Кому выгоден кризис еврозоны? (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Участники последнего заседания Еврогруппы еще не успели приступить к решающим дебатам по греческому вопросу, а известные американские экономисты и финансисты уже приговорили еврозону и вообще мировые фондовые рынки к развалу. Джордж Сорос прогнозирует грядущий выход из зоны евро Германии, а Нуриэль Рубини предсказывает в 2013 году глобальное падение рынков. Даже обычно более сдержанный в прогнозах Пол Кругман настроен в последнее время в отношении преодоления финансового кризиса в Европе весьма пессимистически... По его мнению, Европейский центробанк способен скорее выиграть некоторое «количество времени», нежели разработать дальнейшие шаги. [1]

Как показала практика последних кризисных лет, финансово-экономические прогнозы обычно бывают двух типов: «эволюционные» и «революционные».  Первые носят достаточно осторожный характер и основаны на экстраполяции текущей динамики на вполне обозримую перспективу. В качестве одного из ключевых показателей здесь обычно выступает анализ производственной активности стран и регионов, в частности еврозоны. Прогнозы же второго рода носят апокалиптический характер. Причем зачастую экономический апокалипсис должен возникнуть как-то сразу, в виде взрыва, без особой связи с реальностью.

Европейские экономические перспективы действительно выглядят не лучшим образом. Очевидно, что финансовый кризис уже перекинулся с «проблемных» государств на всю еврозону, в том числе на ее ведущие в экономическом смысле страны. Валовой внутренний продукт 17 государств зоны евро снизился на 0,1% в третьем квартале текущего года по  сравнению с предыдущими тремя месяцами. А ведь и во втором квартале было отмечено падение на 0,2%. [2] Иными словами, еврозона впервые с 2009 года вступила в  зону технической рецессии. Под этим термином понимается сокращение валового внутреннего продукта два квартала подряд. В таких условиях снижение агентством Moody's суверенного рейтинга Франции не стало неожиданным, так же как и обоснование данного шага: речь идет о «неопределенных финансовых перспективах как результате слабеющей экономики». [3]

Однако дают ли эти обстоятельства основания говорить о грядущем в 2013 году «обвале» ведущих рынков, который предсказывает Нуриэль Рубини? Он прогнозирует, что уже в ближайшие месяцы «резко вырастут экономические и политические риски, а инвесторы будут распродавать все активы, которые имеют к этим рискам хоть какое-то отношение». «Кризис уже невозможно залить деньгами, пока не решаются реальные проблемы Европы, США и Китая», - считает эксперт. [4]

Не слишком ли категоричен, однако, известный кризисный «гуру»? Вспомним, что не далее как в августе текущего года возглавляемая Рубини аналитическая компания RGE Monitor прогнозировала, что очередной мощный виток кризиса поразит Европу уже в сентябре. Его катализатором должны были стать, согласно предсказаниям, новые проблемы  в отношениях Евросоюза с Грецией, обращение правительства Испании за поддержкой к европейским антикризисным фондам, углубление кризиса в Португалии, политический хаос в Италии и приход к власти «евроскептиков» в Нидерландах. Все это, указывали эксперты RGE Monitor  (читай: сам Рубини), чревато выходом из еврозоны в начале 2013 года Греции, а в 2014 году - Португалии.

На дворе уже конец ноября, однако ни один из вышеперечисленных факторов не сработал. Испанское правительство за финансовой помощью в ЕС и МВФ так и не обратилось, на выборах в Нидерландах победу одержала проевропейская коалиция. Португалия и Италия также пока «держатся». Даже отношения ЕС и Греции все-таки нельзя охарактеризовать как переживающие новый кризис. Скорее речь идет о вялотекущем взаимодействии – тем более на фоне принятого Еврогруппой решения выделить греческому правительству новые транши на сумму 44 млрд. евро.

Зато в условиях финансово-экономической и политической неопределенности появляется много охотников словить «золотую рыбку в мутной воде». И в этом смысле появление среди предсказателей финансового апокалипсиса фигуры Джорджа Сороса может стать знаковым. Именно его хедж-фонд Quantum Fund NV, зарегистрированный как офшорная компания на карибском острове Кюрасао, снискал себе славу одного из крупнейших игроков на поле финансовых спекуляций. Считается, что за одну только «черную среду» 16 сентября 1992 года Сорос заработал не менее миллиарда долларов на падении британского фунта. Сам финансист объяснил свой успех следованием «теории рефлексивности фондовых рынков». Согласно этой теории, решения о покупках и продажах ценных бумаг принимаются на основе ожиданий цен в будущем, а поскольку ожидания - категория психологическая, они могут подвергаться информационному воздействию. Таким образом, для атаки на ту или иную валюту необходимы согласованные «информационные удары» и одновременные действия валютных спекулянтов по расшатыванию финансовых рынков.

Как знать, не являются ли нынешние прогнозы Сороса, Рубини и Кругмана подобным «информационным воздействием», направленным против евро? Вот и эксперты Capital Economics, развивая тезис Сороса о грядущем выходе из еврозоны немцев, уже подсчитали, что в случае развала еврозоны Германия, Франция, Австрия и Нидерланды могут столкнуться с укреплением своих национальных валют на 10-30%. В данной финансовой компании проанализировали, что произойдет с валютами ведущих государств еврозоны как в случае ее полного распада, так и в результате выхода из нее «проблемных стран». Вывод Capital Economics гласит, что в первом случае реальный курс возрожденной немецкой марки может подскочить на 30%, а денежные единицы Франции, Австрии и Голландии могут укрепиться на 10-20%. Во втором случае «урезанный» евро подорожает на 15%.

«Логично ожидать, что при распаде союза валюты наиболее стабильных стран, имеющих профицит внешней торговли, будут укрепляться. В первую очередь речь идет о Германии, где укрепление может оказаться очень значительным. Менее крупные страны вроде Бельгии и Голландии, значительная часть внешней торговли которых «транзитная», вероятно, постараются привязать свои валюты к немецкой, чтобы избежать чрезмерной волатильности, и они тоже укрепятся», — согласен с выводами коллег экономист немецкого Berenberg Bank Кристиан Шульц. [5] А всё вместе это создаст уникальную возможность для многомиллиардных валютных спекуляций. Так что нынешние прогнозы, сулящие европейскому и другим рынкам скорый распад, могут оказаться началом крупнейшей финансовой операции по перекройке всего европейского валютного пространства в интересах определенных финансовых групп.

Сам Джордж Сорос, к слову, «переводит стрелки» в вопросах европейского финансового кризиса на Германию. По его словам, последняя «по-прежнему готова сделать минимум, но и не больше, чтобы удержать евро вместе, и последние шаги ЕС лишь укрепили немецкое сопротивление дальнейшим уступкам». [6]

Симптоматичен и сложившийся расклад сил  по вопросу о сохранении еврозоны в своем нынешнем составе. Наиболее активно за выход Греции, а в перспективе, возможно, и других «проблемных» стран выступают транснациональные финансовые корпорации и банкиры во главе с МВФ и центробанками стран-членов Евросоюза. [7] Политические же руководители занимают более осторожную позицию, опасаясь запустить тот самый «эффект домино», на который, очевидно, и делают ставку финансовые спекулянты.

(Окончание следует)


[1] ИНТЕРФАКС  0801 100912 MSK 10.09.2012 08:03
[2] REUTERS 0926 151112 GMT
[3]  REUTERS 0959 201112 GMT
[4] http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=3134750
[5] РБК Daily, 22.11.2012
[6] The Project Syndicate США, 30.10.2012
[7] Geopolitika, 03.09.2012

ИСКЕНДЕРОВ Петр Ахмедович - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель радиостанции «Голос России»