День начала национального восстания - одна из самых знаменательных дат в истории Кубы. Утром 26 июля 1953 года отряд революционеров, возглавляемый Фиделем Кастро, штурмовал казармы Монкада в городе Сантьяго-де-Куба. Первая атака на диктатуру Фульхенсио Батисты не удалась, но сигнал к борьбе против антинародного режима был дан.
Через несколько лет небольшая группа патриотов во главе с Команданте Фиделем начала действовать в горах Сьерра-Маэстра. Партизанская война завершилась триумфальным вступлением повстанцев в Гавану 1 января 1959 года. Батиста сбежал в Соединённые Штаты, прихватив с собою чемоданы, набитые долларами и золотом. На многотысячном митинге народ приветствовал героев. Атмосфера праздника, однако, не помешала тогда Фиделю Кастро точно оценить дальнейшие перспективы, предупредить, что «будущее не станет лёгкой прогулкой»: «Наш триумф не означает немедленного решения всех проблем Кубы. Мы только завоевали право начать».
Особенностью кубинской революции было то, что её руководство, несмотря на отдельные тактические ошибки и просчёты, никогда не жертвовало стратегическими интересами страны, национальной независимостью и суверенитетом. Сколько было и есть примеров, когда правители для сохранения привилегий и властных полномочий, вопреки высшим интересам своих стран, вступали в сговор с «мировой закулисой». Фидель и его соратники не допускали такой возможности даже в самые тяжёлые периоды для революции. Социалистическая Куба долгие годы была единственной страной Латинской Америки, которая говорила своим голосом, отстаивала национальные и общие латиноамериканские интересы без оглядки на Империю, её карательно-репрессивный аппарат.
Экономическая блокада острова, организованная Вашингтоном, должна была стать показательной расправой с «коммунистическим режимом», побудить народ к голодным бунтам, подстегнуть контрреволюцию. Не вышло. Команда Фиделя выстояла, кубинцы в большинстве своём поддержали курс на экономию ресурсов, затягивание поясов, пресечение подрывных акций со стороны платной агентуры Миссии интересов США в Гаване. Различные НПО пытались раскачать обстановку, устраивали показательно-демонстративные протестные акции, распространяли клеветнические слухи о кубинском руководстве (один из них, о 40 миллиардах долларов на счетах Фиделя в Швейцарии, тиражировался особо настойчиво). «Завоевать улицу» диссидентам не удалось. Кубинцы дали им отпор без каких-либо указаний сверху. Объяснение такой консолидации народной поддержки политологи дают простое: кубинская революция имеет национальные корни, направлена на улучшение жизни народа, предоставления ему благ, необходимых для всестороннего развития, реализации возможностей людей, уверенности в завтрашнем дне для себя и для детей. Именно по этой причине государство не жалеет средств на бесплатное здравоохранение и образование.
Развал Советского Союза, распад социалистического лагеря Куба пережила с огромным ущербом для своего прежде стабильного поступательного развития. Враги кубинской революции предсказывали скорый крах «режима Кастро», в нетерпеливом ожидании «общенародного восстания» раздували разрозненные эпизоды недовольства кубинцев в отношении той чиновничьей прослойки, которая саботировала программу действий, направленных на выживание социализма на острове. Не могу не вспомнить некоторых коллег-журналистов, которые в советское время ездили в командировки на Кубу, писали панегирики на темы успешного строительства социализма, а потом, в условиях резкой смены эпох, с необычайной легкостью «перестроились» и, подстраиваясь под западных профессионалов антикоммунизма, стали обличать «ужасы диктатуры Кастро». Что ж, музыку им заказывали те, кто им платил. Без каких-либо оглядок на богатую историю взаимоотношений Кубы и СССР ельцинское руководство свернуло торгово-экономические отношения с Гаваной, свело к минимуму связи в культурной и научной сфере. Затем в 2001 г. была закрыта российская станция радиоэлектронного контроля в Лурдесе. Ещё один безответный «жест доброй воли» в отношении североамериканского партнёра, и, безусловно, оскорбительное решение для кубинцев, поскольку оно было принято в одностороннем порядке.
Сегодня кубинское руководство тщательно выверяет государственную политику внутри страны и на международной арене. Ни при каких условиях не будет отказа от выбора, сделанного в первые годы после революции, – социализма. В том, что страна нуждается в усовершенствовании, модернизации, реалистичном отношении к материально-финансовым ресурсам, - никто в рядах Компартии Кубы не сомневается. «Надо жить по средствам» - это один из главных лозунгов на сегодняшний день. Перспектива введения многопартийной системы обсуждению не подлежит, и не только потому, что в Конституции зафиксировано положение о Компартии как единственной руководящей политической организации, но и потому, что любой другой вариант в условиях непрекращающегося шантажа и давления со стороны США поставит под угрозу независимость и суверенитет страны.
Мировой финансово-экономический кризис в комбинации с экономической блокадой США заметно отразился на Кубе. Особенно на её финансовом положении, на проблемах с ликвидностью. Если раньше за тонну никеля, ведущего экспортного продукта страны, платили 50-54 тысячи долларов, то сейчас - не более 6-7 тысяч. Заметно упала цена на сахар, снизились объемы продаж рома и табака. На Кубу приезжает всё больше туристов, но доходность этой сферы услуг растёт медленно. Чтобы обеспечить занятость производительного населения, правительство предприняло ряд мер (например, выдачу кредитов из бюджета) с целью создания кооперативов, развития частного сектора. Сняты запреты на продажу недвижимости и автомобилей. Принципиальным вопросом для кубинского руководства является недопущение концентрации собственности в одних руках. Угроза возникновения местных «олигархов» и вместе с ними разрушительных антисоциалистических тенденций рассматривается как вполне вероятная, если не будет жёсткого государственного и общественного контроля.
Под бременем финансово-экономических проблем Куба вынуждена отказаться от многих программ солидарности с зарубежными странами. Десятки тысяч кубинских врачей трудились в Латинской Америке, Азии и Африке. Только в рамках «Mision Milagros» (Миссии «Чудо») было сделано более двух миллионов операций по восстановлению зрения. В кубинских санаториях и пансионатах в рамках «Чернобыльской программы» проходили оздоровление украинские дети. За полтора десятилетия в медицинских институтах Кубы было подготовлено 15 тысяч врачей, в основном из развивающихся стран. Даже сейчас на острове без какой-либо оплаты получают высшее образование почти 40 тысяч иностранцев. Переход на коммерческую основу в осуществлении «миссий» и подготовки специалистов - вынужденная мера ещё и потому, что западная пропаганда внушает кубинцам: «Это делается за ваш счёт».
Президент Рауль Кастро осуществляет модернизацию страны, как он сам говорит, «без спешки, но без остановки». Постепенно омолаживается правительство, растёт частный сектор в сфере обслуживания, фермеры получают земельные участки, уходят в прошлое ограничения «специального периода» 90-х годов, завершается переход на единую внутреннюю валюту и т.д. Союзнические отношения с Венесуэлой обеспечили Кубе энергетическую безопасность. Кубинское руководство не осталось в долгу: на работу в Венесуэлу прибыло не менее 25 тысяч врачей, учителей для ликвидации неграмотности, спортивных инструкторов. Проамериканские СМИ Венесуэлы подняли шум: Уго Чавес «кубанизирует» венесуэльские вооружённые силы и разведку, потому что под учителей и врачей «маскируются» военные советники и разведчики. Эти фальшивки развалились сами по себе. Боливарианское правительство никогда не препятствовало максимальной гласности в СМИ и доказательств «кубинской инфильтрации» в государственные органы Венесуэлы просто нет.
Политика США по изоляции Кубы на международной арене давно и бесславно провалилась. Доказательство этому - результаты ежегодного голосования в ООН по вопросу прекращения экономической блокады США. Фактически только США и Израиль голосуют «против». Гавана является активным членом большинства региональных организаций Западного полушария. Восстановление членства в Организации американских государств (ОАГ) кубинцы отвергают в силу того, что она ни разу не приняла конкретных решений в защиту интересов Кубы. Вторая причина – недееспособность ОАГ из-за удушающего контроля США. Гавана успешно развивает взаимовыгодные отношения со странами латиноамериканских блоков CELAC, UNASUR, Mercosur, ALBA. Для Кубы на первом месте в сфере экономической интеграции стоит ALBA, которая является новой экономической моделью сотрудничества. Она не преследует сугубо коммерческих целей, но даёт простор для эффективного экономического взаимодействия. Самое масштабное сотрудничество в рамках этого блока осуществляется с Венесуэлой.
На двусторонней основе успешно развиваются многовекторные связи Кубы с Китаем, который использует остров в качестве своего опорного пункта для экспансии в Карибском бассейне, с Вьетнамом и другими странами. В середине июля с.г. Рауль Кастро, завершая серию международных визитов, посетил Москву. В. Путин тепло отозвался о Кубе, давнем и традиционном друге и партнёре, просил Рауля передать «наилучшие пожелания» Фиделю… «Были разные периоды в наших отношениях, - сказал президент России. - Сегодня они становятся более прагматичными, но тем не менее всё, что накоплено за предыдущие годы, – это наше достояние». В ходе переговоров были затронуты темы увеличения и диверсификации товарооборота, сотрудничества в сфере энергетики, продвижению ключевых проектов в транспорте, космосе, фармацевтике, телекоммуникациях. Обсуждалась перспектива создания совместных предприятий. Кубинский лидер встретился также с премьер-министром Дмитрием Медведевым. По сообщению агентства «Франс-Пресс», помимо вопросов торгово-экономического характера Рауль Кастро проявил заинтересованность в новых военных соглашениях с Россией, которые позволили бы Кубе модернизировать её танковые войска и подводный флот.
В отчётах о пребывании кубинцев в Москве сообщалось, что Рауль Кастро и члены делегации посетили мавзолей Ленина, «великого мыслителя и революционного лидера», а также некрополь у Кремлёвской стены. Кубинские гости никогда не скрывали своего уважения к советской истории и к её деятелям.