В начале декабря почти совпали по времени два события. 5 декабря в Ашхабаде состоялся очередной саммит глав государств СНГ, на котором участники организации были представлены практически в полном составе, а 7 декабря Хиллари Клинтон в резкой форме заявила о намерении США всячески препятствовать процессам интеграции постсоветских государств, назвав их попытками «советизации». Глава Госдепа полагает, что жупел «нового СССР», если им взмахнуть «рукой Вашингтона», разом поставит крест на тех тенденциях, которые обнаружили свою притягательность с образованием Таможенного союза и Единого экономического пространства...
Повестка дня Ашхабадского саммита не содержала в себе ничего необычного. Единственной новостью, действительно заслуживающей внимания, оказалось заявление В. Путина о том, что Россия приветствует желание Узбекистана присоединиться к Зоне свободной торговли СНГ. Причем заявление это касалось не только Узбекистана. Россия, по словам российского президента, будет способствовать углублению экономической интеграции на основе Таможенного союза и Единого экономического пространства, включая присоединение к этим объединениям всех государств, которые изъявят такое желание.
Реакция главы американского Госдепа была вызывающей. В кулуарах конференции по правам человека в Дублине Х. Клинтон выразилась в том смысле, что подавление оппозиционных настроений в странах Восточной Европы и Средней Азии (видимо, в Вашингтоне делают ставку на разогрев этих настроений) может привести к новой «советизации» этих государств под такими названиями, как Таможенный союз и Евразийский союз. Упорно избегая обсуждать вопрос о положении с правами человека и демократией в США (о положении дел в этом вопросе МИД России опубликовал недавно доклад, насыщенный поразительными фактами), Х.Клинтон предпочла говорить о том, что в странах бывшего СССР «пространство для гражданского общества и защиты прав человека и фундаментальных свобод сокращается, а власти становятся намного агрессивнее, пытаясь подавить протест, предотвратить свободу выражения и обмена мнениями». Мол, взирать на все это, сложа руки, США не намерены. «Мы пытаемся найти эффективный способ замедлить или предотвратить этот процесс», - заявила государственный секретарь США.
Процессам интеграции государств СНГ американцы пытаются помешать уже давно, причем самыми разными способами. Один из них – запуск проектов, которые исключили бы ориентацию государств Центральной Азии на Россию. Типичный пример - проект «Новый Шёлковый путь». Зачем «шёлковый путь» Америке, никто не спрашивает, но тем не менее в США над проектом работают уже с 2009 года. В качестве разработчика фигурирует Центр стратегических и международных исследований, в качестве возможных заказчиков – Пентагон и спецслужбы США. Активным лоббистом проекта стал помощник госсекретаря по странам Центральной Азии Роберт Блейк. «"Новый Шёлковый путь", – цитирует его «Голос Америки», – должен стать развитой и широкомасштабной сетью торговых и транзитных связей между Южной и Центральной Азией, которые бы приносили пользу странам этого региона и, в частности, Афганистану и Пакистану».
В материале «Афганистан и "Новый Шёлковый путь"», размещенном на сайте «Голоса Америки» 25 ноября 2011 г. с пометкой «редакционные комментарии отражают точку зрения правительства США», приводится высказывание Р. Блейка о том, что «все ближние и дальние соседи Афганистана ощутят выгоду от прекращения деятельности боевиков, нахождения политического выхода из ситуации и формирования устойчивой экономики в Афганистане», и всё это - благодаря реализации идеи «Нового Шёлкового пути». Р.Блейк убеждает: «Если Афганистан успешно интегрируется в экономику региона, ему будет проще привлекать частные инвестиции, продолжать развиваться и извлекать выгоду из своих огромных минеральных ресурсов». В конце статьи Р. Блейк пишет, что «интеграция Афганистана в регион (Центрально-Азиатский. - А.Ш.), а также интеграция самого региона в глобальную экономику пойдут на пользу проживающим здесь народам». Всё это выглядит как аргументация в пользу «афганизации» Центральной Азии. Учитывая, что Афганистан благодаря американской оккупации стал крупнейшим в мире центром производства наркотиков, нетрудно понять, что сулит его «интеграция в регион».
Следует подчеркнуть, что американские разработчики проекта «Нового Шёлкового пути» последовательно исключили из него Россию, Китай и Иран. В нынешнем виде этот проект не опирается на один реальный центр экономического и технологического роста, и в этом смысле выглядит ирреальным, отвлекающим. Как, например, не учитывать, что сегодня Китай активно инвестирует в экономики всех пяти стран Центральной Азии, включая развитие транспортной инфраструктуры? Китайцы, например, активно продвигают проект строительства железной дороги КНР – Киргизия - Узбекистан и далее через Туркмению и Иран к портам Персидского залива. Однако разработчиков проекта «Нового Шелкового пути» это устроить не может, маршрут этой дороги кардинально отличается от того, который хотели бы видеть они.
В аналитическом сообществе к проекту «Нового Шёлкового пути» относятся довольно скептично. Среди опрошенных «Голосом Америки» экспертов в поддержку проекта высказался только глава Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джонса Хопкинса Фредерик Старр. По его мнению, региональная энергетическая интеграция уже происходит (построены газопровод Туркмения – Китай, нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан), что могло бы послужить основой для стратегии США.
На этом фоне стоит привести категоричную оценку российского аналитика Модеста Колерова, по мнению которого «Новый Шёлковый путь» является политическим и военным проектом, направленным против Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая с целью его подключения к реализуемому в странах Арабского Востока проекту масштабного социального взрыва, направляемого Соединёнными Штатами.
Так или иначе, устами Хиллари Клинтон Вашингтон подал сигнал всем лидерам постсоветских государств. Смысл сигнала прост: попытки укрепления этими государствами своего положения путём объединения усилий в сфере экономической кооперации и интеграции, особенно по линии сближения с Россией будут рассматриваться правительством Соединённых Штатов как нечто, чего следует не допускать.
Фото: blogs.wsj.com