009 г. была введена в строй первая очередь трансконтинентального газопровода Туркменистан – Узбекистан – Казахстан - Китай пропускной способностью 40 млрд. кубометров в год. В ноябре 2011 г. мощность газопровода было решено увеличить еще на 25 млрд. кубометров. Помимо Туркмении 10 млрд. кубометров газа по этому газопроводу планирует поставлять Узбекистан и 12-15 млрд. – Казахстан. В январе 2010 г. был запущен новый газопровод от Довлетабадского месторождения через Серахс до иранской местности Хангеран, позволивший увеличить ежегодные поставки газа Ирану с 8 до 20 млрд. кубометров. Правда, финансовые потери от сокращения закупок «Газпромом» китайское и иранское направления не компенсируют, поскольку газ в эти страны поставляется Туркменией по гораздо более низким ценам.

Помимо северного, восточного и южного у Туркмении есть еще западное и юго-восточное (афганское) направление. Однако проект «Набукко», по которому туркменский газ должен был поставляться в Европу, в течение последних недель покинули два ключевых участника – венгерская MOL и германская RWE. Главная причина – проблематичность прокладки трубы по дну Каспия ввиду того, что до сих пор не урегулирован правовой статус этого моря. Поэтому все основные усилия Туркмении сконцентрировались на афганском направлении. Первые попытки реанимации проекта начали предприниматься еще до резкого охлаждения российско-туркменских «газовых» отношений. В июле 2008 г. в Ашхабаде состоялось первое заседание межправительственной туркмено-афганской комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству, на котором Туркмения в очередной раз заявила о необходимости строительства Трансафганского газопровода. В качестве стимула для участия в этом проекте Афганистана Туркменистан предложил ему поставки газа и электроэнергии по сниженным ценам, а также помощь в разведке и освоении приграничных нефтегазовых месторождений.

В сентябре 2010 г. руководители отраслевых министерств Туркмении, Афганистана, Пакистана и Индии подписали рамочное соглашение о строительстве Трансафганского трубопровода, которое, однако, не включало точных дат реализации проекта, размера транзитных ставок и условий финансирования. Тогда же встал вопрос об участии в проекте «Газпрома». В октябре Игорь Сечин, курирующий в правительстве России топливно-энергетический комплекс, заявил, что «Газпром» ведет переговоры с «Туркменгазом» относительно вхождения в ТAPI, но форма участия российской стороны пока не определена. В то же время отношения с Туркменией после аварии на газопроводе «Средняя Азия – Центр» оставались сложными, и туркменский МИД заявил, что никаких договоренностей по этому поводу не существует. Вопрос об участии российских компаний в проекте TAPI путем приобретения в нём доли или в качестве подрядчиков обсуждался и в последующем, в том числе в ходе переговоров президентов двух стран в декабре 2011 г. в Москве. Однако пока договориться не удалось.

К концу 2011 г. переговоры о строительстве ТAPI вошли в решающую стадию. В ноябре президенты Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов и Пакистана Асиф Али Зардари подписали в Исламабаде совместную декларацию, в которой выразили готовность активизировать усилия по строительству газопровода. 17 мая 2012 г. с одобрения правительства Индии соглашение с Туркменистаном о строительстве Трансафганского газопровода подписала крупнейшая индийская компания GAIL. Ранее о поддержке этого проекта неоднократно заявлял Госдепартамент США – американцы по-прежнему стремятся всеми силами не допустить прокладки трубы по альтернативному маршруту из Ирана в Индию через Пакистан. 

Главной проблемой строительства Трансафганского газопровода, как и в 90-е годы, остаётся обеспечение его безопасности. Большая часть маршрута пройдет по территории Афганистана и Пакистана, слабо или вовсе не контролируемой центральными властями. Среди способов обеспечения безопасности газопровода обсуждалась даже идея выплаты ренты местным племенным ополчениям, которые взяли бы на себя функции по охране. К 2014 году, с выводом большей части войск США и их партнеров по НАТО из Афганистана, ситуация вряд ли улучшится, и проект TAPI по-прежнему содержит высокую степень риска.