Российско-белорусские ТНК

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

С начала 2013 года в рамках Союзного государства активизировались планы создания российско-белорусских транснациональных корпораций. 

В Белоруссии достаточно успешно действуют ряд совместных предприятий, которые с известными оговорками можно назвать прообразами будущих российско-белорусских транснациональных корпораций. Так, в 1994 году было организовано СП ОАО Брестгазоаппарат, в котором «Газпрому» принадлежит 51% капитала. В 2002 году после реорганизации в ОАО Мозырский НПЗ (один из двух нефтеперерабатывающих белорусских гигантов) доля «Газпрома» и ТНК-ВР составила 49%, а в СООО «МТС» (один из ведущих операторов мобильной связи в Белоруссии) доля российских МТС составила те же 49%. В 2005 году после образования совместного ЗАО «Белорусская калийная компания» (одного из крупнейших экспортёров Белоруссии) доля «Уралкалия» составила 50%. Доля российского капитала бывает и большей: так, в созданном в 2007 году СЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод» российскому «Гранд Экспресс» принадлежит 74% активов компании.

В настоящее время наиболее перспективным является образование холдинга «Росбелавто», в котором должны быть объединены активы двух гигантов по производству грузовиков – «МАЗа» и «КамАЗа». Ещё десять лет назад «МАЗ» выпускал около 12 000 автомобилей в год, в то время как «КамАЗ» - 4 000. Однако проблемой «МАЗа», как и Белоруссии в целом, является малый объём внутреннего рынка. К тому же если «МАЗ» ориентирован в основном на экспорт, то «КамАЗ», использующий преимущества огромного внутреннего российского рынка, – на продажи внутри страны. Эти факторы и привели к тому, что в настоящее время «МАЗ» выпускает около 30 000 автомобилей в год, а «КамАЗ» уже вдвое больше – 60 000. Однако даже этой цифры недостаточно для решения задачи, поставленной российским руководством – провести замену и утилизацию отслуживших свой срок грузовиков по всей стране. Здесь мощности «МАЗа» могли бы сыграть важнейшую роль. Помимо этого российскую сторону интересуют вопросы удешевления комплектующих, общие технические наработки - опыт белорусов для наращивания выпуска современных моторов, коробок передач и других элементов автомобилей. «МАЗ» же в первую очередь ищет дополнительные выходы на российские рынки и не только для грузовиков, но и для своих автобусов.

Выпускаемая на «МАЗе» техника соответствует экологическим стандартам Евро-3, Евро-4, Евро-5. Под маркой «МАЗ» с конвейера сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования (более 500 моделей и модификаций). Начиная с 1995 года, «МАЗ» выпускает городские, междугородние, туристические и специальные автобусы (15 моделей  более чем в 100 исполнениях). Производит «МАЗ» и другую технику. Так, на заводе автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава» изготавливают автофургоны, автомобильные и грузовые прицепы, рефрижераторы и торговую специализированную автотехнику (более 300 моделей). ОАО «Кузнечный завод тяжелых штамповок» специализируется на изготовлении поковок и штамповок из сортового проката, штамповке на кривошипно-горячештамповочных прессах, штамповочных молотах, молотах свободной ковки с последующей термообработкой и очисткой, а также на изготовлении лонжеронов, картеров заднего моста, балки передней оси, ободьев колес семейства автомобилей МАЗ. Это единственный в СНГ производитель ободьев колес для автомобилей грузоподъемностью 40-240 тонн. ОАО «ОЗАА» (г. Осиповичи) специализируется на выпуске деталей, узлов и комплектующих из алюминиевого литья, стеклопластика, литьевой пластмассы. Здесь производятся каноэ, лодки, водные велосипеды, оборудование для спортивных залов и площадок.

Весь этот производственный потенциал может быть использован для насыщения российского рынка и увеличения союзного экспорта. Показательно, что в день первого сообщения о возможном объединении акции «КамАЗа» на ММВБ сразу же выросли на 10%. Возможное слияние одобрили все акционеры «КамАЗа» - «Ростехнологии» (49,9% акций), «Тройка Диалог» (27,26%), Daimler (11%), ЕБРР (4%). 

Обсуждается также проблема слияния «Гомсельмаша» и «Ростсельмаша». 

«Гомсельмаш» благодаря постоянно проводимой на предприятии модернизации развивается достаточно успешно. Сельскохозяйственная техника с маркой «Палессе» изготавливается как на самом «Гомсельмаше», так и на совместном предприятии «Брянсксельмаш» в Брянске с использованием машинокомплектов «Гомсельмаша», кроме того - на совместных производствах в Удмуртии, Ульяновской и Амурской областях, Красноярском крае и других регионах России. Cоздано и успешно работает совместное предприятие в г. Костанае (Казахстан) на базе ОАО «Агромашхолдинг» по производству зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. В Китае в Харбине организовано изготовление кормоуборочных комбайнов КСК-600 и початкоуборочных комбайнов КПС-4 из машинокомплектов «Гомсельмаша». В Аргентине и Чехии работают филиалы компании. «Гомсельмаш» производит уже модельные ряды машин различного назначения, что позволяет обеспечить техникой от одного производителя все основные технологические процессы растениеводства, от комплексной обработки почвы и посева до уборки урожая: комбайны и комплексы для уборки зерновых и кормовых культур, сахарной свеклы, картофеля, льна; косилки, прицепные и навесные машины для комплексной обработки почвы. 

В состав «Ростсельмаша» входит 13 предприятий. Производственные площадки расположены на территории Канады, России, США, Украины и Казахстана. Продуктовую линейку «Ростсельмаша» составляют более 20 типов сельхозтехники, свыше 100 моделей и модификаций, в том числе зерноуборочные комбайны Torum, Acros, Vector, Niva, кормоуборочные комбайны RSM 1401, Don 680M, тракторы Versatile, а также прицепная и навесная кормоуборочная техника, техника для хранения и переработки зерна. Продажа осуществляется в 26 странах мира, дилерская сеть - более 500 сервисных центров и филиалов. Естественно, что соединение таких производственных возможностей стало бы серьёзным событием на рынке производителей сельскохозяйственной продукции. 

Кроме этого в разработке находятся несколько перспективных проектов. Два из них касаются транспорта и логистики. Белоруссия выказала готовность рассмотреть возможность переориентации своих грузовых потоков из портов Прибалтики, в связи с чем рассматривается план создания единого государственного контейнерного оператора на базе российского «Трансконтейнера». ОАО «РЖД» может внести 50% (плюс одна) акций «Трансконтейнера», а ОАО «БелЖД» - грузовой логистический терминал в Бресте плюс 3 000 ситтинговых платформ. К слову, напомню, что именно в Бресте заканчивается широкая железнодорожная колея, и все составы и грузы переставляются на европейскую узкую. В этом, собственно, и заключается ключевая и важнейшая роль брестского терминала. В перспективе к новой ТНК может присоединиться и Казахстан, внеся активы «Казтранссервиса» и «Кедентранссервиса». Если всё это произойдёт, в СНГ появится новый логистический оператор с активами в 2 миллиарда долларов.

Рассматриваются и возможности реализации совместных проектов в сферах высоких технологий (полупроводники, лазерные установки, медицинское оборудование, микроэлектроника, производство лекарственных препаратов), освоения природных ресурсов. Белоруссия далеко продвинулась в сфере лесного хозяйства и лесозаготовок. Это опыт востребован и в России, особенно в таких регионах, которые специализируются на лесозаготовках. Привлечение белорусских специалистов и компаний позволило бы новой совместной компании повысить степени глубины переработки древесины, больше использовать в качестве топлива и сырья остатки в виде сучьев, щепы, а также проводить плановые рекультивации вырубок с восстановлением лесных насаждений.

Сейчас список таких совместных возможностей уточняется и согласовывается. Жизнь повелительно требует переходить от деклараций о намерениях и заверений в дружбе к осуществлению крупных совместных российско-белорусских проектов…

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться