18 июля 2012 г. в результате террористического акта в Дамаске в здании Министерства национальной безопасности Сирии, расположенного напротив посольства США, погиб ряд высокопоставленных военных и представителей сирийского руководства. Среди погибших министр обороны страны, его заместитель, министр внутренних дел и глава военной разведки — зять Башара Асада, в критическом состоянии в больнице находится министр иностранных дел Сирии Валид Муалем и глава внутренней разведки. Исполнитель теракта, террорист-смертник, являясь сотрудником службы безопасности министерства обороны, сумел пронести взрывное устройство и привести его в действие в кабинете, где проходило совещание руководства страны с главами силовых ведомств.
Ответственность за теракт взяли на себя две вооруженные группировки – так называемая «сирийская свободная армия» и исламистские «бригады Аллаха». Представители зарубежной оппозиции из Сирийского национального совета (СНС), базирующегося в Стамбуле, одобрили и приветствовали это зловещее убийство. Здесь необходимо заметить, что во время визита в Москву 10-11 июля делегации сирийской оппозиции (СНС во главе с его председателем Абдель Басетом Сидом и «Свободная трибуна Сирии», созданная в Каире в 2011 г. и возглавляемая Мишелем Кило), представители СНС, с одной стороны, признавали Женевские договоренности, с другой стороны, заявляли о «нелигитимности режима, необходимости его свержения». Судя по всему, единственной целью их визита и бесед в Москве (автор этих строк участвовал в одной из них) являлось убедить российскую сторону изменить свою позицию, то есть поддержать сирийскую зарубежную оппозицию в ее действиях по свержению сирийского руководства. Причем представители СНС официально подтвердили, что СНС «координирует свои действия с сирийской свободной армией», что означает прямое соучастие в терроризме.
Гибель ряда руководителей силовых структур и членов правительства стала для Сирии ощутимым ударом. Тем не менее эта террористическая акция не дестабилизировала режим, не вызвала паники и раскола в силовых структурах, на что рассчитывали её организаторы. Сразу после теракта в Дамаске в ряде зарубежных СМИ (как всегда, первыми были Аль-Джазира и Аль-Арабийя) появилась дезинформация об отъезде Башара Асада в порт Латакия и массовом переходе военнослужащих сирийской армии на сторону «повстанцев». Назначенный указом президента новый министр обороны Сирии генерал Фахд Джасим Аль-Фаридж в своем первом выступлении заявил, однако, что «армия очистит страну от остатков бандформирований». Действительно, в последние недели сирийские вооруженные силы ликвидировали проникших в пригороды Дамаска боевиков, а также провели ряд успешных операций против антиправительственных группировок в районе г. Хама и в районах пограничных с Ираком, Ливаном и Турцией, в результате чего были уничтожены сотни боевиков.
Что касается реакции стран Запада на террористичекий акт в Дамаске, то она была вполне в духе проводимой ими политики. Осудив в общих словах терроризм, министры иностранных дел Англии, Франции, Италии вновь возложили ответственность за обострение ситуации в Сирии на сирийское руководство и заявили, что «решением сирийского кризиса будет уход Башара Асада». Министр обороны США Леон Панетта даже призвал «мировое сообщество действовать сообща и решительно, чтобы положить конец кризису в Сирии». В то же время надо отметить достаточно взвешенное и объективное заявление главы наблюдателей ООН в Сирии генерала Муда, который осудил «теракт против правительства Сирии» и призвал «обе стороны прекратить насилие и сесть за стол переговоров». Представитель МИД России резко осудил теракт в Дамаске, выразил соболезнование семьям погибших и заявил, что «ответственные за него должны понести заслуженное наказание». Президент России в телефонном разговоре с президентом США также осудил террористические действия в Сирии, причем оба президента высказали необходимость соблюдать Женевские договоренности. Симптоматично и подтверждение приверженности Женевским договоренностям премьер-министром Турции Р. Т. Эрдоганом во время переговоров в Москве с президентом РФ несколько дней назад. Ранее Турция заявляла о возможности военной интервенции в Сирии.
Российская позиция по недопущению иностранного вооруженного вмешательства в Сирии была подтверждена в ходе голосования в СБ ООН 19 июля по проекту резолюции, предложенному Англией и предполагавшему наложение санкций на сирийское руководство с возможностью иностранной интервенции в Сирии на основании статьи 7 Устава ООН. Россия и Китай наложили на этот проект вето. На следующем заседании была принята резолюция, являющаяся компромиссом между английским и российским проектами, призывающая обе стороны конфликта прекратить насилие и продлевающая на месяц полномочия наблюдателей ООН в Сирии. В качестве позитивного фактора в объективном освещении сирийского кризиса необходимо отметить работу некоторых российских СМИ в Сирии. Здесь выделяется интервью корреспондента «Вестей» А. Поповой с сирийскими гражданами, свидетелями преступлений боевиков «свободной сирийской армии» в районе г. Хама, которые, расстреляв часть членов семей, принуждали жителей деревни под угрозой расстрела всех родственников, стрелять в солдат, расположенного поблизости блок-поста сирийской армии. Этот репортаж как важное свидетельство о реальной обстановке в Сирии отметил в своей пресс-конференции министр иностранных дел РФ С. Лавров.
Террористическая акция в Дамаске 18 июля знаменует собой начало нового этапа развития сирийского кризиса. Антиправительственные вооруженные группировки, взявшие на себя ответственность за этот акт терроризма, в частности «сирийская свободная армия» и солидаризировавшийся с ней Сирийский национальный совет (СНС), по существу еще раз показали, что они отвергают любой диалог с властями, а также все международные договоренности – план Кофи Аннана и Женевские соглашения. Данный теракт, как и многочисленные предыдущие террористические акции этой части зарубежной оппозиции, подтверждают, что ее главной целью является свержение и даже физическое уничтожение нынешнего руководства Сирии. Других целей и задач у этих «борцов с режимом» нет. То есть какой бы то ни было диалог между сирийским руководством и данными группировками, тем более создание переходного руководящего органа с участием этой оппозиции становятся невозможными. Отношение к организациям, прибегающим к методам террора, может быть только одним – либо они должны прекратить террор и сложить оружие, либо их члены должны быть физически ликвидированы. Примеров борьбы государства с терроризмом достаточно. Это – подавление «Красных бригад» в 1960-70-е гг. в Италии, баскской ЭТА в Испании в 1980-1990-е гг., «Вооруженных исламских групп» во Франции в 1990-е гг., «Исламского фронта спасения» и «Вооруженных исламских групп» в Алжире в 1990-2000-е гг. и «Аль-Каиды исламского Магриба», борьба с которой продолжается в Алжире до настоящего времени. Тем не менее сама идея диалога сирийских властей с оппозицией остается на повестке дня. Однако речь должна идти о не участвующих в террористических акциях группировках, каковыми являются, например, движение «Координационный совет», «Свободная трибуна Сирии» и ряд других.
Позиция Москвы, которая заключается в недопущении иностранного военного вмешательства в Сирии и приглашении к диалогу между сирийскими властями и конструктивной частью оппозиции, представляется наиболее перспективной. Такая позиция учитывает и интересы и сирийского народа, и самой России, ибо альтернативой нынешнему сирийскому руководству является расчленение Сирии по этно-конфессиональному признаку, приход к власти радикальных исламистов с использованием ими сирийского военного арсенала против России, дестабилизация региона, вмешательство соседних стран и, возможно, большая война с участием Ирана, Израиля и Турции.
Активизация внешней политики России и усиление российского военно-политического присутствия в Сирии приобретают принципиальное значение. Здесь могут рассматриваться расширение объекта российского ВМФ в г. Тартусе, превращение его в полноценную военно-морскую базу и, возможно, пункт постоянного базирования российского флота не только в Сирии, но и во всём Средиземноморье. И не нужно бояться криков, которые раздадутся по этому поводу на Западе. США имеют многочисленные военные базы за тысячи километров от своей территории и называют их оплотом демократии. Речь не идет о начале новой холодной войны, а о защите национальных интересов России. В свете учащения фактов агрессии в политике Запада (агрессия против Югославии, Ирака, интервенции в Кот Д’Ивуаре, Ливии) Россия сможет обеспечить свою безопасность и сорвать замыслы «российской весны», лишь поддерживая свой геополитический статус укреплением свого военно-экономического потенциала.