Большая пресс-конференция президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, состоявшаяся в Бишкеке 24 декабря, ознаменовалась рядом важных заявлений по проблемам внешней и внутренней политики страны. По оценкам аналитиков, общий тон и смысл его заявлений говорит о том, что Киргизия встала на путь тесного союза с Россией.
Одним из наиболее громких стало высказывание А. Атамбаева по поводу дальнейшего пребывания в Киргизии военной базы США. «В международном аэропорту «Манас» не должно быть военной составляющей, - заявил он. - Это моя принципиальная позиция. И она не принята под чьим-то давлением». Присутствие американцев, по словам президента Киргизии, оказывает на регион дестабилизирующее воздействие. Производство наркотиков за 11 лет войны в Афганистане не переставало увеличиваться, причем даже не на всей территории страны, а в одной афганской провинции, которую при желании за это время можно было, по словам А.Атамбаева, «вообще стереть с лица земли». В перспективе присутствие американцев в Манасе может создать для Киргизии большие осложнения. «То, что там находятся вооруженные силы другого государства, создает проблемы для нас. Предпринимались попытки диверсий. И, как сказал один генерал, если по ним нанесут удар, то они дадут ответ по всем базам США», - подчеркнул президент.
Заявления о том, что американцы должны уйти из Манаса, делаются киргизскими президентами не первый раз. Однако дела расходились со словами. Наиболее показательным в этом отношении является опыт предыдущего киргизского президента К. Бакиева. В феврале 2009 г. Россия пообещала Киргизии выделить безвозмездную помощь в размере 150 млн. долл., льготный кредит в размере 300 млн. долл. и еще один кредит в сумме 1,7 млрд. долл. на строительство одной из крупнейших в регионе Камбаратинской ГЭС-1. По мнению аналитиков, неформальным условием предоставления кредитов было прекращение функционирования базы США в Манасе. Однако Бишкек, получив два первых кредита, решил сохранить американскую военную базу, переименовав ее в Центр транзитных перевозок и повысив арендную плату почти в три раза – до 60 млн. долл. в год. Через некоторое время, в апреле 2010 г., режим К. Бакиева пал.
Новое руководство Киргизии во главе с Р. Отунбаевой, отчаянно нуждавшееся в финансово-экономической помощи, вопрос о функционировании базы предпочло не форсировать. Фактически же с американцами была достигнута договоренность о том, что база будет находиться в Киргизии и дальше. Арендная плата для разрушенной революцией республики оказалась совсем не лишней. К тому же и портить отношения с Соединёнными Штатами временное правительство, представлявшее собой конгломерат разрозненных политических сил различной ориентации, явно не хотело. О том, что руководство Киргизии еще два месяца назад продлило договор с американской стороной по военной базе в Манасе, стало известно накануне парламентских выборов 10 октября 2010 г. Причем тогда говорили, что договор продлен на год, но впоследствии стало известно, что уже тогда была достигнута договоренность о трехлетнем сроке пребывания американской базы в Манасе.
В ходе новых выборов президента Киргизии, состоявшихся в октябре 2011 г., победил А. Атамбаев, пообещавший ликвидировать базу в Манасе. «Договор по Центру транзитных перевозок истекает в 2014 году, - заявил он 15 августа прошлого года в интервью российским журналистам, - … в полном соответствии с взятыми на себя обязательствами мы уведомим за полгода до этого срока американскую сторону о прекращении действия договора, и с 2014-го здесь будет крупный гражданский международный транспортный узел». Прежнее руководство республики, по его словам, уже достаточно испортило ее международную репутацию, не исполняя взятые на себя обязательства. И для того чтобы исправить ситуацию, достигнутые ранее договоренности необходимо выполнить.
В Киргизии часто строят предположения о том, почему киргизские власти до сих пор не спешили выполнять обещания о ликвидации базы в Манасе. По словам лидера партии «Акшумкар» Темира Сариева, «у экс-президента Кыргызстана Курманбека Бакиева всегда был единственный аргумент - военная авиабаза «Манас». Некоторые международные организации значительно влияют на политические процессы в Кыргызстане, но как только Курманбек Бакиев упоминал о военной базе, все вопросы отходили на второй план, в том числе и соблюдение прав человека». Не случайным было и продление договора по базе США президентом переходного периода Р. Отунбаевой. По мнению директора Центра методологии наук и социальных исследований Нурбека Омуралиева, за преступления против человечности во время межэтнических столкновений на юге Киргизии членов временного правительства можно было привлечь к ответственности по вердикту Международного уголовного суда. «Но в отдельных кругах уверяют, - отметил он, - что пока в Кыргызстане есть этот Центр транзитных перевозок, или база, как его чаще называют, нашим властям ничего не грозит».
Явно не хотят расставаться с базой и США, хотя большая часть их войск к 2014 г. должна покинуть Афганистан. Авиабаза в Манасе, говорят американцы, нужна им для обеспечения «ограниченного» военного присутствия. Сроки окончания этого присутствия пока вообще не ясны. В конце июля в Конгрессе США состоялись слушания на эту тему, в ходе которых помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блэйк сообщил, что американская сторона ведет с Киргизией переговоры о сохранении базы.
Порядок своих действий после ухода американцев из Афганистана киргизское руководство в целом уже определило. По словам А. Атамбаева, у Бишкека «есть определенные договоренности с Россией по поддержке армии Кыргызстана». А.Атамбаев также отметил целесообразность появления на юге Киргизии еще одной российской военной базы. «Я был бы только «за», если бы на юге Кыргызстана была еще одна силовая подпорка», - заявил он на пресс-конференции. Раньше созданию в южных регионах республики российской базы препятствовал, по его словам, прежний министр обороны РФ А. Сердюков, но, возможно, при новом главе оборонного ведомства ситуация изменится… Вопрос о размещении в Южной Киргизии российской военной базы поднимался в последние годы правления К. Бакиева, но тогда он не был решен. Однако в условиях вполне вероятного обострения ситуации в Афганистане необходимость появления такой военной базы в Ферганской долине становится всё острее.
Прежнего российского министра обороны А. Атамбаев обвинил и в том, что до сих пор не решен вопрос о передаче России контроля над заводом «Дастан», производящего реактивные торпеды для российского Военно-морского флота. А. Сердюков, по его словам, был категорически против того, чтобы российские компании пришли в «Дастан». При этом будущее у завода есть только в случае развития сотрудничества с Россией, иначе завод придется закрывать, как это произошло с другими киргизскими машиностроительными предприятиями, построенными в советский период.