Грандиозный скандал, связанный с обнародованием кадров пыток заключенных в Глданской тюрьме № 8, поразивший Грузию прямо перед парламентскими выборами, назначенными на 1 октября, ещё раз показал, что спокойный избирательный процесс в этой стране – явление в её новейшей истории небывалое. Съемку скрытой камерой, ставшую причиной скандала, вёл инспектор-надзиратель исправительного учреждения Владимир Бедукадзе, своевременно сбежавший затем в Брюссель. По его утверждению, пытки проводились с ведома главы МВД Грузии Бачо Ахалая и министра по исполнению наказаний Хатуны Калмахелидзе.
Уже через час после того, как кадры пыток были показаны по телевидению, правозащитники и родственники заключенных собрались у тюрьмы N 8, а затем перекрыли в центре Тбилиси проспект Мераба Коставы, требуя отставки министра по исполнению наказаний, главного прокурора и министра внутренних дел. Акции протеста прокатились и по другим городам Грузии. На острие противостояния власть - оппозиция поднялся шквал взаимных обвинений. Оппозиционная коалиция, возглавляемая Б. Иванишвили, уже пытается использовать широкое общественное возмущение к собственной выгоде.
Действующая власть постаралась сразу найти во всём происходящем «оппозиционный след». Так, по версии главного прокурора Грузии Муртаза Зоделавы, главный разоблачитель Владимир Бедукадзе, объявленный в розыск, организовывал не только съемки, но и сами пытки «за вознаграждение от третьих лиц». В качестве «связующего звена» – посредника между сотрудниками тюрьмы, пытавшими осужденных, и «третьими лицами», якобы заплатившими за это, – прокурор назвал заключенного той же тюрьмы, бывшего генерала МВД Тамаза Тамазашвили, которого считают соратником Бидзины Иванишвили. (1) Б.Иванишвили в ответ на это заявил, что поставит на «ноги всю мировую общественность, чтобы они (власти) не причинили никакого вреда Т.Тамазашвили». (2) Версии властей верят плохо, и это играет на руку «Грузинской мечте» во главе с Б. Иванишвили.
Наиболее экстравагантную версию выдвинула партия грузинских лейбористов, связав воедино М.Саакашвили и Б.Иванишвили. 20 сентября на брифинге идеологический секретарь Лейбористской партии Каха Дзагания заявил, что ужасные преступления, творившиеся в стенах тюрьмы, совершал подчиняющийся Саакашвили спецназ, а финансировал всё это криминальный олигарх Бидзина Иванишвили. «Более того, после каждого разгона митинга, который совершала эта группа, премии им выдавались из банка Иванишвили «Карту». Еще раз категорически требуем от миллиардера опубликовать список тех лиц, которые пытали людей, по фактам, имеющимся у его банка, чтобы в будущем никто не осмелился совершить подобное преступление».(3)
Наряду с другими версиями происходящего, имеет хождение и версия о борьбе в правящей группировке. Известно, что команда М.Саакашвили давно уже не монолит, в ней исподволь идёт схватка за влияние. Ранее эти подковерные игры в коридорах власти имели сложный характер, тут была борьба и за фавор, и за деньги, и за обладание административным ресурсом. Ныне, когда президентский срок М.Саакашвили подходит к концу, зревшие в недрах партии власти противоречия начали выходить на поверхность. О том, что в грузинской пенитенциарной системе с правами человека не всё гладко, известно широко. Если учесть, что систему исполнения наказаний длительное время курировал Б. Ахалая, о чьих противоречиях с В. Мерабишвили давно ходят слухи, то можно, конечно, сказать, что удар нанесен по амбициозному министру внутренних дел – не всем нравится, что Ахалая стал быстро подниматься по служебной лестнице. Однако только ли принадлежностью к когорте «розовых» революционеров это объясняется? Вспомним, как стремительно был «сломан» И. Окруашвили, отличавшийся не менее «крутым» нравом. Не так важно, произошло ли это в результате истязаний или под влиянием психотропных веществ, – важно, что «задание» было выполнено в рекордно короткие сроки. И выполнено, по слухам, самим Б. Ахалая (косвенно на это указывает поведение И. Окруашвили, когда последний во Франции дважды за день избил брата Б. Ахалая – Дато Ахалая).
То, что отнюдь не все представители власти хотели отставки Ахалая с поста министра внутренних дел, показывают и заявления некоторых из них. Депутат от парламентского большинства Нугзар Циклаури за несколько часов до громкой отставки говорил: «Абсолютно не думаю, что речь должна идти об ответственности министра внутренних дел Бачо Ахалая. Для меня разговоры об этом - совершенно неприемлемая политическая спекуляция, как и многое другое, что исходит в последние дни от оппозиции… Считаю, что ставить вопрос об ответственности Калмахелидзе правомерно, но к Ахалая это не имеет никакого отношения. Если не ошибаюсь, Бачо Ахалая с 2007 года вообще не работает в этой системе. Он работал в системе обороны, потом на протяжении лет работал министром. Его работа в министерстве обороны получила весьма положительную оценку в США и Европе, его там оценили как очень прогрессивного реформатора, и сейчас ставить вопрос о его пребывании на посту министра внутренних дел - это неприглядная попытка ослабления власти». (4)
И всё же спустя всего несколько часов после этого выступления Нугзара Циклаури, вслед за возбуждением ряда уголовных дел, отставкой Хатуны Калмахелидзе к вечеру 20 сентября Бачо Ахалая подал в отставку. В его заявлении об отставке говорилось: «Я как гражданин нашей страны потрясен тем преступлением, которое выявлено в Гладнской тюрьме № 8. Несмотря на то, что я уже на протяжении ряда лет не руковожу системой по исполнению наказаний, некоторые должностные лица, которые были обязаны не допускать подобных возмутительных фактов, начали работу еще при моем руководстве. Исходя из этого, я чувствую моральную и политическую ответственность в связи с тем, что мы не смогли пресечь эту ужасную практику. Поэтому я обращаюсь к президенту с заявлением об отставке». (5). В тот же день, 20 сентября, руководитель грузинского союза журналистов «Объектив» Ирма Инашвили, находящаяся в Бельгии, сообщила, что показанные в эфире оппозиционных телеканалов видеозаписи издевательств над заключенными в Глданской тюрьме в Тбилиси ей передали от имени премьер-министра Вано Мерабишвили. «Этот скандальный видеоматериал продолжительностью полтора часа мне передал в Тбилиси от имени премьер-министра Вано Мерабишвили один бывший высокопоставленный чиновник». (6)
Какая бы версия ни подтвердилась, ясно одно: за несколько дней до выборов власти попали в исключительно сложное положение. На волне всеобщего возмущения М. Саакашвили уже избавился от ряда неудобных людей, но рейтинг правящего «Единого национального движения» повышать поздно. Как отмечает Рамаз Сакварелидзе, «этот факт окажет большое влияние на предвыборную кампанию «Национального движения», так как трудно представить, что человек проголосует за ту партию, которая соучаствовала в пытках людей». (7) Впрочем, из истории проведения выборов в Грузии мы знаем, что нынешняя власть крепко держит в руках административный ресурс – и итоги голосования снова могут не совпасть с ожиданиями населения.
На «Глданском изломе» предвыборная борьба в Грузии обострилась до предела, а ситуация, которая может сложиться после выборов, стала вконец туманной. Грузинский «маяк демократии» светит всё более тусклым светом…
(1) http://www.kommersant.ru/doc/2025957.
(2) http://pda.rbc.ru/newsline/20120919105139.shtml.
(3) http://www.apsny.ge/2012/conf/1348188709.php.
(4) http://www.rus.ghn.ge/news-23142.html.
(5) http://www.rus.ghn.ge/news-23151.html.
(6) http://vz.ru/news/2012/9/20/599048.html.
(7) http://www.rus.ghn.ge/news-23105.html.