Запад ждёт от президента Сербии полной сдачи позиций по Косову

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Через несколько дней, 6 февраля, президент Сербии Томислав Николич подойдёт к своему первому серьёзному Рубикону. В Брюсселе его будет ждать президент Косово Атифете Яхъяга. По словам анонимных брюссельских дипломатов, президенты должны будут «вдохновить премьеров на продолжение диалога в конструктивном смысле и на достижение новых компромиссов». [1]

О каких «новых компромиссах» идёт речь, если учесть, что практически все предыдущие договорённости, достигнутые при посредничестве ЕС, носили характер уступок с сербской стороны?

Как сообщает ведущая приштинская албаноязычная газета «Коха диторе», Николич и Яхъяга должны будут подписать некий документ, символизирующий окончательную нормализацию отношений между Белградом и Приштиной. Правда, это произойдет не 6 февраля, поскольку утверждённая в Брюсселе повестка дня предусматривает целую серию встреч президентов. По свидетельству пожелавшего сохранить анонимность представителя ЕС в Приштине, единственная уступка, на которую в этом плане пошло руководство Евросоюза, заключается в том, что итоговый документ не будет именоваться «Договором». «Тем не менее, документ станет окончательным соглашением о нормализации отношений и не будет особо отличаться от договора». [2]

Не является секретом, какое именно содержание албанские руководители Косова вкладывают в подписание итогового документа. По имеющейся информации, главным пунктом в нём должно стать обязательство Сербии не препятствовать обретению Приштиной членства в ООН. Данное положение не только будет означать фактическое признание Белградом косовской независимости, но и позволит косоварам обойти препятствие в лице России, которая ранее устами своих дипломатов давала понять, что поддержит то решение проблемы Косова, которое окажется приемлемым для Сербии.

Сейчас главный сербский переговорщик по Косову премьер Ивица Дачич всячески подчеркивает, что вопрос о кресле для Косова в ООН никогда даже не поднимался на брюссельских переговорах, поскольку подразумевает обсуждение «всего пакета по урегулированию проблемы Косова». Однако по информации косовских СМИ, данный вопрос уже вышел на уровень международных дискуссий, и на его решение особенно влияет Германия. Берлин заявил сербской стороне, что без положительного решения вопроса о членстве Косова в ООН брюссельские переговоры не могут считаться успешными – со всеми неблагоприятными последствиями для заявки Белграда на вступление в ЕС. Комиссар ЕС по вопросам расширения Штефан Фюле ту же мысль выразил более обтекаемо, но по сути подтвердил, что у Сербии нет иного выхода, кроме как снять свои  возражения против приема Косова в ООН.  По его словам, ни Косово, ни Сербия «не смогут блокировать друг друга на пути к европейской интеграции». [3]

О том, что от Сербии потребуют снять возражения против приема Косова в ООН (а, следовательно, и во все другие международные организации), заявил и один из «теневых архитекторов» балканской политики США профессор Института по проблемам мира Даниэль Сервер. По его словам, Сербия даже в случае нормализации отношений с Косовом не получит членства в Евросоюзе «еще десятилетие». А для того, чтобы добиться от Брюсселя хотя бы назначения даты начала переговоров о евроинтеграции, сербскому правительству необходимо пойти дальше: «установить дипломатические отношения и обменяться послами с Косовом».

В откровениях Даниэля Сервера интересно даже не изложение позиции США, а указание на то, что точно такой же является и позиция Евросоюза: Брюссель ожидает от Белграда не обтекаемой «нормализации отношений» с Приштиной, а именно установления с ней дипломатических отношений. Это требует Германия, с этим согласны все 22 государства-члена ЕС, признавшие самопровозглашенную косовскую независимость. [4] Что же касается вышеупомянутой «нормализации отношений», которую все последние месяцы представители Евросоюза называли главным условием для Белграда по Косову, то, по признанию Д.Сервера, оно означает лишь «достижение соглашения по Северному Косову». [5] Собственно говоря, подобным соглашением уже можно считать решение о создании Фонда для Северного Косова, подконтрольного Брюсселю и Приштине.

С учетом этого расклада сил смысл предстоящих встреч Томислава Николича и Атифете Яхъяги хорошо понятен. Данные встречи нужны для того, чтобы засвидетельствовать подписью главы Сербского государства решение об установлении дипломатических отношений Сербии с Косовом и согласие Белграда на приём Приштины в ООН. Разумеется, даже наиболее рьяные поборники «косовского проекта» в США и ЕС не ожидают, что это произойдет уже на первой встрече двух президентов. Она, скорее, будет носить протокольный характер и зафиксирует готовность партнеров к продолжению «диалога», хотя сценарий, который написан в Вашингтоне и Брюсселе, не имеет ничего общего с диалогом. Речь идет о «дорожной карте» сербских уступок, которая преследует двуединую цель: снять последние возражения Сербии против независимости Косова и одновременно лишить смысла принципиальную позицию России по косовской проблеме. Последнее стало бы наиболее успешной политической комбинацией Запада против России за последние годы – разумеется, в том случае, если у Белграда и Москвы не окажется в запасе ответных шагов, способных изменить всю западную партитуру по Косову.