Американская мечта на восемь миллионов долларов

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Визит министра обороны Сербии в США состоялся в ключевой момент с точки зрения выработки и определения внешнеполитических приоритетов нового сербского руководства. Очевидно, что имевшаяся прежде у Белграда теория «четырех опор» сербской внешней политики в лице Европейского союза, России, США и Китая подвергается существенной корректировке… 

Несмотря на все уступки, сделанные Белградом по косовской проблеме, Евросоюз по-прежнему отказывается давать сербам внятные обещания относительно перспектив евроинтеграции. Судя по поступающей из Брюсселя информации, вопрос о начале полномасштабных переговоров между Евросоюзом и Сербией по вопросу о присоединении последней к ЕС уводится в туман. Как заявил французскому информационному агентству AFP источник в штаб-квартире Евросоюза, вряд ли следует ожидать в ближайшем будущем установления четкой даты даже для начала диалога, не говоря уже о прояснении перспектив приема Сербии в ЕС. [1] В Брюсселе дают понять, что к переменам в тамошних настроениях не привело даже начало совместного патрулирования сербами и косоварами на контрольно-пропускных пунктах Jarinje и Merdare, расположенных на административной границе с Косовом. [2]

«Евроопора» сербской внешней политики проседает. И с этой точки зрения интерес Белграда к укреплению отношений с Соединёнными Штатами выглядит вроде бы логично. Однако смысл такого интереса вызывает вопросы.

Восемь миллионов долларов в год – в такую сумму оценивается американское содействие Сербии, о продолжении которого Александар Вучич во время своего визита в Вашингтон попросил главу Пентагона Леона Панетту. А в обоснование своей просьбы сербский министр обороны заявил, что его страна «ценит» связи с Соединёнными Штатами в сфере безопасности. «Мы благодарим Соединенные Штаты, мы хотим, чтобы вы продолжали помогать нам и работали с нами», - цитируют слова сербского министра международные информагентства. [3] При этом зарубежные новостные каналы не преминули отметить тот болезненный для сербов факт, что именно Леон Панетта возглавлял администрацию Белого дома при президенте Билле Клинтоне, фактически отдавшем в 1999 году приказ бомбить Югославию.

Представитель Министерства обороны США, высказавшийся на условиях анонимности, предположил, что в основе запроса Белграда о продолжении американской военной помощи лежит стремление Сербии продолжать «приводить свою военную сферу в соответствие со стандартами НАТО».

Если это действительно так и аноним из Пентагона не ошибся, то приоритеты нового правительства Сербии вырисовываются более зримо. Их можно охарактеризовать как стремление объединить «европейскую» и «американскую» опоры в рамках одного евроатлантического «столпа». Правда, вплоть до настоящего времени Белград всячески отрицал намерение интегрировать страну в Североатлантический альянс. Однако, как говорил один из американских киногероев, «никогда не говори никогда». К тому же любой вопрос имеет свою цену. В данном случае на удивление скромную – 8 млн. долларов. Ну а о тех далёких временах, когда Белград выступал одним из инициаторов и лидеров всемирного Движения неприсоединения, конечно, надо будет забыть окончательно.

Как справедливо заметил однажды знаток игры на мировой шахматной доске Збигнев Бжезинский, Балканы традиционно «представляли собой потенциальный геополитический объект притязаний в борьбе за европейское господство». [4] И США в этой борьбе столь же традиционно используют самые различные рычаги – от финансовой поддержки своих союзников до содействия территориальному расчленению оппонентов. Вряд ли преувеличением является оценка, согласно которой в войнах США в Афганистане и Ираке счет убитых мусульман шел на сотни тысяч – «по меньшей мере одна Сребреница в неделю». А потому поддержка боснийских мусульман, а также косовских мусульман-албанцев особенно важна для американцев на пропагандистском уровне в их взаимоотношениях с мусульманским миром. [5]

Стоит напомнить, что уже в начале XX века самые острые балканские проблемы – албанская, македонская, боснийская – решались великими державами «в рамках их территориальных претензий на Балканах и доминирования в Средиземноморье и на Ближнем Востоке». [6] Сегодня в этой части мира (Балканы, Средиземноморье, Ближний Восток) всё осталось по-прежнему. США и тот же Леон Панетта  играют огромную роль в обеспечении безопасности в этом макрорегионе – но безопасности своей, американской, и никак не сербской. А на вопрос, какая роль в этой системе отводится Сербии или отрезанному от неё Косовскому краю, где угнездилась крупнейшая американская военная база «Бондстил», пусть ответят сами сербы. Наверное, в лучшем случае – роль разменной карты в сложной игре США с Европейским союзом. Американская администрация – мастер ведения подобных игр. И восемь миллионов долларов - совсем небольшая цена, когда решается задача добиться национально-государственной переориентации ключевой балканской державы.

[1] AFP 071913 GMT DEC 12
[2] DPA 101427 Dez 12 10.12.2012 17:28
[3] AFP 080717 GMT DEC 12
[4] Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2009. С.161-162.
[5] Каргановиħ С., Симиħ Љ. Сребреница: деконструкциjа jедног виртуелног геноцида. Београд, 2010. С.129.
[6] Стоjанов П. Македониjа во политиката на големите сили во времето на Балканските воjни 1912-1913. Скопjе, 1979. С.183.