Анализ положения дел в стане белорусской прозападной оппозиции показывает, что эти силы так и не оправились после зачистки оппозиционной инфраструктуры, которую белорусские власти провели после президентских выборов 2010 года. Движение разобщено, партийные и иные общественные структуры ослаблены, общие цели и задачи формулируются невнятно, отсутствует единая стратегия и тактика. Данную оценку разделяют и многие эксперты из оппозиции. Оппозиционное движение даже не смогла разбудить прошлогодняя провокация западных спецслужб с Алесем Беляцким, счета которого якобы неумышленно засветили литовские власти, из-за чего он был осужден белорусским судом за неуплату налогов. Попытка сделать из белорусского правозащитника нового Леха Валенсу, Вацлава Гавела или нового Нобелевского лауреата явно и с треском провалилась.
Тем не менее поиски решения «белорусского вопроса» в пользу евроатлантических «демократизаторов» не прекращаются. Как всегда, в западных разработках есть несколько параллельных стратегий. Одна из них относительно спокойная и внешне миролюбивая – речь идет о Восточном партнерстве. Вторая – более жесткая, связанная с освобождением политзаключенных и направленная на получение досрочных преимуществ в процессе переговоров с белорусскими властями накануне предстоящих в сентябре 2012 года выборов в белорусский парламент. Переговоры начнутся, видимо, уже в июне. Были попытки Запада выстроить и третью, совсем жесткую переговорную стратегию в отношении Белоруссии, связанную со втягиванием России в конфликт вокруг отозванных европейских дипломатов и формирования из Белоруссии новой «горячей точки» по примеру Сирии, но эта стратегия из-за согласованных действий Минска и Москвы провалилась, фактически не начавшись.
И вот на фоне нынешнего вялотекущего внешнеполитического диалога по линии Республика Беларусь - США - Евросоюз довольно неожиданно в мае белорусскими политэмигрантами, в основном выходцами из белорусских спецслужб, осевшими в Европе и находящимися, понятное дело, под бдительным присмотром их европейских коллег, была выдвинута инициатива формирования оргкомитета «совета национального спасения» - с дальним прицелом сформировать в последующем на его основе «правительство в изгнании». Об этом сообщил председатель оргкомитета бывший командир 5-й отдельной бригады спецназа ГРУ ВС РБ полковник Владимир Бородач. В состав совета уже вошли двадцать восемь белорусских эмигрантов (бывшие сотрудники силовых структур Беларуси, общественных организаций и политических партий) и несколько десятков активистов оппозиции, проживающих в Беларуси. Заместителем председателя оргкомитета стал бывший майор КГБ Онуфрий Романович. Цель данного совета формулируется его лидерами достаточно стандартно (сравни с аналогичными советами в Ливии и Сирии) – более жёсткая борьба с «диктатурой», формирование «правительства в изгнании», организация с помощью упомянутого Совета переговорных площадок для контактов избранных представителей белорусских властей и Запада и, наконец, выполнение властями республики под давлением неких требований.
Подготовка новых западных «инициатив» в отношении Белоруссии разворачивается по обкатанной за последние полтора года схеме - повторения сирийского либо ливийского сценария. Эмигрантам из числа бывших белорусских силовиков, выдвинутым сейчас на авансцену, отведена роль марионеток, за которыми стоят гораздо более влиятельные силы.
В среде «внутренней» белорусской оппозиции пока эти попытки встречены по большей части прохладно, поскольку, с одной стороны, ранее прикормленные оппозиционеры опасаются перераспределения ресурсов, с другой - более жесткая линия поведения новой группы борцов с «белорусским режимом», безусловно, приведет к более жесткому ответу белорусских властей. И так как до эмигрантов добраться труднее, то основной удар будет нанесён по тем, кто более досягаем и находится в пределах границ республики. Поэтому лидеры оппозиции, сидящие в самой Белоруссии, пока благоразумно отмежевываются от своих заграничных коллег. Непонятны пока и методы достижения целей «совета национального спасения». Если эти методы предусматривают применение вооружённой силы, то «спасатели» автоматически попадут в разряд террористов, ответ белорусских властей на их действия будет сокрушительным и его поддержит подавляющее большинство народа. Если же имеются в виду политические методы, то они с учетом заграничного пребывания этих оппозиционных активистов ничего не добавят в копилку уже действующей прозападной оппозиции.
Здесь налицо определенная развилка. Однако если второй (мирный) вариант белорусские власти легко нейтрализуют, то первый вариант – с направляемым из-за рубежа вооружённым выступлением на территории Белоруссии (по аналогии с Ливией или Сирией) - заслуживает того, чтобы задержать на нём внимание.
Эта последняя стратегия не так проста, как кажется. На самом деле она имеет два уровня противоборства. И второй уровень (информационный, за рамками открытого применения силы) является для Запада основным. Его цель – дискредитация белорусских властей в ответ на попытки противостоять террористической войне внутри республики. «Режим Лукашенко» (подобно «режиму Каддафи», «режиму Асада») будет превращён в очередной жупел и представлен «кровавой диктатурой», стоящей на пути свободного волеизъявления народа.
Демонизация белорусских властей как система информационных мероприятий - вот стержень долгосрочного западного проекта в отношении Белоруссии. Цель - не допустить подрывающего «трансатлантическую солидарность» развития сотрудничества по линии Россия - Европа, демонизировать совместно с белорусским российское руководство и на этом основании отказать впоследствии «режиму Путина», как и «режиму Лукашенко», в цивилизованности и «европейскости». Недаром инициатива Бородача – Романовича появилась сразу после избрания В. Путина президентом России и провозглашения им проекта строительства Евразийского cоюза приоритетным.
План дестабилизации Белоруссии является частью более обширного замысла торпедирования проекта Евразийского союза. В этом отношении первый официальный визит В.Путина в качества президента РФ в Минск и подписание совместного коммюнике, характеризующего отношения двух стран как "стратегические", — в соответствии с договором о создании Союзного государства от 1999 года — не оставляет места надеждам тех, кто делает ставку на развитие кризисных тенденций в белорусско-российском сотрудничестве.