С 17 по 20 ноября президент США Барак Обама планирует официальный визит в три страны Юго-Восточной Азии - Таиланд, Мьянму (бывшую Бирму) и Камбоджу. Обама станет первым президентом США, посещающим Мьянму. Одновременно, как сообщил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, Евросоюз готовится предоставить Мьянме беспроцентный кредит в 100 млн. евро на цели развития. Чем объяснить такой рост интереса к государству, в котором еще недавно правила военная хунта?
* * *
До последнего времени Мьянма, эта бывшая британская колония, находилась в орбите интересов КНР. Китай очень зависит от поставок нефти, прежде всего, из стран Персидского залива и африканских государств. Индийский океан, через который идут эти поставки и в водах которого осуществляется до 50% контейнерных перевозок в мире и 70% перевозок нефтепродуктов, является зоной особого риска - именно в этом океане сосредоточена большая часть из 11 наиболее уязвимых на планете участков возможного перекрытия транзита углеводородов.
Энергетический фактор сыграл главную роль в разработке китайцами стратегии «Нить жемчуга». Сам термин изобрели американские эксперты из института Американских стратегических исследований. В 2006 году они опубликовали доклад «Нить жемчуга: решение проблемы растущей мощи Китая на азиатском побережье», в котором планы Китая по защите проложенного им маршрута рассматриваются как прямой вызов интересам США в регионе. Смысл стратегии Китая состоит в том, чтобы создать сеть опорных пунктов в виде военно-морских и военно-воздушных баз или дружественных портов, которые тянутся от китайского острова Хайнань на востоке до пакистанского порта Гвадар на западе и предназначены для обеспечения безопасности и бесперебойных поставок нефти в КНР.
Из Персидского залива и Африки по Индийскому океану, через подверженный пиратским нападениям узкий Малаккский пролив, который контролируется вооруженными силами США и его региональными союзниками, в КНР доставляется более 85% нефти и нефтепродуктов, нужных этой стране. В июне 2011 года по инициативе Вашингтона флоты США, Филиппин, Сингапура, Малайзии, Таиланда, Индонезии и Брунея провели в акватории Малаккского пролива совместные военные учения «ЮВА: сотрудничество и обучение». Пекин не мог не увидеть в этих действиях стремления поставить под контроль морские коммуникации, по которым в Поднебесную поставляются энергоресурсы и прочее сырье.
Здесь отчётливо проступает геостратегическое значение Мьянмы, ведь закрепление позиций в этой стране обеспечивает Китаю доступ к одному из стратегически важнейших морских путей в мире — Малаккскому проливу. И Пекин делает всё, чтобы поддерживать с Мьянмой самые тесные отношения. В мае 2011 года президент Мьянмы Тейн Сейн в ходе официального визита в Пекин договорился с китайским руководством о повышении статуса межгосударственных отношений до уровня «всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства». КНР активно развивает военное сотрудничество с Мьянмой, проводит модернизацию морских баз на территории этой страны, строит здесь свои военно-морские пункты базирования, выступая гарантом безопасности своего южного соседа. В частности, китайцы строят радиолокационные станции и станции для ремонта и дозаправки своих подводных лодок. На островах Коко китайские инженеры построили радарную систему электронного слежения за прохождением судов через Малаккский пролив и морскими маневрами.
КНР, будучи главным торговым партнером Мьянмы (товарооборот между двумя странами составляет примерно 5,2-5,3 млрд. долл. в год), вкладывает огромные средства в экономику южного соседа (общий объем китайских инвестиций достигает 15,9 млрд. долл.). Китай участвует в реализации значимых инфраструктурных проектов в Мьянме, особенно в сфере энергетики. Мьянма занимает десятое место в мире по запасам природного газа (2,5 трлн. куб. м, из них 510 млрд. куб. м подтвержденные запасы). Запасы нефти в Мьянме составляют примерно 3,2 млрд. баррелей.
Китайские компании осваивают рынок энергоресурсов Мьянмы с 2004 года. В 2007 году Пекин подписал крупный контракт на добычу природного газа на шельфе Мьянмы. В марте 2009 года между двумя странами было подписано соглашение о строительстве трубопроводов общей стоимостью 2,5 млрд. долл. Нефтепровод длиной 2 380 км и газопровод длиной 2 806 км берет начало в мьянманском городе Кьяукпью и тянется в юго-западные провинции Китая.
Наконец, Мьянма является одним из крупных районов добычи драгоценных камней - сапфиров, рубинов и алмазов. Здесь добываются также золото, редкоземельные металлы, жемчуг, нефрит.
Всё это приходится рассматривать сегодня в свете широковещательных заявлений Вашингтона о «возвращении» США в Азиатско-Тихоокеанский регион – по крайней мере, с тех пор, как в ноябре 2011 года госсекретарь США Хиллари Клинтон опубликовала в журнале Foreign Policy программную статью «Азиатско-Тихоокеанский век Америки».
В Вашингтоне предполагают, что Мьянма – слабое звено в китайской политике в Юго-Восточной Азии. После первых за двадцать с лишним лет парламентских выборов в Мьянме в ноябре 2010 года на смену военному режиму в стране пришло полугражданское правительство (в его состав, кстати, вошло немало представителей прежней хунты). И уже в первых числах декабря 2011 года с официальным визитом в Мьянму прибыла госсекретарь США Хиллари Клинтон. Это был первый визит американского госсекретаря в Мьянму (Бирму) с 1955 года. Клинтон официально объявила о начале нового этапа отношений между двумя странами. За этим последовало смягчение американских санкций в отношении Мьянмы.
Еще до визита Клинтон в Мьянму спецпредставитель президента США по Мьянме, ныне посол в этой стране Дерек Митчелл, встретился с политическим руководством Мьянмы и с главнокомандующим силами обороны Мьянмы генералом Мин Аунг Хлайнгом. На переговорах подробно обсуждался вопрос о возобновлении сотрудничества между Мьянмой и США в военной сфере. Впрочем, это сотрудничество со времён правления генерала Не Вина и не прекращалось. После переворота 1988 года, когда новый бирманский военный режим отказался от социалистической ориентации, сотрудничество с США в военной области только укрепилось. Многие молодые офицеры из Мьянмы, ставшие теперь генералами, в своё время прошли стажировку в военных академиях США.
В конце октября с.г. правительство США предложило властям Мьянмы направить своих наблюдателей на совместные учения США и Таиланда «Золотая кобра» - крупнейшие в Азиатско-Тихоокеанском регионе военные маневры с участием США. Это приглашение стало своеобразным ответом на выдвинутую в конце 2011 года инициативу Пекина начать совместно с военными из Мьянмы, Таиланда и Лаоса военное патрулирование на реке Меконг в целях борьбы с пиратством.
Приступив к планомерному созданию антикитайского военно-политического блока в АТР ещё в годы первого президентства Барака Обамы, умело подпитывая опасения соседей КНР, вызванные быстрым экономическим подъёмом китайского гиганта, Вашингтон стремится отсечь Китай и от необходимых ему ресурсов, и от потенциальных союзников. Мьянма становится в этих планах ареной «большой игры» за геополитическое влияние в Юго-Восточной Азии.