Отметившись в ходе визита в Норвегию знаковыми высказываниями о роли Арктики в предстоящем переделе мира, Хиллари Клинтон плавно переместилась на Кавказ. Этот рабочий визит может иметь для региональной динамики достаточно важное значение. Несмотря на разность географических широт, как арктическое заполярье, так и Кавказский регион представляют собой несомненную военно-стратегическую и экономическую ценность для слабеющей мировой империи, выстраивающей все новые комбинации в целях удержания своего глобального доминирования. Надо сказать, чем дальше, тем больше эти комбинации связаны с тотальной деструкцией и погружением в хаос отдельных стран и даже целых регионов, что хорошо видно на примере Сирии и Египта. Всё это более чем актуально для стран Кавказа, переживающих непростые политические и социально-экономические трансформации, вовлечённых в конфликтные ситуации разной степени интенсивности и расположенные в географическом соседстве с Ираном – мишенью № 1 очередной американской агрессии.
Всем этим обусловлен, в частности, немалый общественный интерес к встречам и высказываниям госпожи Клинтон, нагрянувшей со своей «инспекционной поездкой» на Кавказ в сопровождении немаленькой свиты в почти сотню человек и имеющей, таким образом, явно многопрофильный характер. Как известно, Вашингтон, признав итоги парламентских выборов в Армении и охарактеризовав их как «большой прогресс», намерен взамен потребовать от армянского руководства соответствующих встречных шагов в вопросах Нагорного Карабаха, активизации армяно-турецкого переговорного процесса и, возможно, новой акцентации российско-армянского сотрудничества в военно-политических вопросах. В качестве дополнительного аргумента может быть использована так называемая американская «помощь» региону, в реальности совсем не столь существенная и работающая прежде всего на интересы США, а не на получателей этой самой «помощи». Разумеется, парламентарии каждой суверенной страны действуют прежде всего исходя из своих национальных интересов, однако внешние импульсы также могут прочитываться вполне определенным образом. В этой связи сложно не обратить внимание на информационную активность небезызвестного Ариэля Коэна, традиционно заклеймившего армянский «сепаратизм», а также посоветовавшего своему госсекретарю указать ереванским собеседникам на «несовместимость» тесных связей с Ираном с дружественными отношениями Армении с США. По мнению эксперта, встречи госсекретаря США с лидерами стран Южного Кавказа откроют возможность для продвижения переговоров по Карабаху, которое видится ему исключительно в контексте «освобождения оккупированных азербайджанских земель».
Интересно, что высказывания господина Коэна удивительным образом совпали с очередной диверсией на северном участке армяно-азербайджанской границы (сёла Бердаван и Чинари Тавушского марза), в результате чего с армянской стороны трое человек погибли и пятеро были ранены. Думается, совсем не случайно ВВС напоминает о том, что «поездка Клинтон в Армению пришлась на время, когда договоренность о прекращении огня, действующая с Азербайджаном, резко ослабла», а The New York Times порекомендовала госсекретарю пообещать сторонам содействие в прекращении конфронтации. О том, как эти рекомендации будут реализовываться в «полевых условиях», мы узнаем весьма скоро, и что-то подсказывает, что сводки с армяно-азербайджанской и карабахско-азербайджанской границы менее тревожными не станут…
В ходе итоговой пресс-конференции в Ереване госсекретарь вернулась к вопросу о связи между армяно-турецким «процессом» и нагорно-карабахским, вновь взявшись настаивать на отсутствии таковой. Данный тезис, как известно, активно оспаривается не только турецкими, но и влиятельными американскими политологами, однако за неимением более содержательных тезисов, которые можно было бы предложить широкой публике, очевидно, приходится довольствоваться этим.
В Грузии, находящейся в преддверии очередного парламентско-президентского избирательного цикла, Хиллари Клинтон приняла участие в ряде официальных мероприятий, не забыв встретиться с представителями гражданского общества и оппонентами уходящего в 2013 году президента Саакашвили. Открыв в Батуми заседание двусторонней комиссии по стратегическому партнёрству, она произнесла все положенные фразы, а ведающий Евразией внешнеполитический чиновник Эрик Рубин в интервью телекомпании «Рустави-2» в Вашингтоне назвал визит Клинтон в Грузию «очень важным». Он добавил, что предметом переговоров главы внешнеполитического ведомства США в Батуми станут «вопросы сотрудничества двух стран в сфере экономики, политики и безопасности». По словам грузинского посла в Вашингтоне Темури Якобашвили, в ходе визита также предполагается «детально рассмотреть все вопросы, касающиеся безопасности страны, подготовки соглашения о режиме свободной торговли, а также ряд других важных вопросов сотрудничества двух стран».
Однако политику «двойного участия» (1) никто не отменял, и она по-прежнему является эффективным инструментом реализации внешнеполитического курса США даже в тех государствах, где у них, казалось бы, «всё схвачено». И хотя встреча заокеанской гостьи с Бидзиной Иванишвили так и не состоялась (его заменили соратники по коалиции), встреча с представителями официально зарегистрированных грузинских властей состоялась. По ее итогам лидер «Новых правых» обнадеженно сообщил, что высокая гостья признала наличие проблем со свободой прессы и использованием административного ресурса, а представитель «Грузинской мечты» Давид Усупашвили сослался на её обещание организовать соответствующий мониторинг в предвыборный и выборный периоды (2). Как известно, все мало-мальски значимые политические силы страны находятся под плотной опекой американских структур, лишним подтверждением чему является появление бравых афроамериканских секьюрити в охране миллиардера и лидера «Грузинской мечты» (3).
Если искать в порядке посещения южнокавказских столиц определенный символизм, то можно сделать вывод о важной роли, которую Вашингтон отводит Азербайджану. Встречи Хиллари Клинтон в Баку проходили на фоне резкого охлаждения ирано-азербайджанских отношений. Баку становится важным партнёром Вашингтона в кавказско-каспийском регионе, и здесь сложно не согласиться с Александром Князевым, выделяющим очевидно провоцирующую роль массированно милитаризирующейся небольшой каспийской республики: «Вряд ли это исключительно собственная инициатива Баку – слишком уж гениально вписывается гипотетический пока ирано-азербайджанский военный конфликт в общую парадигму перестройки Ближнего и Среднего Востока, активно реализуемую США и их союзниками» (4). А если вспомнить недавний визит в Баку министра иностранных дел Израиля А. Либермана – то картина становится еще более тревожной.
Кроме того, роль Азербайджана для афганской логистики Североатлантического альянса по мере нарастания проблем с Пакистаном существенно возрастает. По некоторым оценкам, сейчас через азербайджанскую территорию проходит уже около 30 процентов натовских грузов. Страна, омываемая с востока Каспийским морем, имеет для США как самостоятельное значение, так и в качестве стратегической связки с Центральной Азией, где повышенное внимание уделяется обретению опорных пунктов в Кыргызстане, Таджикистане, а также в Казахстане.
Азербайджан представляется, пожалуй, самым скрытным из прикаспийских государств в вопросе своих военно-морских сил, отмечает Джошуа Кучера. Недавняя закупка израильских противокорабельных ракет выдает намерение подойти со всей серьезностью к вопросу укрепления своей обороноспособности на море. При этом США играют значительную роль в укреплении азербайджанских военно-морских сил, передав республике несколько патрульных катеров и обучая сотрудников военно-морских спецподразделений при участии небезызвестной фирмы «Блэкуотер». Из дипломатических документов Wikileaks следует, что Вашингтон неоднократно призывал Азербайджан наращивать свои ВМС, в частности, в плане осуществления наблюдения в своем секторе Каспийского моря (5). Государственный департамент США рассматривает возможности передачи соответствующего оборудования, а возможно, и других видов вооружений (6). В случае реализации давней мечты об учреждении в Актау военно-морской базы США всё это создаст не только на Каспии, но и на Кавказе принципиально новую ситуацию.
Интересен и прогноз господина Коэна, согласно которому в Баку помимо обсуждения традиционных «развития демократии, установления законности, обеспечения прав и свобод человека» Хиллари Клинтон может предложить содействие США в реализации антитеррористической программы, что будет предусматривать специальные тренинги для спецслужб Азербайджана. Как известно, «борьба с терроризмом» по-американски может носить весьма специфический характер, о чем прекрасно известно, например, в Центральной Азии, - так что соседям Азербайджана в случае реализации подобных программ придется на них соответствующим образом реагировать. Это, разумеется, не прибавит стабильности на южных рубежах России, что прекрасно вписывается в стратегию «управляемого хаоса», при помощи которой США, используя политическую, социально-экономическую, этноконфессиональную нестабильность, намерены не допустить формирования в Евразии мощного неподконтрольного им блока государств.
Вопросы «борьбы с терроризмом» заняли внимание госпожи Клинтон в Турции, где 7 июня открылся помпезный международный форум, сопредседателями которого стали как раз Вашингтон и Анкара. Как две страны «борются с терроризмом» (при логистическом содействии Грузии), мы предметно наблюдаем в Сирии, и существует мало сомнений, что в ближайшее время «борьба» будет продолжена до полной победы коллективной «Аль-Каиды» - что, кстати, не сулит ничего хорошего, прежде всего, самой Турции...
* * *
По мнению экспертов The New York Times, возвращение Владимира Путина в кресло президента России способно осложнить и без того непростую ситуацию в Закавказье – российский лидер, дескать, стремится увеличить российское влияние на постсоветском пространстве в ущерб НАТО и Европейскому союзу. Раскачивание ситуации вокруг Нагорного Карабаха вместе с новой ролью Грузии на Кавказе может рассматриваться в качестве эффективного средства давления на Россию и Иран (7). Чем дальше, тем больше постсоветское пространство становится экспансией США, намеренных во что бы то ни стало дезавуировать евразийский вектор российской политики. В этой связи наличие и эффективное функционирование альтернативных форматов безопасности, эффективно действующих союзов (с участием России в качестве важного игрока) имеет определяющее значение.
(1) «Политика двойного участия США» в России // https://www.fondsk.ru/news/2012/01/21/politika-dvojnogo-uchastija-usa-v…
(2) Партнерство водоизмещением в один катер // http://www.kommersant.ru/doc-y/1952352
(3) რას მოასწავებს ივანიშვილთან ამერიკელი მცველების გამოჩენა? // http://geurasia.org/movlena-komentari/ivanishvilis-amerikeli-mcvelebi/
(4) Князев А. Ирано-азербайджанский конфликтный узел // Независимая Газета. 2012. - 4 июня.
(5) Кучера Д. Азербайджан: "Евровидение" и гонка вооружений на Каспии // http://russian.eurasianet.org/node/59367
(6) Joshua Kucera. Proposed Military Sale To Azerbaijan Raises Controversy In Washington // http://www.eurasianet.org/node/65489
(7) Подробнее см.: Виктор Якубян. Предвоенная ситуация в Карабахе: спусковой крючок запустят к октябрю 2012 года? // http://regnum.ru/news/polit/1539684.html