Последний раунд, или Спасает ли Обаму позиция по России?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Демократы заранее записывали состоявшийся 23 октября по европейскому времени в одном из флоридских университетов третий внешнеполитический раунд кандидатских дебатов себе в актив, полагая, что действующий президент легко сможет одержать на них победу. К этому их приводило то, что Обама гораздо более искушен в вопросах внешней политики, а Ромни уже наговорил немало такого, что, с одной стороны, обнаружило его недостаточную компетентность в международных делах, а с другой - несдержанность и склонность к конфронтации.

И все же в дискуссии кандидатов демократам позарез была нужна убедительная победа. Уж слишком близко Ромни за последние дни подобрался к Обаме в опросах общественного мнения. Замеры показывали, что их рейтинг практически сравнялся на среднем уровне примерно по 46-47%, а иногда даже с преимуществом в 1-2% у республиканца. И очень характерно распределилось спонсорство. Среди основных доноров Ромни преобладают финансовые корпорации, а у Обамы – компании, связанные с информационными технологиями. Получалось, что «большие деньги», сделавшие ставку на республиканцев, постепенно начали склонять чашу весов в свою пользу. Кажется, расчеты демократов в основном оправдались. Блиц-опрос, проведенный CNN, выявил, что победу в дебатах Обаме отдали 48% респондентов, а Ромни – только 40 %. (1)

Одно из главных направлений удара Обамы по Ромни пришлось на «российский фронт». Едва скрывая язвительную усмешку, президент заявил сопернику: «Губернатор, я рад, что Вы признаете «Аль-Каиду» угрозой, поскольку еще несколько месяцев назад вы считали самой большой геополитической угрозой для Америки Россию… но Вы, может быть, знаете, что холодная война закончилась более двадцати лет назад». (2) Ромни откровенно «повелся» на эту заготовленную атаку, притом что Обама, реагируя на его прежние заявления, уже неоднократно и не без успеха использовал указанную формулировку по поводу давно закончившейся холодной войны. Республиканцу было крайне неудобно отказываться от своих всем известных взглядов, тем более что президент осудил соперника еще и за постоянные метания и непоследовательность. В то же время настаивать на том, что Москва все ещё руководит «империей зла», в то время как большинство американцев подобный залежалый товар времен Рональда Рейгана покупать уже не хочет, стало затруднительно и для Ромни. Он откровенно заюлил и попытался оправдаться: «Когда я говорил о России, я имел в виду, что она является лишь геополитическим врагом, в то время как Иран и «Аль-Каида» — это враги с точки зрения национальной безопасности США». Обозначив, таким образом, новых «главных врагов», Ромни, однако, заявил, что не отказывается и от прежних утверждений: «Я, став президентом, не буду надевать розовые очки, размышляя о России и Владимире Путине. Я не будут обещать ему больше гибкости, он получит от меня только жесткость». При этом его конкретные обвинения в адрес Москвы свелись к тому, что она продолжает «вставлять палки в колеса» американцам при голосовании в Совете Безопасности ООН. То есть Ромни упорно не хочет замечать, что это не Россия посягает на «права Америки», а он сам подвергает сомнению суверенитет и свободу выбора другого государства. 

Такую же показную твердость Ромни попытался проявить в отношении Китая, заявив, что «в первый же день президентства обвинит Китай в манипулировании валютным курсом». Как будто Пекин регулярно не выслушивает исходящие из Америки обвинения подобного рода, от которых китайцам не холодно и не жарко, ибо прежняя взаимозависимость двух крупнейших экономик мира все чаще оборачивается зависимостью и уязвимостью самих Соединенных Штатов. Понимающий это Обама заметил, что его администрация уже предпринимает шаги для привлечения Китая к ответственности в рамках ВТО. Если знать, что по линии данной организации у Пекина законных претензий к Вашингтону ничуть не меньше (взять хотя бы последние шаги Белого дома по недопущению экспансии в Америку китайского монстра в области IT Хуавэй), то становится ясно, что ни у действующего президента, ни у претендента реальных рецептов по «обузданию» Китая нет. А ведь, отбросив риторику, американцы в своих аналитических разработках давно признают, что основным геополитическим конфликтом грядущих лет в мире явится именно борьба между китайским «Бегемотом» и американским «Левиафаном». И к этой борьбе, судя по всему, политическая элита США по-прежнему не готова. 

Конечно, может показаться странным, что действующий глава Белого дома в качестве главной геополитической угрозы Америке определил «Аль–Каиду» и международный терроризм. У этих «субъектов» всё-таки своя, особая – не геополитическая - природа. Однако довольно и того, что сомнительные лавры «главной угрозы» Обама категорически отказался примерять к России. Впрочем, обольщаться тут тоже не стоит - за годы правления администрации Обамы Россия превратилась в главный полигон апробации американцами современных технологий «мягкой», или «умной», силы на «не вполне дружественных территориях». Ставя на первое место среди геополитических угроз появление ядерного оружия у Ирана, Ромни даже более точен, хотя тут скорее следовало бы говорить об угрозах американским союзникам, чем непосредственно Соединенным Штатам. Существенно же то, что свои гневные филиппики по адресу России республиканский кандидат на сей раз хотя бы частично дезавуировал.

Что по-настоящему настораживает, так это позиция Ромни по Ирану. Отведя Тегерану роль главного врага Америки вместо России, республиканец сделал ряд далеко идущих заявлений. По его словам, он не только ни при каких условиях не допустит превращения Ирана в ядерное государство, но и привлечёт к суду президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада: «Если я стану президентом США, то сделаю так, чтобы Ахмадинежад был осужден согласно конвенции ООН о геноциде». Ромни также пообещал добиться того, «чтобы иранские дипломаты по всему миру стали изгоями, точно так же, как мы преследовали южноафриканских дипломатов в годы апартеида». То есть республиканец обнажил еще один «повод» к войне против Ирана. Надо сказать, в разглагольствованиях об осуждении Ахмадинежада за «геноцид» Митту Ромни принадлежит абсолютный приоритет в мировой политике. Столь откровенная фальшь в изобретении казус белли очень напоминает обвинения по поводу разработок ядерного оружия Ираком перед вторжением в эту страну, а также охоту на Саддама Хуссейна и Муаммара Каддафи. 

Интересно, откуда взялись у Ромни подобные идеи? Не удивлюсь, если их источник обнаружится, например, в Израиле. Республиканский кандидат, как мало кто до него в Америке, связал себя по рукам и ногам обязательствами перед Тель-Авивом. Вероятно, и позиция финансовой элиты США, поддерживающей Ромни и весьма чуткой к мнению израильского лобби в стране, предопределена тем же самым. И «прорывом» в президентской гонке, как полагают многие, республиканец обязан тем же самым кругам. Понимая это, во время дебатов Обама также не скупился на комплименты по адресу Израиля, назвав эту страну «настоящим другом Америки». Однако официальный Тель-Авив свой выбор в пользу Ромни уже обозначил. С учетом того, что в параллельно разворачивающейся подготовке к внеочередным парламентским выборам в Израиле, по опросам, уверенно лидирует лидер Ликуда, нынешний премьер-министр Б. Нетаньяху, не трудно представить, как эта «сладкая парочка» подведёт мир к большой войне на Ближнем Востоке. Если вдуматься в характер новых обвинений по адресу Ирана, то их особенностью является принципиальная невыполнимость. Можно, например, приостановить ядерную программу, но нельзя выдать действующего президента для суда чужому государству, и ни одна страна в мире по своей воле не признает за собой деликт геноцида. Постулируя данные тезисы, Ромни сознательно моделирует ситуацию, выход из которой возможен только с применением силы, хотя он и оговаривается, что военный удар по Ирану должен быть лишь крайней мерой. 

Пока трудно сказать, окажут ли внешнеполитические дебаты кандидатов в президенты США решающее воздействие на предпочтения американских избирателей. Всё же на первом месте для американцев остаются, как всегда, внутренние проблемы

Извлекут ли оба кандидата из состоявшегося спора необходимые уроки? Хотелось бы надеяться, что Обама в случае своей победы запомнит, что преимущество в заключительной дискуссии, а возможно, и во всей кампании ему принесло заявление о том, что холодная война с Россией закончилась 20 лет назад и Россия больше не является геополитическим врагом Америки. Однако эти слова понадобится подкреплять делами. Если же верх одержит Ромни, то есть шанс, что и у него отложится в памяти, как его «кавалерийская атака» на Россию едва не стоила ему места главы Белого дома. Митту Ромни придется понять, что время безраздельного господства США на мировой арене ушло безвозвратно и отношения с другими державами, в том числе с Россией, надо строить по-новому.

___________________________

(1) http://twitter.com/CNNPolitics/status/260580343353057280

(2) http://www.cfr.org/us-election-2012/presidential-debate-transcript-flor…