Диспозиция битвы за Темелинскую атомную электростанцию выглядит следующим образом. Правительство Чехии приняло решение о постройке третьего и четвертого энергоблоков на АЭС рядом с местечком Темелин (в 24 км от города Чешске Будейовице). Речь идет об АЭС советского образца с реакторами типа ВВЭР-1000. Проект достройки станции оценен в 15 млрд. долларов. Вокруг него и разбушевались страсти, всё больше приобретающие вид политического скандала. Конкурентом чешско-российского консорциума MIR.1200, включающего чешскую компанию SKODA JS и российские ЗАО «Атомстройэкспорт» и ОАО ОКБ «Гидропресс» выступила японско-американская фирма «Вестингауз»...
В 2013 году чехи по итогам проводимого отбора-тендера должны принять окончательное решение о выборе предпочтительного подрядчика. 29 января на пресс-конференции в Праге Денни Родерик, генеральный директор «Вестингауза», заявил, что «поведение русских в тендере является невежливым». По словам Д. Родерика, россияне распространяют «некорректное» утверждение о том, что будто бы «только они могут обеспечить участие чешской промышленности в заказе столетия». Действительно, чешско-российский консорциум не делает секрета из того, что готов и намерен до 70 процентов заказов на оборудование и услуги разместить на местных чешских предприятиях. То есть инвестиции, выделяемые на достройку, не уйдут на сторону, а останутся в Чехии. И это — весомый аргумент в пользу предложения чешско-российского тандема.
Мистер Родерик - выходец из Питтсбурга, столицы американской сталелитейной промышленности, и тесно связан с этим бизнесом, о чём говорит и его участие в профинансированной «Вестингаузом» в чешской Остраве конференции «Достройка АЭС «Темелин» и перспективы чешской сталелитейной промышленности». На конференции было заявлено, что если компания из США выиграет тендер, то разместит заказ у чешских производителей на сталь и стальные конструкции общим весом в 80 тысяч тонн. Как гордо прокомментировал Денни Родерик, это потянет по весу на три Эйфелевы башни (умолчав о том, что такой заказ составит всего 1% от общего объема производства стали в Чехии).
Свой комментарий на выпад главы «Вестингауза» дал представитель «Росатома» в Чешской Республике Павел Влчек. «Для «Росатома» и консорциума МИР 1200, - заявил он, - Чешская Республика однозначно не является лишь сталелитейным цехом европейского значения. Использование сырья и другой продукции, произведенной на местных предприятиях, является для нас естественным ходом развития событий…. Однако то, что мы считаем главным плюсом нашего предложения для чешской промышленности, — это закупка товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью у предприятий ЧР. Чешская Республика для нас является, в первую очередь, партнером с высококвалифицированными, образованными и опытными работниками мирового уровня». И все эти годы «Росатом» неоднократно подкреплял слова делом. С 2007 по 2011 год российская компания закупила у чешских предприятий различной продукции почти на 2,5 млрд. крон, а только за 9 месяцев 2012 года – на сумму более 3 млрд. крон.
Раздражение руководства «Вестингауза» вызывает и то, что «Росатом» не исключает финансового участия в проекте. Российский концерн может либо стать совладельцем Темелинской АЭС, либо предоставить кредит, покрывающий всю стоимость намеченных работ. Д.Родерик обвинил россиян в том, что их инициатива якобы нарушает нормы и стандарты Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). Взамен «Вестингауз» готов взять кредиты под очень льготный процент в американском Экспортно-импортном банке и его японском аналоге JIBC, но сделает ли это российское предложение менее привлекательным, сомнительно.
Выпад главы «Вестингауза» против «Росатома» вписывается в общий контекст политики США, нацеленной на недопущение, а иногда и выдавливание российского бизнеса из стран Центральной и Восточной Европы.
Здесь уместно вспомнить болгарский прецедент и историю с вынужденным уходом в отставку правительства Бойко Борисова. Причиной отставки стали уличные протесты из-за высоких тарифов на электроэнергию. Дороговизна была предопределена кабальным соглашением, навязанным американскими энергетическими компаниями AES и Contour Global, которые сперва приобрели две местные электростанции, инвестировали в них, а затем пролоббировали контракт на 15 лет. В течение этого периода Национальная электрическая компания Болгарии обязана выкупать всю производимую на них электроэнергию по исключительно высоким ценам, не имея альтернативы.
В Чехии администрация Барака Обамы разыгрывает схожий сценарий. При этом американские представители оказывают неприкрытое давление на чехов. Так, в конце 2012 года Национальная лаборатория Министерства энергетики США в Оук Ридж передала чешскому Институту ядерных исследований (ИЯИ) в Ржежи 75 килограммов солей фтора, используемого в качестве исходного сырья для экспериментов. Предварительным условием этого подарка со стороны американцев было то, что среди учредителей и в руководящих органах ИЯИ не должно быть никого, связанного с российским бизнесом. Чехи капитулировали. Передача солей фтора произошла только после того, как из наблюдательного совета института вывели… представителя компании SKODA JS, в числе акционеров которой значится российская группа ОМЗ (пакет — 16% акций).
Излюбленной линией атаки на реакторы советской сборки и в целом на российские ядерные технологии для западных конкурентов служат намеки на отсутствие гарантий безопасности. Это всегда предполагает отсылку к трагедии в Чернобыле в 1986 году. Вспомним, что Евросоюз потребовал закрыть Игналинскую АЭС советского проекта на том основании, что там, дескать, «реактор чернобыльского типа». Закрытие АЭС было едва ли не главным условиям вступления в Евросоюз, и Вильнюс выполнил требование. Однако надлежащей денежной компенсации литовцам Брюссель не дал: Литве на закрытие АЭС будет выделено на 2014—2017 годы вместо 770 млн. евро, запрошенных местными атомщиками, только 210 млн. евро. И после этого именно Литва стала инициатором проверок технического состояния АЭС в странах Евросоюза.
В начале марта завершилась такая инспекция Темелинской станции, которую проводили семеро экспертов Всемирной ассоциации операторов АЭС (WANO) из четырех стран - Армении, Венгрии, Словакии и России. Вывод международных экспертов едва ли доставит радость «Вестингаузу». Организация работы по эксплуатации АЭС, система управления, радиационная и пожарная безопасность — ничто не вызвало нареканий. Темелинская АЭС надёжна.
Однако нападки на чешско-российский консорциум не прекращаются. Во время своего визита в декабре прошлого года в Прагу Хиллари Клинтон без обиняков заявила: «Мы не стесняемся рекламировать «Вестингауз» («We're not shy about pressing the case for Westinghouse») для достройки Темелинской АЭС, потому что мы верим, эта компания представляет собой лучший опцион в плане безопасности и технологии». Клинтон не преминула также заметить, что Чехия зависит на 60% от поставок российского газа и на 70% от российской нефти, добавив, что выбор в пользу «Вестингауза» будет означать «рабочие места для чехов и американцев».
В Чехии нет единодушия насчёт того, как поступить. Членство в Евросоюзе и НАТО накладывает обязательства. В то же время еще ничто не предрешено. Чешский аналитик по проблемам энергетики Михал Снобр говорит: «Если русские выиграют тендер, безусловно, их влияние на чешскую энергетику возрастет». И тут же, ссылаясь на опыт Германии, которая, напоминает аналитик, не чурается тесного партнерства с Россией в этой сфере, Михал Снобр заключает: от победы русских в тендере на третью и четвертую очередь Темелинской АЭС «вовсе не обязательно будет плохо для Чешской Республики».
При этом в самих США атомная энергетика угасает. Американцы, по мнению экспертов, уже отстают на целое поколение по ядерным технологиям, как по топливу, так и по реакторам. К 2030-м годам, когда будет достигнута, по прогнозам, полная энергетическая самодостаточность США за счет сланцевого газа, практически все АЭС в США будут выведены из эксплуатации.
А теперь сравним с «Росатомом». Сейчас Россия – один из мировых лидеров по количеству энергоблоков, сооружаемых за рубежом (16% мирового рынка услуг по строительству АЭС). В настоящее время по соглашению с другими странами Россия строит два энергоблока в Индии, два — в Болгарии и один — в Иране. Впервые в постсоветской истории в 2007 году были сданы в эксплуатацию два блока Тяньваньской АЭС, сразу ставшей самой мощной атомной станцией в Китае.
Отсюда не так трудно сделать выводы.