Россия – Ирак: соглашения на песке

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

10 ноября из Багдада пришла серия противоречивых официальных сообщений, касающихся достигнутых месяцем ранее договоренностей о закупке Ираком российского вооружения. Одни высокопоставленные чиновники иракского правительства заявили, что контракт был аннулирован, поскольку у премьера Нури аль-Малики появились подозрения в непрозрачности действий российской стороны. Другие, не менее важные фигуры, эти заявления опровергли и отметили, что «все идет своим чередом». Наконец, третьи указали на то, что в действиях иракских лиц, причастных к заключению контрактов, возможно, присутствовала «коррупционная составляющая», а потому изучается возможность направления в Москву новой делегации для пересмотра условий сделки.

Понятно, что контракты на поставки вооружений и военной техники – сфера деликатная, но в данном случае о подготовке соглашений многое было известно заранее. Так, в мае 2011 года Багдад с рабочим визитом посетил министр иностранных дел РФ С.Лавров, где, согласно официальным сообщениям, были «рассмотрены вопросы развития военно-технического сотрудничества между нашими странами». Президент Ирака Джаляль Талабани после встречи с главой МИД РФ подтвердил заинтересованность иракской стороны в российском вооружении и прямо заявил: «Конечно, будем покупать, потому что оно дешевое и надежное».

В апреле, июле и августе 2012 года в Москву приезжали иракские военные делегации, в том числе во главе с исполняющим обязанности министра обороны Саадуном Дулейми, в ходе этих визитов была подписана серия контрактов на поставку российской боевой техники и вооружения. В начале октября состоялся рабочий визит в РФ премьер-министра Республики Ирак Нури аль-Малики, которого приняли премьер Д.Медведев и президент В.Путин. В ряде российских СМИ появились радужные комментарии о «многомиллиардных сделках» и развитии отношений с Ираком – страной, которая всего два десятилетия назад была одним из крупнейших стратегических партнеров Москвы на Ближнем Востоке и ключевым игроком в важнейшем регионе мира. В частности, упоминались контракты на поставку в Ирак 30 ударных вертолетов Ми-28Н и 42 зенитных ракетно-пушечных комплекса "Панцирь-С1" на сумму более 4,2 млрд. долл., а также обсуждались перспективы продажи Ираку «некоторого количества истребителей МиГ-29М/М2 и тяжелых бронированных боевых машин».

Будучи в Москве, Н. аль-Малики в своем интервью программе «Вести в субботу» (телеканал «Россия 1») отметил: «Еще в условиях нахождения американских войск на нашей земле мы отправили нашу делегацию для закупки российского вооружения, но ничего не добились в то время. Однако Россия, и это очень хорошо, внимательно следила за развитием обстановки в Ираке, и мне представляется, что россияне теперь понимают, что иракцы, если говорят да, то это и имеют в виду, то же самое, когда мы говорим нет».

Последовавшие спустя месяц сообщения об отмене договоренностей произвели эффект «ушата с холодной водой»: мало того, что, судя по всему, они стали полной неожиданностью для Москвы, так еще и самой формой подачи такой «необычной новости» Багдад существенно ограничил возможности для дипломатических реверансов, поскольку фактически перевел тему в скандальную плоскость. Первая реакция из Москвы свелась к сообщению агентства «РИА Новости», которое распространило слова неназванного высокопоставленного представителя оборонно-промышленного комплекса РФ: «За заявлениями Ирака об отказе выполнения контрактов на поставку вооружений стоят власти США, которые пытаются не допустить реализации российско-иракских договоренностей». Это действительно не вызывает никаких сомнений.

Примечательная хронология:

- 10 октября премьер-министр Ирака в Москве заявил, что США не смогут заблокировать подписанный Багдадом контракт на закупку российского вооружения: «Будь то закупки оружия, или нефти, или политические какие-то консультации, мы по этим вопросам ни с кем не советуемся. Наша внешняя политика состоит в том, чтобы исходить из своих интересов».

- 19 октября в Багдад прибыл заместитель министра обороны США Эштон Картер, который провел встречи с Н. аль-Малики и «обсудил пути расширения стратегического партнерства между Ираком и США, которое приобретает, как никогда ранее, большое значение». Исполняющий обязанности министра обороны Ирака Саадун ад-Дулейми добавил, что Ирак обсуждал с официальными представителями США вопрос закупки систем ПВО и ударных вертолетов AH-64D «Апачи»;

- 8 ноября премьер аль-Малики в интервью телекомпании «ар-Рашид» заявил: «Мы стремимся к тому, чтобы вооружить иракскую армию в основном американскими образцами»;

- 10 ноября из Багдада пришли сообщения об аннулировании оружейной сделки с РФ;

- 15 ноября Нури аль-Малики и командующий Объединенным командованием ВС США генерал Джеймс Мэттис дружно подтвердили «продолжение стратегического партнерства между Ираком и США, в том числе в области военного сотрудничества и вооружений».

Краткий исторический экскурс. В конце 1980-х годов ВС Ирака являлись самыми мощными в регионе. Под ружьем находилось около миллиона военнослужащих, свыше 60% техники и вооружения сухопутных войск было советского производства, в ВВС и ПВО доля советских образцов составляла примерно половину (к слову, в 1990 году иракские ВВС были шестыми в мире по количеству боевых самолетов и имели на вооружении весьма современную авиатехнику, в том числе МиГ-25, МиГ-29 и Су-24), в армейской авиации треть вертолетов была с маркой «Сделано в СССР». Среди других крупных поставщиков военной техники и оружия были Китай, Франция, Бразилия, СФРЮ и Германия. С тех пор картина изменилась радикальным образом.

В 2003 году в результате возглавляемой США «глобальной борьбы с терроризмом» Ирак был оккупирован, а иракская армия перестала существовать. С тех пор все ключевые решения в Багдаде принимались сначала самими американцами, а затем, после формальной передачи власти, - по согласованию с ними и под их контролем. Естественно, это касается и сферы поставок оружия и военной техники в Ирак: США на правах победителя полностью контролируют эти вопросы и определяют, кого и в какой степени «допустить к пирогу».

Сегодня США имеют свыше 400 контрактов с Ираком на поставку боевой техники и вооружения на общую сумму свыше 13 млрд. долл. Среди самых крупных сделок – 36 истребителей F-16IQ (иракские летчики и техники уже находятся в США на обучении). Это будут первые боевые реактивные самолеты в заново создаваемых ВВС Ирака: ранее (в 2007-2010 гг) американцы передали 30 легких разведывательных турбовинтовых самолетов (Cessna AC-208, SB7L-360A и King Air 350ER), 15 учебных Т-6А, а также военно-транспортные (два средних С-130Е и 24 легких King Air 350E).

Сухопутным войскам «нового Ирака» переданы 140 танков «Абрамс» М1А1М, а также около 8500 многоцелевых автомобилей HAMWEE (за эти бывшие в употреблении машины, фактически списанные из боевых подразделений ВС США по причине уязвимости для мин и самодельных взрывных устройств, Ирак заплатил около 200 млн. долл.). Только за три года (2008-2011) объем фактических поставок американского оружия и военной техники в Ирак составил почти 6,6 млрд. долл., или 85% от всего объема импорта вооружений Ирака за указанный период.

Вторым после США крупнейшим поставщиком оружия и боевой техники в Ирак стала Украина: общая стоимость контрактов превышает 2,4 млрд. долларов. При этом сами украинские эксперты отмечают, что «в выборе Ираком именно украинской военной техники не последнюю роль сыграла позиция Вашингтона»… Уже в октябре 2004 г. между МО Украины и Ирака было подписано соглашение «О двустороннем сотрудничестве», и в кратчайшие сроки был заключен первый контракт – на поставку около 2000 автомобилей «КрАЗ» на сумму 78 млн. долл. В 2006 году Ирак закупил 50 единиц украинской бронетехники, в 2007-м Украина поставила 110 снятых с хранения боевых машин пехоты БМП-1. Под эгидой Украины появился даже некий импровизированный восточноевропейский «консорциум» по поставкам в Ирак военной техники, в частности – так называемого украинско-польского бронетранспортера БТР-80УП (в г. Николаеве старые советские БТР-80 подвергаются модернизации и поставляются в Ирак как новые). В июне 2005 года Министерство обороны Ирака оформило заказ на поставку 115 таких машин (сумма контракта составила 30 млн. долл.). В ноябре 2006-го в Николаев со складов МВД Венгрии были доставлены 66 единиц БТР-80 для их восстановления и «модернизации» до уровня БТР-80УП в различных модификациях, затем эти бронетранспортеры были поставлены в иракскую армию.

19 декабря 2008 года была подписана Хартия о стратегическом партнерстве Украины и США. Одним из практических результатов этого соглашения стало согласие американцев финансировать поставки в Ирак украинской боевой техники и вооружения за счет средств, выделенных правительством США по программе перевооружения иракской армии. В конце 2009 года было заключено соглашение на поставку в Ирак бронетехники на сумму 457,5 млн. долл. - Украина получила право доставить заказчику 420 бронетранспортеров БТР-4Е: 270 линейных (с 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1), 80 командирских, 30 штабных, 30 медицинских и десять ремонтно-эвакуационных (4 апреля 2012 года иракская армия получила последние из закупленных машин).

18 ноября 2011 года в Багдаде состоялась официальная передача Министерству обороны Ирака первого из шести заказанных транспортных самолетов Ан-32Б (сумма контракта более 80 млн. долл.). В прессе сообщалось о контракте на поставку танков Т-80УД и «Оплот» (150 единиц), украинские предприятия также будут оказывать услуги по ремонту и модернизации бронетанковой и другой боевой техники и вооружения.
 
Третьим крупнейшим поставщиком неожиданно для многих может оказаться Чехия. В 2010 году была достигнута предварительная договоренность о поставке в Ирак самолетов L-159. Контракт был оформлен в октябре 2012-го, им предусматривается покупка 24 учебно-боевых истребителей Aero L-159 ALCA (стоимость сделки, по словам представителя МО Чехии, составляет почти миллиард долларов). При этом первые четыре самолета, по информации иракской стороны, Багдад должен получить бесплатно в ближайшие семь месяцев.

По объему поставок за Чехией следует Сербия. В период с 2008 по 2011 год Сербия поставила в Ирак вооружения и военную технику на сумму 335 млн. долл., в том числе 20 учебных самолетов «Ласта-95», минометы различных калибров и боеприпасы. В настоящее время обсуждается возможность продажи Ираку БТР «Лазар».

Появление Сербии в списке основных поставщиков иракской армии имеет любопытные нюансы. В 2009 году Министерство обороны Ирака заявило, что в Сербии находятся 19 иракских самолетов МиГ-21 и МиГ-23, которые прибыли туда в 1989 году на ремонт, работы полностью оплачены, но машины не были возвращены из-за международных санкций. Белград посетила иракская делегация во главе с командующим ВВС (генерал Анвар Мухаммед Амин), которая провела переговоры с правительством Сербии о восстановлении и возврате самолетов.

Представитель МО Ирака Мухаммед аль-Аскари заявил тогда, что «эти самолеты исключительно нужны Ираку, поскольку в настоящее время в ВВС нет реактивных самолетов, обладающих возможностями проведения наступательных или оборонительных операций». По данным сербского независимого телеканала В-92, Белград обещал предоставить два самолета немедленно, а остальные восстановить в срочном порядке. Но это не входило в планы США, а потому ни один МиГ в Ирак отправлен не был, но Сербия получила право поставить учебные самолеты (по мнению ряда экспертов, в обмен на смягчение позиции по Косову).

Стараются не отстать и другие страны бывшего «социалистического блока», а ныне активные члены НАТО, которым Вашингтон позволил заработать на продаже оружия Багдаду. Так, Венгрия в 2006 году поставила в Ирак партию из 77 танков Т-72, которые прошли модернизацию на заводе американской компании Defense Solutions. В частности, были установлены новая система управления огнем, приборы ночного видения и системы связи. 31 мая 2012 года было подписано соглашение на поставку в Ирак из Болгарии пятисот модернизированных легких гусеничных многоцелевых бронированных машин МТ-ЛБ (эту технику советской разработки выпускает завод TEREM в Тырговиште). Стоимость контракта - около 77 млн. евро. Первый образец доставлен в Ирак для проведения войсковых испытаний.

А что же Россия, которая является вторым в мире после США крупнейшим поставщиком боевой техники и имела во многих арабских странах, включая Ирак, прочнейшие позиции? В СМИ можно найти публикации о том, что Россия в 2011 году поставила в Ирак вертолеты. Действительно, в Ираке есть 22 вертолета Ми-171Е, построенные авиационным заводом в Улан-Удэ, и 16 вертолетов модификации Ми-17В-5 Казанского вертолетного завода. Однако история эта характерна и показательна.

В декабре 2007 года американская фирма Arinc (Aeronautical Radio Incorporated, г. Аннаполис) получила от министерства обороны США подряд в рамках программы иностранных военных продаж США (U.S. Foreign Military Sales - FMS) на реализацию внеконкурсного контракта по закупке и поставке в Ирак 22 вертолетов российского производства. Выбор пал на вертолеты Ми-171Э, поскольку на заводе в Улан-Удэ налажено их серийное производство, а в Ираке еще остались летчики и техники, хорошо знакомые с эксплуатацией советских вертолетов Ми-8 (Ми-171 – это модификация Ми-8). Предполагалось быстро получить дешевые и неприхотливые машины в базовой комплектации, дооборудовать их в соответствии с требованиями МО США и одновременно сэкономить на подготовке летного состава и технического персонала. Было выделено 322 млн. долл., начало поставок запланировано на февраль 2009 года.

Американская фирма Arinc, оказавшись главным подрядчиком на поставку в Ирак российских вертолетов, подключила российскую же компанию Air Freight Aviation (создана в 2000 году в Шардже, ОАЭ, выполняет контракты главным образом в интересах НАТО, Центрального командования ВС США, бундесвера и т.д.). Последней и поручили переоборудование машин в модификацию СТ (counter terrorism) - установить вооружение, системы управления огнем, связи и навигации. В совокупности с задержкой получения лицензии на экспорт в РФ такая схема привела к срыву сроков поставок более чем на год, а перерасход составил 24 млн. долл. (цена одного вертолета в конечном итоге превысила 15 млн. долларов).

Торговлю оружием, его ремонт, обслуживание и обучение национальных кадров боевому применению застенчиво называют военно-техническим сотрудничеством (ВТС). Между тем для ведущих стран, обладающих мощным ВПК (а к ним, несомненно, относится и Россия), ВТС является не только и не столько категорией финансово-экономической – это мощный рычаг геополитического влияния. Сам статус мировой державы предполагает, что стратегические интересы государства не ограничиваются его национальными границами. Эти интересы отстаиваются в очень жесткой конкурентной борьбе, и Россия, к сожалению, часто остается в проигрыше, причём речь идет не только об упущенной выгоде и потерях репутации.

В феврале 2007 года в Саудовской Аравии побывал с визитом президент В. Путин. В октябре того же года, по данным СМИ, стороны подписали соглашение на поставку 150 вертолетов производства Ми-35 и Ми-17 на сумму более 2 млрд. долл. В 2010 году Федеральная служба по ВТС РФ сообщила, что ведется работа над пакетом соглашений, согласно которому закупка российского вооружения будет проходить по трем направлениям: ПВО, бронетехника и вертолеты на сумму от 4 до 6 млрд. долл. Однако до сегодняшнего дня никаких подтверждений о реализации хотя бы части договоренностей не поступало. С тех пор Саудовская Аравия подписала контракты и уже получила первые партии вооружения и военной техники общей стоимостью свыше 57 млрд. долл., но не из России, а из США. Полностью и надолго потерян для России ливийский рынок, провал за провалом следует на индийских тендерах, список можно продолжить...

 Выражение «политика – искусство возможного» в своё время было одним из любимых у М.Горбачева. Оно, очевидно, казалось ему обтекаемым и многозначительным, позволяющим любые результаты объяснять «высотой планки». На самом деле смысл этого выражения состоит в следующем: политика (если это эффективная политика) имеет дело только с реальностью, с достижимыми целями, а всё то, что лежит за гранью возможного (реального), — это не политика, это благие пожелания и пустые декларации. Изначально мысль звучала так: политика есть учение о возможном, и сформулировал ее Отто Эдуард Леопольд Бисмарк – человек, который вошел в историю как «железный канцлер».







 

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться